02-10-14 / 2014
Новости отрасли
ОБЗОР: Внешние рынки капитала закрыты для РЖД, есть надежда на субсидии

Внешние рынки капитала, по сути, закрыты для ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД), заявил журналистам замглавы департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев.

"По сути (это так - ИФ)", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос журналистов в кулуарах инвестиционного форума "ВТБ Капитала" "Россия зовет!" в четверг в Москве. "Вопрос в цене, естественно. Можно под 15% капитал привлечь в долларах, но никто в здравом уме этого не будет делать", - добавил топ-менеджер.

ДАЛЕКАЯ ЗАГРАНИЦА

"Мои ощущения, что пока это нереально даже в азиатском регионе, даже с учетом того, что там прямых санкций против России и российской компании нет. Потому что все равно глобализация присутствует. Принципы комплаенс-контроля, принципы риск-менеджмента что в фондах Азии, что в фондах Европы примерно одинаковые. Наверное, у европейских чуть больше давления из-за европейской политики, а у азиатских фондов - чуть больше возможностей. Но, все равно, они опасаются того, что будет санкционное давление, чтобы оказать влияние на цены. Поэтому в этой ситуации вкладывать деньги в российский риск пока никто не торопится", - отметил П.Ильичев.

По его мнению, "нужно ждать, когда будет улучшение ситуации, какие-то политические подвижки в части смягчения санкций", "будет хотя бы заявление со стороны, в первую очередь, европейских политиков о том, что санкции могут быть смягчены". "Если это произойдет, тогда появится "окно" возможности (привлечения средств за рубежом - ИФ)", - считает представитель "Российских железных дорог".

В конце сентября президент РЖД Владимир Якунин заявлял, что монополия начала подготовку road show облигаций на европейских и азиатских площадках, планируя в 2015 г. занимать "там, где это будет выгодно". Отвечать на вопрос об объемах привлечения средств он не стал, отметив, что компания "традиционно рассматривает (объем - ИФ) до 1 млрд евро". "Это будет зависеть от бюджетных проектировок, которые будут приняты", - сказал лишь он.

Однако П.Ильичев, комментируя в четверг заявления своего руководителя, пояснил, что "речь идет о нормальной регулярной работе" с инвестиционным сообществом. "Владимир Иванович сказал, что мы проводим работу с фондами для возможности потенциального размещения. Мы, действительно, это делаем каждый год - какие-то поездки в Азию, в Европу. В течение последних двух месяцев встречались с фондами. Например, в Сингапуре был российско-сингапурский деловой форум, где РЖД входили в делегацию - мы проводили эти встречи. На прошлой неделе мы были в Лондоне в рамках конференции JP Morgan по развивающимся рынкам - тоже было большое количество встреч, с несколькими десятками фондов", - сказал он.

"Это нормальный процесс, не связанный непосредственно с размещением. Мы встречаемся с инвесторами, доносим до них информацию, потому что сейчас все говорят о том, что ее не хватает. Российские компании стали гораздо меньше ездить, говорить о себе, поэтому важно ездить, важно с ними (инвесторами - ИФ) разговаривать. Раньше или позже, это выльется, естественно, в какие-то сделки, но сейчас говорить о параметрах рано", - констатировал менеджер.

ДОРОГОЕ ОТЕЧЕСТВО

При этом П.Ильичев отметил, что пока дорогими остаются средства и на российском рынке капитала. "Я думаю, что сейчас РЖД могли бы разместить облигации на срок 2-3 года, но ставка будет выше 10% . Поэтому пока этот ресурс, конечно, очень дорогостоящий", - сказал менеджер.

В то же время П.Ильичев добавил, что у компании "есть одно позитивное событие". "Это 30 млрд руб. субсидий на 2015 г., которые могут быть нам предоставлены до конца текущего года в связи с профицитом (федерального - ИФ) бюджета, что, по сути, позволит нам не наращивать кредитный портфель в этом году. Это для нас очень позитивно, потому что рынки не настолько хороши, чтобы выходить за заимствованиями и брать (средства - ИФ) на тех условиях, которые нас устраивают. Сейчас пока деньги слишком дорогие", - заявил представитель монополии.

