25-12-14 / 2014
Новости отрасли
ОБЗОР: Железная дорога: право гнать

Валютный фактор в ноябре продолжил делать погоду на рынке грузовых железнодорожных перевозок в России. Девальвация рубля активизировала экспорт ряда массовых сырьевых грузов. В то же время, нефтяной сегмент экономики, например, делает ставку не только на вывоз сырья, но и на усиление глубины переработки, что подстегивает и транспортировку нефтепродуктов. В целом же, правда, вопреки первоначальным прогнозам руководства ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД), отрасль заканчивает год с легким "минусом", а не "плюсом".

ГОД ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПРОГНОЗОВ

С чем отрасль подходит к Новому году в сфере грузовых перевозок? ОАО "Российские железные дороги" по итогам 2014 г. ожидает 0,9%-ного сокращения погрузки на своей сети, заявил президент компании Владимир Якунин на годовом заседании правления на прошлой неделе. То есть фактически оптимистичные прогнозы начала года не оправдались: в январе топ-менеджер говорил, что, несмотря на стагнацию мировой экономики, монополия прогнозирует рост погрузки в 2014 г. в пределах 1%.

Правда, не оправдались и пессимистичные прогнозы. Провал показателей в середине года заставил монополию пересмотреть ожидания до "минус 1,8%". И лишь активизация погрузки летом (в том числе - из-за маловодья на российских реках, спровоцировавшего отток грузов на железную дорогу), позволила смягчить прогноз падения до 1,4-1,5%. "У нас есть тенденция к снижению. Мы в этом году, по всей видимости, несмотря на титанические усилия работников, грузовладельцев и производителей, все равно едва ли сможем подняться", - говорил В.Якунин в середине осени. Позднее, правда, он заявлял, что компания ожидает сокращения "общего объема перевезенных грузов к концу 2014 г." примерно на 1% по отношению к прошлому году.

На маршрутах внутри РФ погрузка, как ожидают РЖД, в 2014 г. сократится на 3,6%, на экспортных - вырастет более чем на 5%. "За счет увеличения дальности перевозок грузооборот с учетом порожнего пробега вагонов возрос почти на 5% к уровню прошлого года", - отмечала при этом монополия. По итогам января-ноября 2014 г. погрузка оказалась на 0,9% меньше, чем за тот же период 2013 г. При этом источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью монополии, говорил, что план работы РЖД на декабрь 2014 г. установлен с показателем на уровне 3,282 млн тонн в среднем в сутки (или 101,7 млн тонн в целом за месяц, на 1,5% меньше, чем годом ранее).

Официальный прогноз на 2015 г. пока предполагает рост на 1,1%, хотя В.Якунин предпочитает называть эти цифры предварительными, отмечая, что "все слишком неопределенно". "По параметрам, заданным Минэкономразвития, предполагается, что экономика должна оживиться. Предполагается в связи с этим, что и уровень перевозки грузов у нас должен приподняться по отношению к этому году", - отмечал он.

ВАЛЮТНЫЙ ФАКТОР

На фоне падения курса рубля осенью четко обозначился тренд роста перевозок отправляемого на внешние рынки сырья. "Фактор дешевого рубля во многом способствует росту экспорта, так как на внешних рынках цена определяется в долларах и евро, что в свою очередь при экспортных поставках приводит к большей маржинальности экспортеров", - отмечает заместитель генерального директора центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД Денис Москалев. В частности, в ноябре выросли экспортные перевозки черных металлов и лесных грузов, почти на 50% - лома черных металлов, приводит он пример. "Увеличение экспорта продукции добывающих отраслей произошло за счет девальвации рубля и, как следствие, роста выручки экспортеров. На этом фоне конкурентные позиции российских компаний на мировом рынке усилились", - соглашается старший аналитик АО "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания" (ОВК, актив группы "ИСТ") Лейсана Коробейникова.

В краткосрочной перспективе валютный фактор создаст дополнительный стимул для роста экспорта сырьевых грузов, уверен замглавы Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших владельцев вагонов) Фарид Хусаинов, чьи слова приводятся на сайте организации. Это, по мнению эксперта, будет и определенным драйвером для всего железнодорожного транспорта, "поскольку сырье составляет значительную долю в объемах грузоперевозок по сети: уголь - около 25 %, нефть и нефтепродукты - около 20%".

