26-02-24 / 2024
Новости отрасли
Очереди выстроились в полигон

В 2023 году в восточном направлении достигнут исторический максимум грузовых перевозок. Во всех видах сообщения перевезено свыше 280 млн т, что на 8% больше уровня 2022-го, в том числе около 160 млн т – в экспортном. Однако динамика перевозок по номенклатурам грузов была настолько неоднородной и неравномерной, что вряд ли кто-то из представителей основных экспортоориентированных отраслей промышленности мог бы говорить об удовлетворении своих потребностей.

Лидер, но без роста В структуре железнодорожных перевозок в направлении главных портов и пунктов пропуска Дальнего Востока основную долю традиционно занимает уголь. С небольшими колебаниями в течение прошлого года она держалась в районе 70%. Для сравнения, на нефтяные грузы и лесопродукцию приходилось по 5-6% экспортного трафика, руду – около 5%, черные металлы и зерно – примерно по 2%.

По словам сенатора от Кемеровской области Алексея Синицына, угледобывающие компании Сибири всегда давали значительный объем загрузки БАМу и Транссибу. "Сейчас потребности экономики выше, все хотят везти на восток, и уголь на самом деле не растет в перевозках в этом направлении.

Сколько лет стоит одна и та же норма перево зок [угольной продукции], при этом провозные мощности Восточного полигона растут, и РЖД эту цифру сообщают. Но, очевидно, растут какие-то другие грузы, не уголь, – считает представитель палаты регионов. – Хотя перспективы потребления угля очевидны, наши азиатские партнеры будут его потреблять все больше и больше. Более того, наши энергомощности в Сибири и на Дальнем Востоке ориентированы на уголь".

В целом угольные перевозки на сети в 2023 году составили 350,3 млн т, показав снижение от показателей 2022-го на 1,2%. В том числе на экспорт было погружено почти 196 млн т, на 0,7% ниже.

52% угольного потока на внешние рынки проследовало в 2023 году через припортовые станции Дальневосточной железной дороги (28% груза шло к портам в зоне действия Октябрьской магистрали, 15% – Северо-Кавказской), еще 5% – через сухопутные погранпереходы. Именно железнодорожные пункты пропуска с Китаем показали основной прирост перевозок угля на экспорт, отмечают в ООО "Модум-Транс", что стало возможным благодаря проведенным на ст. Гродеково работам по удлинению существующих и строительству дополнительных путей для формирования длинносоставных поездов. Как сообщили в ДВЖД, через переход Гродеково – Суйфэньхэ в прошлом году экспортировано 2,3 млн т угольной продукции с ростом к предыдущему периоду почти в 1,4 раза. Кроме того, новый канал экспорта экспортеры получили с вводом в эксплуатацию трансграничного моста через Амур Нижнеленинское – Тунцзян. В 2023 году через него перевезено в Китай 2,5 млн т угля.

Ситуация с вывозом угольной продукции через порты Дальнего Востока была достаточно волатильной. Если в начале года наблюдался рост к соответствующему уровню 2022-го, то в IV квартале, по данным ИПЕМ, перевалка угля в Дальневосточном бассейне сократилась на 10,6%.

Портам, традиционно работающим с насыпными грузами, приходилось искать дополнительную грузовую базу. Так, Находкинский морской торговый порт в 2023 году переработал 9,2 млн т, из которых на экспорт пришлось 8,3 млн т, на импорт – 0,9 млн т. Показатели грузооборота остались на уровне 2022-го, несмотря на дефицит пропускной способности железнодорожной инфраструктуры.

Сокращавшийся в течение года объем перевалки экспортных грузов удалось компенсировать за счет наращивания перевалки импортных контейнеров и рулонной стали, проинформировал генеральный директор НМТП Владимир Григорьев. Грузы-конкуренты Помимо угля, достаточно в низком приоритете вывоз нефтепродуктов, указывают в Минэнерго. "С одной стороны, нужно везти уголь для котельных Дальнего Востока. С другой, мы помним все топливные проблемы на Дальнем Востоке со светлыми нефтепродуктами, которые периодически возникают ввиду того, что 75% поставщиков топлива, светлых нефтепродуктов, для внутреннего потребления Дальнего Востока – это поставщики с европейской части, с Волги", – пояснил замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак.

Серьезная проблема сложилась с экспортом лесопродукции. По словам управляющего директора компании "ТрансЛес" Руслана Пряникова, ситуация на восточном направлении на данный момент критическая. Это сказывается на предприятиях ЛПК Сибири, которым стало сложно согласовывать заявки ГУ-12 на экспортные перевозки в Китай. Особенно сильна конкуренция за пропускную способность пунктов пропуска Забайкальск, Гродеково, по ст. Наушки действует ограничение по специализированному подвижному составу.

"Вопрос приоритизации лесных грузов по-прежнему стоит в повестке дня и обсуждается на правительственном уровне. В марте 2023 года во временные правила были внесены изменения только в части ранжирования предприятий ЛПК в рамках существующей очередности для лесных грузов", – сказал Р. Пряников.

При этом в июле правительство РФ ввело дополнительные субсидии на перевозку продукции лесопромышленников через порты СевероЗападного федерального округа, что стало хорошим стимулом для отрасли и позволило развернуть часть объемов с сильно загруженного восточного направления.

