10-02-14 / 2014
Новости отрасли
ОБЗОР: Железная дорога: как отправлялась сталь

Железнодорожные перевозки грузов перед Новым годом и после него выглядят лучше, чем год назад, когда именно на этот период пришелся провал показателей после многомесячного роста. Впрочем, особых поводов для радости немного: 1,2%-ный рост в январе 2014 г. на фоне низкой базы 2013 г. скорее можно назвать признаком стагнации, чем реального восстановления. Тем не менее, эксперты уверены, что привлекательными могут выглядеть и отдельные сегменты в "падающих" категориях грузов. Свидетельством тому может служить металлургический сектор рынка ж/д перевозок.

ОБМАН ЗРЕНИЯ

Минувшие два месяца на рынке грузовых железнодорожных перевозок прошли под знаком выхода показателей в "плюс" после более чем годового пике. В декабре 2013 г. погрузка оказалась выше, чем в том же месяце годом ранее, на 1,8%, в январе - на 1,2%. Топ-менеджеры ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) и чиновники выражают надежду закончить год с показателями на 1-1,5% выше прошлогодних (по итогам 2013 г. погрузка сократилась на 2,8%). "Мы надеемся, что темы, которые поднимает правительство, дадут дополнительный всплеск с точки зрения экономического роста - запускаются новые строительные проекты", - отмечал осенью замглавы департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев. Министр транспорта РФ Максим Соколов, в свою очередь, заявлял о позитивных экономических "сигналах" с мировых рынков. "Положительные сигналы мы получаем сегодня из Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии. Такие же сигналы по оживлению экономики пошли из Америки, из Европы", - говорил он.

Считать эти скромные цифры несбыточными, безусловно, нельзя. Впрочем, пока есть одно "но": динамика показателей декабря-января фактически основывается на низкой базе сравнения тех же месяцев 2012-2013 гг. А именно пред- и посленовогодний период год назад стали пиком провала перевозок, причем в январе 2013 г. погрузка снизилась более чем на 7% и только после этого пошла вверх. Среднесуточная статистика перевозок (с учетом импорта и транзита) также оставляет двойственное чувство. В декабре 2013 г. по сравнению с тем же месяцем 2012 г. зафиксирован рост на 1,9%, но по сравнению с ноябрем 2013 г. - отмечается падение аж на 4,3% (более свежих данных по объемам транспортировки пока нет).

Более того, перевозки грузов внутри РФ неуклонно падают. По сравнению с декабрем 2012 г. в декабре 2013 г. показатели на 1% ниже, а помесячная динамика в IV квартале 2013 г. - отрицательная: октябрь к сентябрю - "минус 4%", ноябрь к октябрю - "минус 1,4%", декабрь к ноябрю - вообще "минус 7,4%". При этом неуклонно растет экспорт. В декабре перевозки грузов за рубеж были на 6,3% выше, чем в предшествовавшем году, а в помесячной статистике - в октябре - "+2,7%", в ноябре - "+6,5%", в декабре - "+3,5%".

Те же тенденции президент РЖД Владимир Якунин фиксирует, анализируя и январские данные по погрузке. "Мы видим, что рост грузооборота существенно превышает рост погрузки. Этому способствует значительное увеличение отгрузки на экспорт через российские порты при стагнации внутренних перевозок", - отметил глава монополии на последнем селекторе (грузооборот в январе увеличился на 7,1% , среднесуточная погрузка - на 1,2%).

СТРУКТУРА МОМЕНТА

Впрочем, стоит отметить, что показатели погрузки в январе 2014 г. пусть и на чуть-чуть, но превзошли прогнозы РЖД: первоначально компания ожидала рост на 0,9-1%, в итоге получилось 1,2%. Аналитик компании "Открытие Капитала" Ирина Ступаченко отмечает, что ожидания изначально выглядели "очень консервативно", и если бы не мощный рост грузооборота (на 7,1%), компенсирующий низкие показатели погрузки, то это сигнализировало бы "об очень серьезных проблемах в российской промышленности": "В январе 2013 г. погрузка снизилась на 6,3% по сравнению с январем 2012 г., и рост всего на 1% со столь низкой базы, по моему мнению, был бы эквивалентен катастрофе при прочих равных условиях", - отмечает она.

