04-02-09 / 2009
Новости отрасли
Очередной зимний сезон ознаменовался новым этапом борьбы за оптимизацию деятельности связки «дорога – порт»

Очередной зимний сезон ознаменовался новым этапом борьбы за оптимизацию деятельности связки «дорога – порт». Как всегда, особенно актуален этот вопрос в отношении перевозки угля, а также металлов в направлении портов Дальнего Востока. Уже знакомый тезис о неритмичной работе портовиков, дефиците складских площадей и несвоевременных подходах судов теперь получил новое, кризисное обрамление. Оглянувшись назад, можно вспомнить, что летом прошлого года угледобытчики жаловались на острую нехватку вагонов, после чего ОАО «РЖД» было поручено обеспечить в преддверии отопительного сезона вывоз социально значимого груза. В финале 2008 года весы качнулись в другую сторону: кризисные явления ударили по металлургическим производствам, а значит – и по зависящим от них угольным предприятиям, последние потеряли существенную часть сбыта на внутреннем рынке. В итоге угледобытчики были вынуждены сократить отгрузку продукции и перестали выбирать объем заявленных на ноябрь вагонов. В связи с этим 21 декабря под председательством Игоря Сечина было проведено выездное совещание в Кемерово, посвященное увеличению добычи угля. В сложившихся условиях если не панацеей, то подспорьем для угольщиков должен был стать экспорт. Однако увеличение грузопотока в совокупности с неблагоприятными погодными условиями, как и следовало ожидать, вызвали новую волну пробок на подходах к портам. Теперь, предоставляя вагоны под загрузку углем, железнодорожники априори отправляют их в припортовые пробки. Самое неприятное, что порты, тем не менее, подтверждают заявки предприятий на прием грузов. 2 января на сети было отставлено от движения более 200 поездов, из них 150 – с углем, в том числе на Дальневосточной дороге – более 120 угольных маршрутов, на Октябрьской – 20 и на Северо-Кавказской – 18. По завершении второй декады января нельзя было сказать, что портово-дорожные пробки прекратили свое существование. Как сообщили в ОАО «РЖД», по итогам 22 дней января в порту Восточный среднесуточно выгружалось 582 вагона с углем (и это при норме 650 и наличии на ДВЖД около 7 тыс. вагонов). Потери в выгрузке составили 1,5 тыс. вагонов. Кроме того, длительное время было брошено более 100 поездов. В Малом порту, на станции Находка-Восточная, при норме выгрузки в 65 вагонов фактически выгружалось менее 40. А при норме наличия вагонов на ДВЖД для стивидорной компании в 130 единиц, их скопилось около 1,7 тыс. Потери в выгрузке составили 600 вагонов. Кроме того, в январе текущего года при среднесуточной погрузке черных металлов назначением на станцию Мыс Астафьева 224 вагона, Находкинским морским торговым портом выгружалось лишь182. Потери по выгрузке составили 400 вагонов. В конце января на сети РЖД находилось 2,6 тыс. вагонов с черными металлами, из них около 1,3 тыс. на Дальневосточной магистрали, там же «брошено» 9 поездов. На Северо-Кавказской дороге возникли проблемы с выгрузкой в порту Темрюк. За 22 дня января она составила 92 вагона в сутки при норме в 140, при этом потери – свыше одной тысячи вагонов. Наличие вагонов с углем на магистрали назначением на станцию Темрюк более чем в четыре раза превысило норматив. Аналогичное положение с выгрузкой руды в Новороссийском морском торговом порту, в чей адрес на СКЖД скопилось свыше 1,5 тысяч полувагонов. На сети российских железных дорог назначением на Мурманский порт находится более 7 тыс. вагонов с углем, в том числе на ОЖД – 4 тыс. При суточной норме более 580 вагонов, выгрузка осуществлялась на уровне 529. По состоянию на 23 января количество отставленных от движения поездов на ОЖД для порта Мурманск составило 41. В результате были введены 50%-ные ограничения на погрузку угля на станцию Находка-Восточная и в направлении ООО «Стивидорная компания Малый порт» продолжительностью с 26 по 30 января. Конвенционные запреты ОАО «РЖД» пока не вводит, поскольку это крайне негативно скажется на состоянии угольной отрасли. Помимо этого, первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов отправил несколько телеграмм с просьбой оказать содействие в решении проблемы. Были извещены о неблагополучной ситуации министр транспорта Игорь Левитин, его заместитель Александр Мишарин, глава Федерального Агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко и заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Сечин. Однако ответов до сих пор не получено. Со своей стороны, ОАО «РЖД» ждет реакции и от портовиков. Устав железнодорожного транспорта позволяет взыскивать деньги с грузополучателя (в данном случае с портовиков) если зафиксировано нарушение сроков доставки и среднесуточной нормы выгрузки вагонов в порту. Однако согласно тому же документу, срок доставки можно продлить, например, при штормовой погоде, являющейся для портовиков форс-мажорным обстоятельством, когда работа прерывается, и, как следствие, возникает очередь на подходах. Единственный способ снять напряжение на каком-либо направлении – конвенционный запрет. Но по уставу, как только данные ограничения сняты, отправитель должен компенсировать недогруз. Что, естественно, также приводит к сгущенным подачам. Таково мнение железнодорожников. К сожалению, в оперативном режиме получить комментарий представителей портового сообщества нам не удалось. Тем не менее понятно, что в имеющуюся диспозицию в той или иной степени внесена лепта каждого из участников транспортного процесса. В конце концов, не первый год едут грузы в порт по железной дороге, не первый зимний сезон переживают порты. А вот до гармонизации перевозочного процесса дело пока не доходит, впрочем как и до построения жизнеспособных схем взаимодействия. Татьяна Овчарова

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер03.02.2009Кризис пробкам не помеха