17-04-15 / 2015
Новости отрасли
ОБЗОР: Самый перспективный путь доставки грузов из КНР в Европу через Транссиб - эксперты

Наиболее перспективным транзитным коридором доставки грузов из Китая в Европу в рамках реализации идеи Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) является Северный путь, который пройдет через территорию Казахстана и Транссибирскую магистраль, считают авторы аналитического доклада к международной конференции "Создание Центральной Евразии: Экономический пояс Шелкового пути".

Идею строительства нового Шелкового пути, который должен соединить Китай со странами Европы, укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, выдвинул в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпинь.

Текущая карта Шелкового пути допускает развитие нескольких маршрутов из Китая в Европу. Авторы доклада кроме Северного пути, также выделяют Морские маршруты, которые задействуют казахстанский порт Актау, а также порты Каспийского моря (Махачкала, Баку), обеспечивающие доступ в Кавказский регион, Турцию и Черноморский бассейн. Южные маршруты проходят через территории Киргизии, Узбекистана, Туркменистана и Ирана, обеспечивая выход к Индийскому океану в районе Персидского залива.

СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ

В Северный путь входят маршруты, проходящие по территории Китая, Казахстана и России: Урумчи - Достык - Омск - Москва - страны ЕС.

"Расчетная мощность данного маршрута (Северный путь - ред.) - одна из самых наибольших среди всех представленных путей и составляет 300 тысяч TEU (у.е. измерения вместимости грузовых транспортных средств, основана на объеме 20-футового ISO контейнера - ред).). Пока маршрут использован максимум лишь на 20% его мощности... Северный маршрут является наиболее перспективным", - отмечается в докладе.

Расстояние от Урумчи до западной границы России составляет 7,5 тысяч километров по железным дорогам и 6,9 тысяч километров по автомобильным дорогам. Стоимость доставки грузов по данному маршруту сильно зависит от вида транспорта: порядка 1,3 тысячи долларов за TEU по железной дороге и не менее 3 тысяч долларов за TEU - по автомобильной дороге, отмечается в докладе.

В рамках Северного пути, по мнению экспертов, наиболее разработанным маршрутом является транспортный коридор Западный Китай - Западная Европа, проходящие через города Ляньюнган, Чжэнчжоу, Ланьчжоу, Урумчи, Хоргос, Алма-Ату, Кызылорду, Актобе, Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург с выходом на порты Балтийского моря.

"Этот маршрут - единственный из всех уже действует, и большая часть существенного транзитного потока идет именно через него. Важным преимуществом пути является также и прохождение лишь одной таможенной границы - между Китаем и Казахстаном", - говорится в докладе, который будет представлен в пятницу в Астане на международной конференции "Создание Евразии: Экономический пояс Шелкового пути".

ПРЕИМУЩЕСТВА МАРШРУТА

Одним из главных преимуществ маршрута является то, что он требует сравнительно небольшого объема инвестиций - 2-2,5 миллиарда долларов и является самым подготовленным. В сравнении, Морской маршрут требует наибольших инвестиций в Закавказье из-за особенностей гористой местности и является самым дорогим. Необходимый объем инвестиций оценивается в 3-3,5 миллиарда долларов. Что касается Южного пути, то один из маршрутов, проходящий через Урумчи - Достык - Алматы - Шымкент - Тегеран - Стамбул является только автомобильным и требует больших инвестиций в инфраструктуру.

НЕДОСТАТКИ СЕВЕРНОГО МАРШРУТА

У маршрута наряду с преимуществами, есть и недостатки. Важная проблема пути, отмечают эксперты, - его ограниченная пропускная способность. Для обеспечения реальной конкурентоспособности маршрута его предстоит видоизменить, полагают авторы доклада.

Длина итоговой трассы должна составить 8400 километров, из которых 3400 километров уже проложено по территории Китая, а 2800 и 2200 километров модернизируются в Казахстане и России соответственно.

Согласно статистике, импорт в Европу из Китая в 2014 году достиг 181,48 миллиона тонн на сумму 468 миллиардов долларов. Экспорт из Европы в Китай составил 83,49 миллионов тонн на сумму 244 миллиарда долларов.

По мнению экспертов, с большой степенью вероятности можно ожидать, что все описанные "ветки" транспортно-логистической составляющей ЭПШП смогут развиваться и будут загружены, поскольку связаны с реализацией объективного экономического потенциала стран региона.

Ожидается, что перспективы взаимодействия России и Китая в реализации ЭПШП станут одной из главных тем для обсуждения между президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином во время визита китайского лидера в Москву, который состоится в мае.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Бизнес-лента ПРАЙМ17.04.2015