24-09-14 / 2014
Новости отрасли
ОБЗОР: Рыба пока не может "выплыть" из холодильников Дальнего Востока

Стало уже традицией, что осенью, в период лососевой путины - удачной или не очень, в России возникает проблема доставки рыбы с Дальнего Востока в центр страны.

В этом году особое значение этой проблеме придало то, что из-за российского продовольственного эмбарго на рынок перестала поступать норвежская семга.

Проблеме импортозамещения на рыбном рынке страны был посвящен "круглый стол", в котором приняли участие представители Росрыболовства, РЖД, других транспортных компаний, эксперты. Однако дискуссия, как и в прежние годы, показала, что взаимные претензии сохраняются. И пока непонятно, сможет ли рыба вовремя и в качественном состоянии "доплыть" до потребителей.

Между тем, еще несколько недель назад президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству РФ проработать вопрос субсидирования железнодорожных перевозок дальневосточной рыбы в европейскую часть страны.

КРИЗИСА НА РЫНКЕ НЕТ, ЕСТЬ ДЕФИЦИТ НОРВЕЖСКОЙ СЕМГИ

Как считает заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, введенное Россией продовольственное эмбарго не привело к кризису на рынке. "Кризиса с рыбой мы не наблюдаем, есть только нехватка норвежской семги и раздутый вокруг этого ажиотаж", - заявил он.

По его словам, цена на норвежскую семгу "была высока для среднего потребителя и до ее запрета". "Еще четыре года назад мы завозили в два раза меньше семги - и ни у кого не возникало проблем", - заметил он.

По данным Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, за последние 10 лет поставки норвежской семги в РФ в натуральном выражении выросли в 4,3 раза, в стоимостном - в 10,6 раза. Это результат умелой и агрессивной маркетинговой политики норвежских поставщиков, считают в НИИ.

По словам В.Соколова, проблема еще и в том, что дефицит норвежской семги тянет за собой цены на другие виды рыбы. "Это последствия ажиотажа, но ритейлеры говорят о том, что продажи уже "встали" из-за повышенных цен", - заявил он.

Вместе с тем В.Соколов сообщил, что на этой неделе оптовые цены во Владивостоке впервые с момента ведения продовольственного эмбарго снизились.

ХОЛОДИЛЬНИКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ЗАБИТЫ РЫБОЙ

Как заявил В.Соколов, по состоянию на 24 сентября российские рыбаки выловили 312 тыс. тонн лососей против 420 тыс. тонн на аналогичную дату 2012 года (выловы лососей сравниваются не с прошлыми годами, а с предыдущими годами).

По его оценке, путина идет неплохо. "Десять лет назад нам и 300 тыс. тонн не снилось", - заметил он. Особенностью нынешней путины является то, что в ряде промысловых районов вылов горбуши снизился в два раза. "Но зато получили рекорд по кете, которая лучше по потребительским качествам, в результате разница в цене между горбушей и кетой небольшая", - заметил он.

В.Соколов также сообщил, что из выловленного количества лососей отгружено на внутренний рынок всего 80 тыс. тонн, порядка 7-10 тыс. тонн отправлено на экспорт. "Где остальное? Лежит на холодильниках, где-то ждут роста цен, где-то не могут вывезти", - пояснил он.

По его словам, наиболее сложная ситуация во Владивостоке, где почти все холодильники забиты рыбой, причем не только лососем, но и минтаем, сельдью.

Причина, отметил он, в нехватке подвижного состава. Росрыболовство обратилось в РЖД с просьбой решить ее.

ВАГОНЫ ПРОСТАИВАЮТ В ОЖИДАНИИ ПРОДУКЦИИ

"Заявления о нехватке вагонов у меня вызывают удивление", - парировал первый заместитель генерального директора центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Сергей Колесников.

По его словам, собственники подвижного состава "несут колоссальные потери из-за того, что более 300 вагонов простаивает, предъявления груза к перевозке нет".

С.Колесников сообщил, что за последние годы железнодорожники создали новый транспортный продукт по ускоренной доставке рыбопродукции. Разработан график, в соответствии с которым такие поезда следуют со скоростью пассажирских. "За 8 месяцев этого года было отправлено 42 ускоренных поезда, которые перевезли 80 тыс. тонн грузов, это в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, и в семь раз - 2012 года", - заявил он.

Тем не менее, посетовал он, возможности, заложенные в этом графике, пока использованы только на 6%. "Если оценивать полный потенциал, то перевозчик мог бы за 8 месяцев перевезти 1,4 млн тонн грузов", - сказал он.

"Но дело в том, что зимой и весной рыбу, как правило, не перевозят, основные транспортные потоки приходятся на лето и осень, когда идут массовые путины, - заметил на это В.Соколов. - За последние пять лет цена доставки в летние и осенние месяцы повысилась вдвое".

Вместе с тем он признал, что сезонность поставок создает определенные трудности для железнодорожников - и, чтобы сгладить эту проблему, дальневосточные рыбаки начали строить холодильники в регионах. "Они уже есть на Камчатке, Сахалине, в Хабаровске, теперь есть время переждать, а не везти все сразу во Владивосток", - заметил он.

В свою очередь С.Колесников заявил, что перевозчики сделали все необходимое для оперативной доставки рыбной продукции. "В конечной цене рыбы на прилавках железнодорожная составляющая не превышает 5%", - уточнил он.

Как сообщил В.Соколов, Росрыболовство для повышения спроса на отечественную рыбу планирует "довести до конца идею о том, что все госзакупки должны осуществляться отечественной рыбой". "К тому же нашему бизнесу надо учиться продвигать отечественную продукцию", - констатировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс24.09.2014