25-01-21 / 2021
Новости отрасли
Один год на Октябрьской магистрали

Предложив рынку новые логистические продукты, магистраль привлекла дополнительный грузопоток и увеличила погрузку

Год назад, 24 января 2020-го, генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров представил коллективу Октябрьской железной дороги ее нового руководителя. За это время, несмотря на пандемию и ее экономические последствия, магистраль нарастила объем грузоперевозок, ввела новые логистические продукты и предоставила пассажирам дополнительные маршруты. О том, как магистраль справилась с вызовами времени, и о ближайших перспективах рассказывает начальник ОЖД Виктор Голомолзин. – Виктор Георгиевич, вскоре после того, как вы возглавили Октябрьскую, в стране были введены противоэпидемические ограничительные меры. Что было предпринято, чтобы перестроиться на работу в новых условиях и защитить железнодорожников?

– Конечно, машиниста или дежурного по станции на "удаленку" не переведешь, но для тех работников, которым позволял функционал, был организован доступ к удаленному рабочему столу по защищенным каналам связи. В итоге весной на дистанционный режим мы отправили 8,5 тыс. человек, сейчас так трудятся 9,1 тыс. На Октябрьской железной дороге работают порядка 70 тыс. человек, и более 80% административного аппарата у нас сейчас функционирует в дистанционном режиме. В отношении остальных мы действовали в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора: термометрия, влажная уборка помещений с применением дезсредств, информирование о мерах профилактики.

Уже с первых дней апреля работники обеспечивались всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, был сформирован их месячный запас. Принимались и особые меры. Например, для сотрудников диспетчерского аппарата мы наладили доставку от дома до места работы и обратно по шести маршрутам на комфортных автобусах. На базе клинической больницы "РЖД-Медицина" в Санкт-Петербурге была открыта ПЦР-лаборатория, способная проводить до 300 исследований в сутки.

Срок получения результатов – до суток. Кстати, в феврале начнет работать такая лаборатория и в дорожной поликлинике на станции Мурманск. Все это позволило не допустить ни одного случая массового заражения работников.

Бесперебойный перевозочный процесс на полигоне Октябрьской был обеспечен. В итоге снизить качество нашей работы пандемия не смогла.

– А когда железнодорожники начнут массово прививаться?

– Учреждения "РЖД-Медицина" на Октябрьской железной дороге готовы к проведению иммунизации против COVID-19. На прошлой неделе мы начали формировать списки тех, у кого есть желание вакцинироваться, чтобы определить потребность в препарате. Ведем работу с органами власти по вопросу выделения нам вакцины.

– Как за этот год изменилась средняя реальная заработная плата сотрудников?

– Рост заработной платы составил 104,5%, а с учетом индекса потребительских цен реальная зарплата подросла на 1,1%. Средний размер ее у работников Октябрьской дороги по основной деятельности – 61 831 руб. Это выше средней по сети (на 415 руб., 0,67%).

– Пришлось ли сокращать работников, переводить на неполный рабочий день?

– Железная дорога изначально не была в числе отраслей, которая может прекратить свою работу на период пандемии. Благодаря сохранению объемов перевозок нам удалось избежать и перевода сотрудников на неполный рабочий день.

– Как часто вам, руководителю дороги, приходилось принимать участие в решении конфликта между работником и работодателем? Много ли вы получаете жалоб и о чем они?

– На дороге организована онлайн-приемная, куда работник может обратиться со своим вопросом, предложением или жалобой. Ответ предоставляется не позднее семи дней. Таких обращений было 28. В основном они касались дистанционной работы и обеспечения санитарно-эпидемиологических норм в помещениях. Я думаю, что в том числе и благодаря налаженной работе с обратной связью конфликтов или трудовых споров между работниками и работодателем на Октябрьской железной дороге не возникало.

– Как на дороге реализуется программа льготной ипотеки?

– В 2020 году работникам полигона для погашения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам перечислено более 87 млн руб.

Также в связи с рождением детей в период выплаты задолженности по приобретенным с корпоративной поддержкой компании жилым помещениям работники получили безвозмездные субсидии на общую сумму 9,7 млн руб.

Кроме того, 125 работникам была предоставлена ипотечная субсидия для приобретения квартир в собственность на сумму 391,9 млн руб. И это на 23% больше, чем в 2019 году.

– Как реализовывалась концепция здорового образа жизни? Сколько сотрудников приобщились к спорту? Каковы достижения железнодорожников Октябрьской?

– На полигоне дороги организовано 18 физкультурно-спортивных клубов.