Данные о структуре ж/д погрузки в РФ в январе, опубликованные РЖД, в формате "год к году" тоже выглядят более или менее привлекательно. На 0,6% увеличилась погрузка каменного угля, на 2,7% - нефти и нефтепродуктов, на 4% - железной и марганцевой руды, на 14,7% - химических и минеральных удобрений, на 10,2% - лесных грузов, на 12,6% - промышленного сырья и формовочных материалов, на 40,3% - зерна, на 2,8% - лома черных металлов. Не в последней степени на показатели повлиял тот же самый эффект низкой базы января 2013 г. Однако многие драйверы роста остаются.

Угольный сегмент эксперты по-прежнему считают одним из наиболее стабильных: он обеспечивает основной вклад в суммарный показатель погрузки (28% общего объема). "Увеличение погрузки происходит за счет экспортных перевозок. Спрос на азиатском рынке по-прежнему стабильно высокий на фоне повышенного внутреннего потребления в зимний период", - отмечает директор по маркетингу ООО "Объединенная вагонная компания" (ОВК) Нина Борисенко. Правда, старший аналитик Sberbank CIB Игорь Васильев констатирует, что на темпах роста отрицательно сказались ограничения, введенные РЖД на некоторых дальневосточных станциях (в основном на подходах к портам) из-за плохой погоды, а также на российско-китайской границе (на терминале в Забайкальске). "Мы считаем, что именно уголь стал залогом уверенного роста железнодорожного грузооборота, так как среднее расстояние его транспортировки является наибольшим среди грузов", - также указывает он.

В свою очередь, увеличению нефтяных перевозок способствует завершение работ по модернизации ряда перерабатывающих заводов, считает Н.Борисенко. Похожие тенденции и в сегменте транспортировки минеральных удобрений, где рост подстегивается увеличением мощности производителей. Так, в 2013 г "Уралкалий" (MOEX: URKA) повысил производство калия на 10%, напоминает она.

"Главным тормозящим фактором выступали строительные материалы, динамика которых неожиданно ухудшилась в годовом сопоставлении", - отмечает И.Ступаченко. В январе погрузка строительных грузов упала на 9,2%. Перевозки строительных материалов показали очень слабый результат, соглашается И.Васильев. "Мы связываем это с сокращением строительной активности (крупные строительные проекты в Сочи были завершены в прошлом году) и замедлением экономического роста", - заявил он, уточнив, впрочем, что в течение 2014 г. ожидает восстановления объемов погрузки.

СТАЛЬНЫЕ НЕРВЫ

Несколько особняком стоит металлургический сегмент. Погрузка черных металлов в январе 2014 г. сократилась на 3,8%: по сравнению со строительными грузами, конечно, не катастрофа, но динамика отрицательная. В 2013 г. ж/д перевозки в этой сфере находились под давлением внешних факторов, но в ближайшей перспективе участники рынка прогнозируют лишь слабый "минус" (ну, или, по крайней мере, балансирование около нуля), а по некоторым видам продукции - даже "плюс". Прогноз мирового видимого потребления стали World Steel Association на 2014 г. при все еще сохраняющейся рецессии в металлургической отрасли выглядит относительно благоприятным и дает надежду на то, что ситуация в мировом сталелитейном секторе вступит в фазу оздоровления.

При этом ввод новых мощностей в 2013-2014 гг., строительство и реконструкция доменных печей, рельсобалочных и трубных станов при прогнозируемом росте внутреннего потребления могут повысить в 2014 г. долю перевозок черных металлов в пределах страны и снизить долю импорта, полагают эксперты. "По нашим оценкам, объемы их перевозок могут вырасти примерно на 2%", - отмечают эксперты информационно-аналитического центра Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава). Что же касается экспорта, то, по оценкам СОЖТ, поскольку в 2014 г. значительного улучшения ситуации в глобальной экономике не прогнозируется, в связи с этим и внутренний спрос в странах-импортерах российских черных металлов останется неустойчивым, а, следовательно, и значительного роста экспортных перевозок черных металлов ждать не придется (возможно, показатели удержатся на уровне 2013 г. без существенных изменений в структуре поставок).

