18-03-14 / 2014
Новости отрасли
Очевидный способ

На форуме по развитию Дальнего Востока в Сингапуре иностранные эксперты и потенциальные грузоотправители удивлялись тому, что Россия так долго не использует свое очевидное преимущество для развития региона путем увеличения транзитных перевозок. Российский товарооборот вроде бы растет. Так, в 2013 году объем железнодорожных перевозок в направлении Восточного полигона составил 242,1 млн тонн, что на 36% выше 2005 года. Однако развитие наших восточных соседей идет так быстро, что они этого просто не замечают, ведь экономический потенциал АТР за то же время практически удвоился. Поэтому с той стороны границы кажется, что нам в этом направлении недостает динамики. И действительно, последние 7–8 лет мы много говорили о переориентации, но на практике построили только нефтепровод ВСТО, еще глубже закрепляя за собой ориентацию сырьевую. Подписали с Китаем в 2009 году соглашение о дополнительных поставках угля, но развитие инфраструктуры не было в той же мере динамичным. В определенной коррекции пребывала концепция развития Дальнего Востока. Ранее не получалось потому, что мы до конца не учитывали мнение потенциальных покупателей и стремились продавать им то, что у нас есть. В конце прошлого года выдвинута новая концепция – внедрение так называемых территорий опережающего развития (ТОР).

Между тем зарубежные эксперты прямо указывают на самый быстрый и естественный способ развития – транзит и логистику. Грузоотправители из Китая говорят, что им нужны регулярные интермодальные сервисы и ускоренная доставка по Транссибу. То есть груз из промышленных центров на Тихоокеанском побережье идет морем и в дальневосточном порту перегружается на поезда. В мире эта технология давно отработана, дает хороший эффект, потому что за счет скорости доставки существенно экономит оборотный капитал грузоотправителя. И поэтому появляется возможность привлечь в логистику частные инвестиции быстрее, чем в производство. Но стык порт – железная дорога до сих пор представляет собой болезненный узел.

Но если правительство решит использовать для развития Дальнего Востока концепцию ТОРов, которые представляют собой цепочку территорий с глубокой переработкой сырья и высокотехнологичных производств, то и в этом случае без транспортной инфраструктуры и решения застарелых проблем не обойтись. Ведь эту продукцию все равно придется транспортировать через порты и погранпереходы, где нужно будет налаживать нормальный режим взаимодействия. Не лучше ли при этом начать с очевидного?

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.03.2014