Они действуют на базе 25 производственных помещений (как правило, это тренажерные комплексы, теннисные столы и т.д.) и 17 сторонних спортивных объектов – там занимаются, например, волейболом, мини-футболом. ФСК привлекли 1,3 тыс. железнодорожников. В 2021-м запланированы средства на поставку дополнительного спортивного инвентаря. И даже в пандемию, когда множество спортивных мероприятий было отменено или перенесено, а тренировки зачастую проводились дома, приверженность железнодорожников здоровому образу жизни, их увлеченность спортом дали свои результаты. Участники ФСК в 2020 году стали бронзовыми призерами чемпионата ОАО "РЖД" по лыжным гонкам, серебряными призерами мини-кубка Усть-Луга по парусному спорту, команда Октябрьской дороги завоевала первое место на чемпионате работников ОАО "РЖД" по шахматам.

– На фоне пандемии ОЖД увеличила погрузку на 2% к уровню 2019 года. Чем обусловлен рост объемов грузоперевозок?

– В прошлом году мы уделили особое внимание развитию припортовых железнодорожных узлов. Например, на станции Лужская, в морском торговом порту Усть-Луга, мы открыли первую очередь нового парка Восточный.

К нему примкнул своей инфраструктурой промышленно-логистический парк по хранению и перевалке минеральных удобрений "Ультрамар". На первых двух этапах проекта в адрес терминала по железной дороге будет обеспечена возможность доставлять 6 и 12 млн тонн соответственно. В дальнейшем есть перспектива по увеличению объемов до 25 млн тонн. Мы продолжили развивать грузоперевозки по расписанию. Охвачено более 300 направлений, средняя протяженность в 2020 году составила свыше 1800 км. География реализации этой услуги в сравнении с 2019-м увеличена в 1,5 раза – на 102 направления. Увеличились и объемы.

С начала 2020 года в рамках реализации услуги "Перевозка по графику" доставлено более 4,7 млн тонн грузов, что почти на 1 млн тонн больше, чем в прошлом году. Пользуется популярностью и услуга "Грузовой экспресс", когда клиент заказывает повагонную отправку относительно небольших, но достаточно ценных грузов. При такой схеме одиночные вагоны прицепляют к контейнерным поездам. В частности, именно по системе "Грузовой экспресс" вагоны-рефрижераторы со скоропортящимися продуктами отправляются из Санкт-Петербурга в Новосибирск. Они доезжают на шесть суток быстрее, чем при традиционных перевозках железной дорогой, более того, получается доставить груз на день раньше, чем фурой.

С начала 2020 года в Новосибирск и по другим направлениям по этой схеме отправлено 303 вагона в составе 90 поездов. С июля 2020 года осуществляются перевозки санкционных товаров. Всего за год транзитом мы перевезли более 600 вагонов с продуктами из Европы в страны Юго-Восточной Азии. В совокупности все эти новые логистические продукты позволили нам привлечь дополнительный грузопоток, увеличив погрузку почти на 2 млн тонн к уровню 2019 года.

– В последнее время экспорт российского энергетического угля в Европу растет. Заметны ли эти потоки в Усть-Луге?

– По итогам 2020 года объем погрузки угля с сети дорог в порт Усть-Луга составил 36,7 млн тонн, что на 3,4 млн тонн (на 10%) выше уровня 2019-го. Эту тенденцию мы видим и в январе.

– Как складывалось сотрудничество с Финляндией? Пассажирское движение оказалось временно приостановлено, а что с грузопотоками?

– Основные грузоотправители продолжали работать в период пандемии COVID-19. Объем российско-финляндских грузовых перевозок по итогам 2020 года вырос на 5%, до 16,1 млн тонн.

Рост показали лесные грузы – 4,4 млн тонн (+16%), железная руда – 3,8 млн тонн (+5%).

– Прошлой зимой наша снегоуборочная техника помогала финнам чистить пути. Каково взаимодействие сейчас?

– Да, еще в апреле прошлого года финские коллеги отметили, что этот опыт был успешным. Но в связи с ужесточением мер по борьбе с коронавирусной инфекцией в Финляндии по инициативе Агентства транспортной инфраструктуры этой страны было принято решение о переносе эксплуатации российской техники на период 2021-2022 годов.

– Какие ключевые инфраструктурные проекты реализуются на Октябрьской дороге?

– Большая работа ведется в Заполярье. В ближайшие годы на западном берегу Кольского залива должен заработать новый терминал "Лавна".