Оценки СОЖТ в целом сходятся с прогнозами РЖД, представленными осенью в правительство РФ с проектом финансового плана компании. Тенденции, сложившиеся в РФ в 2013 г., будут действовать и в течение 2014 г., отмечала монополия, указывая, что растет доля отправки на внутренний рынок. "Все сектора потребления зависят от рыночных факторов. Сектор гражданского строительства существенно зависим от бюджетного и частного финансирования, машиностроительная отрасль - от снизившегося потребительского спроса. Низкий уровень сбыта трубной заготовки обусловлен сокращением заказов трубопрокатным заводам от "Газпрома" (MOEX: GAZP) и ОАО "Транснефть" (MOEX: TRNF), - констатировали в компании, обращая внимание и на стоимостной фактор.

При общем слабом увеличении общей погрузки (в пределах 1,1%) монополия ожидала лишь небольшого сокращения металлургических перевозок (на 0,4%) и грузооборота (на 0,2%). При этом компании стремятся сосредоточиться на развитии своего бизнеса, чтобы укрепить позиции на рынке РФ за счет продукции с высокой добавленной стоимостью, что также снижает погрузку, прогнозировали РЖД. Перевозчик выделял несколько драйверов внутреннего спроса на металлы. Например, Ижорский трубный завод "Северстали" (MOEX: CHMF) (ИТЗ, Санкт-Петербург) готовится к аттестации штрипсового проката и труб на соответствие требованиям проекта "Южный поток", по его завершении планируется начать перевозки этой продукции. Одновременно РЖД обращали внимание на программу льготного автокредитования, реализация которой началась в России в июле. Она может подстегнуть спрос на продукцию автомобилестроительных предприятий.

ТРУБЫ МИРА

Оценивая продуктовую структуру спроса, эксперты СОЖТ замечают, что с учетом достаточности черных металлов на мировом рынке (из-за избытка мощностей и замедления роста спроса) динамика ж/д перевозок в 2014 г. будет определяться здесь развитием конкретных отраслей-потребителей. "Например, ожидается более высокий рост производства в трубном сегменте, так как активно реализуются крупные трубопроводные проекты за рубежом и внутри страны ("Южный поток", "Сила Сибири" и другие). В связи с этим, вероятно, увеличится потребление широкоформатного листа производителями труб большого диаметра (ТБД)", - отмечают в Информационно-аналитическом центре СОЖТ. Хотя и в этом сегменте есть свои ложки дегтя.

В IV квартале 2013 г. приближение межсезонья стало причиной снижения спроса на трубы общего назначения (строительную продукцию). По итогам октября их потребление сократилось на 7% по сравнению тем же месяцем 2012 г. В ноябре-декабре емкость первичного рынка сварных труб продолжила сокращаться, что негативно сказалось на загрузке трубных предприятий. При этом сезонно снизилась и активность зарубежных потребителей. Доля экспорта в российском производстве сохранилась на уровне 5-8%, а выпуск ТБД в октябре-декабре уменьшился по сравнению с III кварталом на 10-13% (в основном из-за завершения поставок для строительства третьей "нитки" газопровода "Средняя Азия - Китай").

Сезонное ослабление спроса со стороны строительных компаний РФ (при избытке предложения) отмечалось в IV квартале и на бесшовные трубы (хотя в нефтегазовой сфере он продолжал плавно расти на фоне высоких мировых цен на нефть, что подстегнуло производство вверх на 2-5%). Потребительская активность на внешних рынках при этом осталась высокой. "Увеличился экспорт в США и Европу, отмечалось восстановление спроса на российские трубы в странах СНГ и ОПЕК", - отмечают эксперты партнерства.

Сезонный фактор продолжит оказывать негативное влияние на объемы железнодорожных перевозок и в I квартале 2014 г., полагают в СОЖТ. В январе-феврале 2014 г. спрос на сварные трубы общего назначения останется сниженным. Увеличение спроса (в первую очередь - на сварные трубы) возможно не ранее марта, когда застройщики приступят к предсезонному формированию складских запасов. То же самое касается и экспорта: с учетом традиционного слабого для межсезонья слабого потребления на ключевых рынках сбыта - в Северо-Восточной Европе и в Средней Азии объемы продаж сварных труб общего назначения из РФ вряд ли существенно изменятся, полагают эксперты. Перевозки бесшовных труб в I квартале 2014 г. в РФ сохранятся на уровне IV квартала.

ЭХ, ПРОКАЧУ!