Как сообщалось ранее, в 2014 г. монополия планировала привлечь около 100 млрд руб., в том числе около четверти от этой суммы - во II полугодии через инфраструктурные облигации. Старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов говорил в середине сентября, что эти планы "в целом сохраняются". "Если будет рынок - будут бонды, не будет рынка - будут соответственно кредиты", - отмечал он. Между тем, позднее стало известно, что правительство РФ может заложить в федеральном бюджете 2015 года 30 млрд руб. субсидий для монополии (наряду с 10%-ной индексацией грузовых тарифов).

При этом, по словам П.Ильичева, у компании остаются и двухсторонние линии с банками - и она может ими воспользоваться "в любой момент". "Мы думаем над тем, чтобы сформировать "подушку" на 2015 г. в текущем году, но мы будем принимать решение в ноябре-декабре - после того как будет сформирован бюджет на 2015 г.", - добавил он. После этого РЖД будут формировать позицию на следующий год "с тем, что, возможно, часть заимствований будем делать в этом году, если это понадобится".

Говоря о возможности привлечения средств через кредиты, П.Ильичев отметил, что средства могут быть привлечены "у крупных российских и частных банков, у которых есть лимиты на РЖД". "Все готовы те или иные ресурсы нам предоставлять. Мы можем воспользоваться этими (кредитными - ИФ) линиями, если посчитаем необходимым", - сказал он.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

В целом программа заимствований на 2014 г., по словам менеджера "полностью выполняется". В частности около 50 млрд руб. из 100 млрд руб. в этом году монополия планировала привлечь через инфраструктурные облигации. По словам П.Ильичева, компания уже разместила такие бумаги на 25 млрд руб. и еще на 25 млрд руб. будет размещать 21 октября. "О 2015 годе пока говорить рано", - сказал он, комментируя возможность задействования этого инструмента в дальнейшем.

Как сообщалось ранее, за счет инфраструктурных облигаций с льготной процентной ставкой РЖД финансируют проекты со сроком окупаемости в 15-20 лет. На рынке капитала отсутствуют средства такой срочности (рублевая ликвидность в РФ доступна на срок до 10 лет, максимальный спрос приходится на обязательства сроком 3-5 лет), поясняла ранее компания важность этого инструмента.

С начала 2013 г. компания уже разместила такие бумаги на сумму 75 млрд руб. (из лимита в 100 млрд руб.). При этом Внешэкономбанк принял решение о расширении этого лимита, увеличив его до 150 млрд руб. Таким образом, в сентябре, октябре и ноябре 2013 года размещались еще 3 выпуска инфраструктурных облигаций по 25 млрд руб. ежемесячно "с различными сроками погашения" - от 15 до 25 лет. В начале этого года РЖД отмечали, что в 2014-2015 гг. рассчитывают привлечь за счет этого механизма еще 150 млрд руб.

Между тем, согласование таких займов идет трудно. Осенью 2013 г. П.Ильичев заявлял, что в 2014 г. компания надеется привлечь с помощью этого инструмента 50-100 млрд руб., в противном случае ей придется сокращать инвестиционную программу. "Решение правительства было (выделять - ИФ) по 100 млрд руб. в год в 2013-2015 гг. Но по 2014 г. есть известный "трабл" с изменением пенсионной системы. Поэтому сейчас пока, по расчету ВЭБа и ПФР, средств на (инфраструктурные бонды - ИФ) не будет - с точки зрения того, что у них отсутствует приток новых денег. Поэтому мы сейчас ведем диалог", - говорил топ-менеджер. Полученные средства компания направляет как на развитие железнодорожной инфраструктуры, так и на закупку локомотивов.

В феврале 2014 года компания также разместила 9-летние евробонды на 500 млн евро.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс02.10.2014