В то же время, говорить о том, что рост их перевозок происходит исключительно из-за падения курса рубля и перенаправления грузовладельцами потоков на экспорт нельзя, считает эксперт информационно-аналитического центра Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава) Игорь Лебедь. Во внутреннем сообщении объемы транспортировки и угля, и нефтепродуктов в ноябре тоже увеличивались, тогда как нефтяной экспорт, например, незначительно снизился по сравнению с ноябрем 2013 г., указывает он.

"Рост перевозок нефти и нефтепродуктов в 2014 г. отчасти связан с растущей потребностью нефтеперерабатывающей отрасли, что отражается на железнодорожных перевозках во внутреннем сообщении. По данным министерства энергетики РФ в ноябре отмечено увеличение первичной переработки нефти на российских НПЗ на 6% к ноябрю 2013 г., при этом с начала 2014 г. рост составил 6,1% к январю-ноябрю прошлого года", - отмечает И.Лебедь. В то же время, по данным Минэнерго, экспорт российской нефти с начала 2014 г. снизился на 4,6%, что может быть связано с низким спросом со стороны иностранных контрагентов, добавляет представитель СОЖТ.

НЕ СЫРЬЕМ ЕДИНЫМ

Причем экспорт нефти по железной дороге в ноябре снизился еще более масштабно - более чем в 5 раз к ноябрю 2013 г. "Снижение экспортных показателей и рост внутренних может говорить о том, что нефтяные компании ввиду значительного падения цен на нефть на мировых рынках во второй половине 2014 г., обратили более пристальное внимание на сегмент нефтепереработки, поскольку цены на нефтепродукты не показывали масштабного снижения", - говорит И.Лебедь.

"Так, например, в ноябре экспорт мазута по железной дороге вырос на 8,7%, а дизельного топлива на 3,7%, что также может свидетельствовать о желании нефтяников снизить убытки от падающих цен на сырую нефть путем увеличения продаж ее производных", - добавляет он. Увеличение перевозок нефтяных грузов произошло в основном за счет внутрироссийских перевозок, соглашается Д.Москалев, отмечая, что "основным фактором роста перевозок нефти является увеличение нефтепереработки".

Экспорт подстегивает рост показателей и в сегменте железнодорожных перевозок удобрений. "Основной причиной роста объемов погрузки на железной дороге является стабильное увеличение спроса со стороны аграриев на химические и минеральные удобрения в мире", - отмечает представитель ЦФТО РЖД. При этом Л.Коробейникова указывает, что одним из ключевых факторов роста экспорта зерна в ноябре стал рекордный за последние годы урожай.

Увеличение же отправки лесных грузов за рубеж Д.Москалев в первую очередь связывает с ростом спроса со стороны Китая. Предпосылок несколько. Среди них - запрет коммерческой рубки в Северо-Восточном Китае, сохранение нулевой таможенной ставки на вывоз пиломатериалов, а также снижение пошлин на вывоз древесины из березы и осины с 25% до 7% и 5%, соответственно (в рамках присоединения России ко Всемирной торговой организации). Кроме того с 1 января 2014 г. министерство промышленности и торговли РФ упростило порядок предоставления тарифных квот на вывоз круглых лесоматериалов - отменен порядок выдачи лицензий только участникам внешнеэкономической деятельности, включенным в список министерства сельского хозяйства РФ, добавляет эксперт.

СТРАНА ДАЕТ УГЛЯ

Перевозки угля в ноябре росли как внутри РФ, так и на экспортных направлениях. На этой неделе, например, в своем пресс-релизе РЖД сообщили, что его погрузка в Кузбассе достигла исторического максимума. По состоянию на 20 декабря было погружено 200 млн тонн угля с начала года, а в общей же сложности по итогам 2014 г., как ожидается, этот показатель превысит 206 млн тонн против 197,9 млн тонн в 2013 г. (+4,1%). При этом, по данным монополии, остатки продукции на складах предприятий в регионе составляют 8,2 млн тонн, что на 5 млн тонн меньше, чем годом ранее.

Не последнюю роль в этом также играет фактор ослабления национальной валюты, уверены эксперты. "Положительная динамика началась еще в июне 2014 г. - вслед за увеличением рублевых экспортных цен", - напоминает Л.Коробейникова. "Из-за падения курса рубля грузоотправителям выгодней отправлять уголь на экспорт даже при условии низких мировых цен", - соглашается И.Лебедь. При этом он указывает на рост добычи угля в России. "По данным Минэнерго в ноябре она выросла на 8,9% по сравнению с тем же месяцем 2013 г.", - говорит он.

