20-10-14 / 2014
Новости отрасли
ОБЗОР: Железная дорога: право рубля

Ослабление рубля идет на пользу некоторым сегментам железнодорожных перевозок, в первую очередь, конечно, ориентированным на экспорт. Объемы транспортировки угля и леса, например, выросли по сравнению с предыдущим годом именно благодаря этому фактору, считают эксперты. В целом же пока рынок балансирует в пределах слабого "минуса". Изменения этой тенденции участники рынка пока не ожидают.

ВЕРХУШКА АЙСБЕРГА

К концу года месячный показатель погрузки вновь стал выбираться в положительный сектор, откуда ушел еще в феврале. В сентябре объем отправленных по железной дороге грузов оказался на 0,2% выше, чем годом ранее. Статистика перевозок (с учетом импорта и транзита) в целом повторяет тренд погрузки (объемы близки к уровню сентября 2013 г., а по сравнению с августом 2013 г. - выше на 2%). Октябрьский план ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) предполагает среднесуточный рост погрузки уже на 2,5%, говорил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью ж/д компании. Свидетельствует ли это о том, что ситуация в отрасли улучшается?

Формально - да. Первоначально в сентябре 2014 г. РЖД ожидали падение погрузки на 1,4%, то есть факт оказался на 1,6 процентного пункта выше плана. "И в целом, если перевозки наиболее массовых грузов, таких как уголь и нефтепродукты, будут оставаться на уровне сентября, можно говорить о положительном тренде в перевозках в РФ", - отмечает эксперт информационно-аналитического центра Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава) Игорь Лебедь.

С другой стороны, эксперты железнодорожной отрасли, опрошенные агентством, указывают на эффект "низкой базы": согласно информации на сайте монополии, если в августе 2013 г. падение погрузки составляло 1,3% (примерно 3,468 млн тонн в среднем в сутки), а в сентябре - 1,5% (3,49 млн тонн), то в октябре - 4,7% (3,416 млн тонн). Аналитик Brunswick Rail Алексей Роев вообще допускает, что рост погрузки в октябре 2014 г. составит "предположительно не более 1-1,5%".

К тому же общий объем погрузки по итогам 2014 г. будет меньше чем в 2013 г., отмечает эксперт. А ведь еще в начале года президент РЖД Владимир Якунин заявлял, что, несмотря на стагнацию мировой экономики, его компания прогнозирует рост погрузки в 2014 г. в пределах 1%. Однако провал показателей в середине года заставил монополию пересмотреть ожидания до "минус 1,8%". И лишь активизация погрузки летом (в том числе - из-за маловодья на российских реках, спровоцировавшего отток грузов на железную дорогу) позволила смягчить прогноз падения до 1,4-1,5%. По итогам января-сентября 2014 г. погрузка была на 1,2% меньше, чем год назад. Прогноз на 2015 г. находится примерно в этих же границах: падение может быть "где-то в районе 1%", говорил В.Якунин в начале октября.

Если в целом говорить о динамике показателей в сентябре, то основной негатив продолжали вносить строительные грузы. "Значительное снижение их погрузки объясняется в целом кризисным положением строительной отрасли, а также завершением строительства олимпийских объектов, после чего перевозки резко начали снижаться", - отмечает И.Лебедь. "Восстановление погрузки происходило, главным образом, за счет перевозок угля, нефти, черных металлов, минеральных удобрений, зерна и лесных грузов", - добавляет старший аналитик ЗАО "Объединенная вагонная компания" (ОВК, актив группы "ИСТ") Лейсана Коробейникова.

УГОЛЬНАЯ ПЫЛЬ

Наибольший же вклад в небольшой рост внесли перевозки угля, причем объемы транспортировки выросли на 4% и по отношении к августу, отмечает аналитик СОЖТ. По словам И.Лебедя, этот рост отмечался экспертами еще в августе, когда во внутреннем сообщении они выросли по сравнению с июлем. В качестве одного из драйверов эксперт видит и "возросший спрос на энергетические угли со стороны генерирующих компаний и предприятий ЖКХ в связи с началом отопительного сезона". Впрочем, как отмечает Л.Коробейникова, наибольшее воздействие на показатели ж/д перевозок в РФ оказали экспортные поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В целом за 9 месяцев 2014 г., по данным Минэнерго РФ, он вырос на 11,3% к аналогичному периоду 2013 г., отмечает И.Лебедь. "На это могло повлиять значительное снижение курса рубля в 2014 г., когда грузоотправителям стало более выгодно продавать свою продукцию за рубеж", - полагает он. Аналитик компании Brunswick Rail Алексей Роев соглашается с коллегами, отмечая, что это "выгодно для экспортеров, которые стремятся перевезти больше угля и увеличить валютную выручку". "Влияние этого фактора сильнее, чем ожидание индексации тарифов на 10%", - при этом подчеркивает он.

И.Лебедь, правда, делает оговорку, что "сохранение низких цен на уголь в Азии, которая является крупнейшим потребителем российского угля, отрицательно сказывается на конкурентоспособности российских экспортеров". "Следует отметить, что АТР - это высококонкурентный рынок, на котором все больше усиливают свои позиции австралийские поставщики угля", - отмечает в этой связи Л.Коробейникова. "Сейчас в Австралии проходит модернизация угольной отрасли, включающая в себя внедрение новых технологий добычи и доставки угля в порты. Результатом модернизации должно стать снижение стоимости добычи и транспортировки угля. Поэтому в среднесрочной перспективе объемы экспорта российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона могут снизиться", - замечает она.