На первом этапе он рассчитан на грузооборот 18 млн тонн ежегодно, при этом общий грузооборот в Мурманском транспортном узле составит до 45 млн тонн с дальнейшими перспективами к росту. В этом случае, как и в Лужской, актуальным становится строительство новой сортировочной станции. Весной на комиссии мы определились с местом новой сортировочной станции Шонгуй, и сейчас уже идет проектирование. На подходах к узлу на направлении Волховстрой – Мурманск мы должны построить 105,9 км вторых главных путей и выполнить реконструкцию 19 станций. Это позволит обеспечить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры к терминалу "Лавна" в объеме 18 млн тонн с 2023 года. Дальнейшее развитие должно получить направление Савелово – Сонково – Будогощь – Мга, необходимое для освоения грузопотока к российским портам Северо-Запада. Задача первого этапа – обеспечение пропуска 14 пар поездов длиной 57 условных вагонов. Для этого предусматривалось строительство 11 разъездов, восемь из которых уже построены. В ближайшее время завершится строительство оставшихся трех. В перспективе рассматривается переустройство линии Савелово – Сонково – Мга в полностью двухпутную электрифицированную линию. Если говорить о пассажирских перевозках, то отдельно хочу выделить проект развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. В ушедшем году совместно с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области была согласована и утверждена Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле.

Она предполагает создание каркаса движения как для пассажирского, так и для грузового железнодорожного транспорта. При увеличении объема пассажирских перевозок в пригородно-городском сообщении в 1,8 раза планируется сокращение интервала движения пригородных поездов в час пик до 10 минут.

Формируются новые диаметральные внутригородские железнодорожные маршруты, в том числе транзитное движение через аэропорт Пулково – уникальное решение для транспортного строительства в нашей стране.

– Как сложилась ситуация в пассажирском комплексе, что удалось сделать, чтобы обеспечить максимально возможный пассажиропоток?

– Когда в прошлом году, до пандемии, мы строили планы, то рассчитывали на 10-процентное увеличение по пассажирским перевозкам. Но жизнь внесла коррективы. И, для того чтобы противостоять негативным факторам, мы ввели ряд новых маршрутов и направлений. В летний период был назначен дополнительный ретропоезд Сортавала – Рускеала на паровозной тяге с беспересадочными вагонами Москва – Сортавала – Рускеала. С 3 июля более чем на час ускорен поезд Москва – Петрозаводск.

Мы расширили географию "Ласточек": с июля они соединяют Санкт-Петербург, Бологое, Валдай и Старую Руссу, а в конце декабря состоялись первые поездки по маршруту Санкт-Петербург – Тихвин. В июле был запущен рельсовый автобус между Псковом и Великими Луками – первый на дороге маршрут пригородного поезда, который превышает 200 км. В августе в первый рейс отправился скоростной поезд "Стриж" сообщением Санкт-Петербург – Москва – Самара. Теперь время в пути составляет всего 19 часов – примерно в два раза меньше, чем на других пассажирских поездах. Нельзя не сказать и о новых двухэтажных вагонах. С июля по октябрь поезд Санкт-Петербург – Москва курсировал двухэтажным составом. А с 12 октября двухэтажным стал поезд Санкт-Петербург – Мурманск.

В период новогодних праздников впервые был назначен поезд Санкт-Петербург – Ярославль из 10 двухэтажных вагонов. А для перевозки пассажиров к горнолыжным курортам Мурманской области, Москва – Апатиты, из 12 двухэтажных вагонов.

Это помогло удерживать клиента и сократить потери, вызванные пандемией.

В итоге в 2020 году количество отправленных пассажиров составило 118,1 млн – 70,2% к уровню 2019-го, но выше плана на 0,7%.

– Как будет происходить в 2021 году обновление подвижного состава?

– В этом году планируется поставка четырех 10-вагонных "Ласточек", которые будут эксплуатироваться на участке Москва – Тверь. Придут на дорогу и 39 новых локомотивов, в том числе 10 "Черных гранитов", четыре трехсекционных "Дончака", 20 маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ.

– Виктор Георгиевич, за этот год вы объехали, наверное, уже всю магистраль.

Что вам запомнилось больше всего? Какие места показались самыми красивыми?

– Трудно ответить определенно, выделив что-то одно.

Октябрьская располагается на территории 11 субъектов Федерации. Красива и русская природа вокруг Пскова и Новгорода, незабываемы и сами эти древние города. Неповторима природа Карелии. Уже многие побывали в горном парке Рускеала и наверняка разделяют мою точку зрения. Великолепен и Санкт-Петербург, где, конечно, я бывал и раньше.

Но, пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвела северная природа Кольского полуострова, с ее белыми ночами. Как вы знаете, этим летом мне пришлось провести там немало времени.

Последнее звено пути, построенного в обход разрушенного моста через реку Кола, было смонтировано 19 июня в 00.40. И то, что в это время суток в тех местах светло как днем, нам всем очень помогло.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.01.2021