В последнем квартале 2013 г. в ключевых для российских комбинатов внешних регионах сбыта - странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока - отмечалось снижение спроса и экспортных котировок на листовой прокат. На этом фоне зарубежные поставки российских производителей сохранялись на низком уровне, а сезонный спад покупательской активности на внутреннем рынке лишь ухудшил ситуацию. В декабре падение спроса еще более углубилось, и отгрузки проката на внутренний рынок достигли минимума.

В сегменте сортового проката в IV квартале также наблюдалось сезонное снижение потребления и цен в связи с традиционным уменьшением строительной активности в РФ, а на ноябрь-декабрь пришлось наиболее существенное падение. Несмотря на это, правда, отгрузки по стране снизились незначительно.

В то же время, российские производители с октября постепенно наращивали поставки квадратной заготовки на экспорт. Наиболее существенно за последние месяцы увеличился спрос покупателей из стран Ближнего Востока. На дальневосточном направлении в ноябре-декабре, напротив, наблюдалось сокращение перевозок: снижение цен на прокат китайского производства обусловило уменьшение закупок российских полуфабрикатов в Юго-Восточной Азии.

Оценивая перспективы ближайших трех месяцев, эксперты отмечают, что перевозки сортового и листового проката в I квартале 2014 г. могут снизиться примерно на 5% по сравнению с IV кварталом 2013 г. В январе-феврале ожидается рост экспорта, внутренние перевозки снизятся значительно. Увеличение транспортировки внутри РФ возможно не ранее марта. В частности, как считают в партнерстве, постепенное улучшение конъюнктуры рынка листового проката после январского минимума возможно не ранее февраля, когда ожидается повышение активности металлотрейдеров. Конечные же потребители - трубные предприятия и машиностроительные заводы - возобновят закупки не ранее марта. На экспортном рынке ситуация улучшится: потребители из США и стран Южной Европы после рождественских праздников традиционно повышают интерес к закупкам.

В сегменте листового проката в январе активность потребителей оставалась на низком уровне - на фоне праздничного периода и сезонного ухудшения конъюнктуры. Некоторое улучшение ситуации можно ожидать с середины февраля - марта, когда металлотрейдеры начнут пополнять запасы в преддверии сезонной активизации потребителей. В конце февраля - марте возможна активизация в строительной отрасли со стороны ближневосточных потребителей.

СЫРЬЕ БЕРЕМ

Свои тенденции - в сегменте перевозок железорудного сырья и лома черных металлов. В I квартале 2014 г. по сравнению с октябрем-декабрем 2013 г. перевозки железорудного сырья в РФ могут снизиться примерно на 5-7%, допускают эксперты СОЖТ. Вероятно также и 8-10%-ное сокращение перевозок железной руды на внутренний рынок. Хотя в экспортном сообщении возможно увеличение на 2-3% (правда, этого может и не произойти из-за "осложненной транспортировки российского сырья в этот период"). На внутреннем же рынке ситуация определяется неблагоприятной обстановкой в сегменте стальной продукции и нестабильностью спроса на товарный чугун, в связи с чем во второй половине зимы перевозки будут находиться на довольно низком уровне. "В марте конъюнктура продуктового рынка незначительно улучшится, предприятия несущественно увеличат загрузку мощностей, и потребление железорудного сырья может увеличиться (хотя к существенному росту спроса в РФ это не приведет)", - полагают эксперты.

Описывая ситуацию за рубежом, специалисты отмечают, что из-за возможного ухудшения погоды и традиционных сложностей с транспортировкой сырья возможно сокращение отгрузок железорудного сырья из РФ в Китай крупнейшими поставщиками. "По нашим оценкам, в марте объем отправок в Китай не увеличится: имея накопленные высокие складские запасы, потребители не будут спешить делать закупки", - считают они.

В I квартале 2014 г. по отношению к IV кварталу 2013 г. перевозки лома в РФ могут снизиться примерно на 30-35%, постепенный рост вероятен с середины февраля и продолжится и в марте, полагают эксперты СОЖТ. В РФ в этот период будет традиционное снижение объемов ломосбора. В условиях недостаточного предложения предприятия будут повышать закупочные цены, но сдерживающим фактором до середины февраля станут достаточные складские запасы на большинстве металлургических предприятий. С середины февраля по мере расходования накопленного лома потребители будут подключаться к борьбе за потоки материала, а к марту истощение зимних запасов приведет к обострению конкуренции на рынке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.02.2014ОБЗОР: Железная дорога: как отправлялась сталь