Отток трафика на другие припортовые регионы России произошел по контейнерам. Если в 2022 году на дальневосточные порты приходилось 56% контейнерооборота, то по итогам 2023-го – чуть менее 52%, уточнил гендиректор Novelco Григорий Григорьев. Доля же терминалов на Балтике и Черном море увеличилась.

"Азово-Черноморские порты в большей степени прирастают за счет того, что под боком находится Турция, которая увеличивает свою роль во внешней торговле России. Балтика – это больше восстановительный эффект на фоне того, что потеряли в 2022 году", – рассказал Г. Григорьев.

Лимит пропускных способностей Восточного полигона является одним из главных недостатков дальневосточного маршрута, из-за чего растут очереди, увеличиваются ставки, добавил менеджер, хотя вследствие близости к странам Юго-Восточной Азии это более привлекательный путь, чем через Балтику.

Как уже писал "РЖД-Партнер", суммарная квота контейнерных перевозок на восток (с прохождением в пути следования стыков Мариинск и Междуреченск) снижалась, хотя в тоннаже трафик рос за счет увеличения доли груженых контейнеров и вместимости платформ. РЖД повысят прозрачность Определенная надежда на упорядочивание порядка приема грузов различной номенклатуры к перевозке на восток связывается с обновленной редакцией правил недискриминационного доступа (ПНД), которые, как ожидается, вступят в силу в сентябре 2024 года. За основу взяты временные правила, дополненные практиками ПНД, уточнена очередность доступа к инфраструктуре.

В настоящее время документ проходит доработку.

Тем не менее ясно, что наибольший приоритет имеют перевозки, на которые распространяются федеральные законы. Это, в частности, воинские, специальные грузы, грузы для северного завоза. Во вторую очередь вошли перевозки, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и прочих ЧС, с проведением контртеррористической операции и режимом повышенной готовности. В третьей остаются грузы на основании отдельных указов президента и правительства. В четвертой – транзит по межправительственным соглашениям, в пятой – субсидированные перевозки. В шестой значатся грузы во внутригосударственном сообщении, но тоже имеющие некоторую степень приоритетности. "Это формирование материального резерва, это топливо для ЖКХ и энергетики, в том числе по спискам, которые подает Минэнерго, это грузы для посевной и социально значимая группа товаров", – пояснила начальник управления регулирования транспорта ФАС России Адиля Вяселева.

Далее расписывается очередность массовых номенклатур грузов, в том числе экспортоориентированных. И здесь важна информированность бизнеса, отраслевых организаций, представителей органов власти о том, как РЖД будут обеспечивать данный процесс на практике.

Еще при обсуждении проекта новой редакции ПНД зашла дискуссия, какие сведения подлежат раскрытию, возможно ли отражать в публичном доступе фактическую мощность инфраструктуры, рассказала представитель антимонопольной службы. Тем не менее в текущей редакции утверждено, что РЖД должны раскрывать информацию о планируемой и фактической пропускной способности ежеквартально, согласно форме, утверждаемой ФАС, сообщил она.

С этой целью целесообразно ориентироваться на правительственное распоряжение № 1100-р, являющееся паспортом II этапа модернизации Восточного полигона. В нем по основным участкам БАМа и Транссиба зафиксирована пропускная и провозная способность с учетом поквартального графика достижения целевых показателей инвестпроекта.

Представитель ФАС уточнила, что в настоящее время в соответствии с временными правилами РЖД предоставляют отчет о перевозках на Восточном полигоне. Планируется, что новый формат отчетности будет предусматривать более подробную информацию, особенно по контрольным сечениям, в том числе по парам поездов и объемам перевезенных грузов.

Кроме того, в проекте новых ПНД оговариваются особенности подачи заявок к перевозке и их рассмотрение в условиях ограниченной инфраструктуры. Этого прежде не было, подчеркнула А. Вяселева. Заявки планируют ранжировать по очередям, а то, что невозможно удовлетворить в полном объеме, будет согласовываться РЖД пропорционально. цитата "Мы исходим из транспортного баланса всех отраслей. В 2022 году был коллапс с контейнерами: у нас на рейде приморских портов стояло 15 тыс. контейнеров на судах, которые требовали разгрузки. Наши порты и сухие терминалы были перегружены, затоварены. И мы тогда попросили, в том числе за счет кузбасской квоты, дать 3 пары поездов, которыми закрыли ситуацию.

А уже в 2023 году безболезненно прошла осень, зима – на рейде ноль судов с контейнерами, все обеспечиваем… Да, угледобывающая промышленность нуждается в расширении, мы изыскиваем возможности развития Азово-Черноморского и Северо-Западного направлений. И смотрим, как это все вместе можно интегрировать с другими видами транспорта". Виталий Савельев, министр транспорта РФ цитата "К сожалению, мы не можем вывезти добываемый уголь в восточном направлении из-за того, что темпы модернизации Восточного полигона значительно отстают от потребностей экономики. Несмотря на расширение провозных способностей, за последние 5 лет ни на один килограмм больше кузбасского угля не поехало на восток. Наоборот, в прошлом году в этом направлении вывоз сократился на 5 млн т". Алексей Синицын, сенатор от Кемеровской области 52% угольного потока на внешние рынки проследовало в 2023 году через припортовые станции Дальневосточной железной дороги, еще 5% – через сухопутные погранпереходы. Именно железнодорожные пункты пропуска с Китаем показали основной прирост перевозок угля на экспорт

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.02.2024