В угольном сегменте заслуживает внимание и еще одна тенденция - в сентябре "выстрелили" перевозки кокса. По данным РЖД, его погрузка вышла на рекордный уровень для этого месяца за последние 10 лет, отмечает Л.Коробейникова. И.Лебедь, в свою очередь уточняет, что тренд обозначился еще в августе и в первый месяц осени сохранился. "Увеличение перевозок кокса может быть связано с ростом отгрузки на экспорт из-за ситуации на Украине. Сложная политическая обстановка в промышленных регионах этой страны могла спровоцировать значительное снижение производства своего кокса и, соответственно, возникла потребность в российской продукции", - полагает он.

В этой связи И.Лебедь также отметил, что в августе изменился и тренд в поставках украинского угля в РФ - их объем составил всего 3,7 тыс. тонн, что в 10 с лишним раз меньше, чем в августе 2013 г., тогда как в течение 2014 г., несмотря на военные действия в угледобывающих регионах Украины, отправки росли примерно на 6% к уровню 2013 г. "Это говорит о том, что, скорее всего, угледобывающая промышленность Украины частично остановлена из-за сложной политической обстановки на Донбассе", - считает аналитик.

ЛЕСОМ В АЗИЮ

Говоря о влиянии ослабления курса рубля, стоит упомянуть о ситуации в сегменте перевозок лесных грузов. Их объемы увеличивались "год к году" в течение 2014 г., хотя, как замечает Л.Коробейникова, формально в сентябре из-за эффекта высокой базы рост лесных грузов замедлился. "Восстановление перевозок лесных грузов началось в августе-сентябре 2013 г. При этом объемы транспортировки необработанной древесины растут быстрее, чем продуктов лесообработки", - отмечает аналитик ОВК.

Основным драйвером она считает экспортные поставки необработанной древесины в страны, имеющие более развитые лесообрабатывающие мощности (Финляндия, Китай). Ключевым фактором увеличения перевозок могло стать именно снижение курса рубля к доллару в 2014 г., из-за чего российским экспортерам стало еще более выгодно реализовывать круглый лес на экспорт, прежде всего, в КНР, полагает И.Лебедь.

"Следует отметить, что большую часть (около 60%) перевозок лесных грузов в России составляет именно экспорт. По данным Росстата, за 8 месяцев 2014 г. объем промышленного производства древесной целлюлозы и целлюлозы из прочих волокнистых материалов вырос в стране на 3,2%, до 4,9 млн тонн", - отмечает эксперт СОЖТ. Кроме того, по мнению ряда экспертов, увеличение перевозок лесных грузов в РФ может быть связано с ростом контроля за весом грузовых автомобилей, из-за чего часть потребителей могла перейти на железнодорожный транспорт, добавляет он.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ТРУБЫ

Стабилизируется и ситуация в сфере железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов. "Начиная с января 2014 г., объем их перевозок продолжает увеличиваться. Единственный месяц, в который уровень погрузки был ниже уровня прошлого года, - июль, когда часть российских нефтеперерабатывающих заводов закрылась на модернизацию, повлекшую снижение добычи и перевозок нефти и нефтепродуктов", - говорит Л.Коробейникова.

"Рост перевозок нефтяных грузов можно объяснить эффектом низкой базы 2013 года, когда после открытия второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" объемы транспортировки нефти значительно снизились, и ж/д операторам срочно пришлось искать замену выпавшим объемам грузов", - добавляет И.Лебедь. Отдельные же отставания в погрузке возможны в связи с ремонтами или задержками в запуске мощностей на некоторых НПЗ, соглашается А.Роев.

В то же время И.Лебедь указывает, что фактически объем погрузки нефтяных грузов в РФ в сентябре является минимальным значением с начала года. "Это может быть связано с сильным падением цен на нефть на мировом рынке и снижением спроса со стороны потребителей. Кроме того, на снижение погрузки оказывают влияние плановые осенние ремонты на ряде нефтеперерабатывающих заводов в России и Белоруссии. Так, например, по данным Минэнерго, первичная переработка нефти в РФ в сентябре 2014 г. снизилась на 8,5% по сравнению с августом 2014 г., до 23,3 млн тонн, одновременно снизилось и производство основных видов нефтепродуктов", - говорит он.

В то же время директор департамента коммерческой работы ООО "Трансойл" Анна Стельке считает, что нефтяной сегмент в сентябре "показал приличный для последнего времени прирост". "По нашим оценкам, это обусловлено запуском Ачинского нефтеперерабатывающего завода ОАО "Роснефть" (MOEX: ROSN) и ростом погрузки продукции Пуровского завода по переработке конденсата ОАО "НОВАТЭК" (MOEX: NVTK). Свою роль также сыграла переориентация грузов с реки, вызванная обмелением Волги на пути движения танкеров", - отмечает она.

Внешнее же негативное давление на сегмент, по словам А.Стельке, формирует "накопительная позиция трейдеров". "На фоне колебаний котировок большие объемы сохраняются в резерве до лучших времен", - говорит она. "В числе локальных факторов мы выделяем нарастающий отток продукции в трубопровод. В частности, в 2014 г. Киришский НПЗ активно наращивает транзит дизельного топлива через трубопроводную систему", - добавляет представитель "Трансойла".

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.10.2014