Д.Москалев в свою очередь отмечает, что, несмотря на заметное снижение отправки угля российским потребителям в январе-ноябре (из-за "довольно теплой зимы 2013-2014 гг." и существенных складских запасов у покупателей), в осенние месяцы наблюдался уверенный рост внутреннего спроса на энергетический уголь со стороны основных потребителей - предприятий ЖКХ. В октябре, "в преддверии очередного отопительного сезона", поставки увеличились на 41,6% к сентябрю. "Наиболее быстро растет потребление угля на электростанциях Сибири, в связи с резким снижением доли гидрогенерации и соответствующего роста загрузки теплоэлектростанций", - говорит он.

Правда, в целом сезонное восстановление спроса на энергетический уголь в 2014 г. проходит менее активно, чем в предыдущие годы на фоне высоких накопленных запасов топлива и ограниченного платежеспособного спроса со стороны потребителей, отмечает Д.Москалев. "Сложная политическая ситуация и ведение боевых действий в угледобывающих районах Украины, по причине которых сокращение добычи угля в Украине достигло уровня 1,2 млн тонн в месяц, способствовали увеличению спроса со стороны украинских металлургических комбинатов, ТЭС и ТЭЦ", - также добавляет он, уточняя, что по итогам 11 месяцев экспорт каменного угля на Украину составил 10,2 млн тонн - на 9,4% больше, чем за тот же период 2013 г.

ЖЕЛЕЗНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

В то же время, почти нет динамики в сегменте транспортировки черных металлов. "Динамика перевозок определялась двумя разнонаправленными факторами - ростом рублевых экспортных цен на металлопрокат, а также снижением внутреннего спроса на черные металлы из-за падения строительной активности в стране", - отмечает Л.Коробейникова. "Отмечающийся небольшой рост перевозок в 2014 г., обусловлен, прежде всего, ростом экспортных отгрузок. При этом внутренние перевозки черных металлов в ноябре снизились в связи с сокращением спроса со стороны потребителей, что обусловлено кризисной ситуацией в экономике России", - соглашается И.Лебедь.

"Основные потребители металлопродукции - строительство, машиностроение, автомобилестроение - находятся в стагнации. И предпосылок для устойчивого роста в этих сферах в ближайшее время нет", - добавляет Д.Москалев. Спрос на прокат сейчас обеспечивается за счет государственных инфраструктурных проектов (прокладки магистральных газопроводов, государственного оборонного заказа, развития энергетики), подчеркивает он. "Очевидно, что госзаказ не может обеспечить платежеспособный спрос на всю производимую в стране металлопродукцию", - отмечает представитель РЖД.

При этом, по мнению экспертов, ситуация на рынке остается негативной ввиду избытка мировых металлургических мощностей, а также замедления темпов экономического роста в Китае из-за чего спрос на черные металлы со стороны китайских потребителей снижается, добавляет И.Лебедь. "Избыточные металлургические мощности в нашей стране превышают реальный спрос почти на 5 млн тонн и в ближайшие годы внутренний спрос будет расти умеренными темпами", - со своей стороны замечает Д.Москалев.

Одновременно падают объемы транспортировки руды. Снижение перевозок может быть обусловлено как уменьшением спроса со стороны потребителей внутри РФ из-за кризисной ситуации в экономике, так и отсутствием спроса со стороны иностранных потребителей, считает И.Лебедь. По мнению Д.Москалева, причинами замедления экспорта стали серьезный профицит руды на мировом рынке, возникший из-за снижения спроса на железорудное сырье в Китае и последовавшим снижением мировых цен, а также рост объемов добычи в регионах с наименьшей себестоимостью производства (Бразилия, Австралия).

"Цены на железную руду в ноябре снизились до $68 за тонну (со $130 в начале года - ИФ), что является минимальным уровнем за последние 5 лет на фоне профицита предложения на глобальном рынке, а также из-за замедления роста экономики Китая. С начала 2014 г. котировки на железорудное сырье опустились на 49% на фоне роста добычи со стороны крупнейших горнорудных компаний, что привело к профициту предложения на рынке", - уточняет И.Лебедь. При этом, по прогнозам банка JPMorgan Chase, цены на железную руду продолжат падать на фоне увеличения предложения со стороны со стороны производителей сырья с низкой себестоимостью добычи, что приведет к дальнейшему росту профицита предложения на рынке, добавляет он.

Л.Коробейникова также отмечает, что произошло перераспределение грузопотоков с внутренних на экспортные направления. "Связано это с ростом экспортных цен на руду в рублевом эквиваленте после значительной девальвации рубля. Часть внутреннего спроса удовлетворялась за счет импорта более дешевой руды из Казахстана", - говорит она.

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс25.12.2014