09-02-15 / 2015
Новости отрасли
ОБЗОР: Порты России - нефть сливается с портов

Положительную динамику портовой отрасли в прошлом году обеспечили экспортные поставки угля, зерна и нефтепродуктов. По всей видимости, уголь станет драйвером и по итогам 2015 года, некоторые игроки уже заявили о планах наращивания экспортных отгрузок (кто бы сомневался при таком-то курсе рубля). А вот по зерну, скорее всего, будет откат - власти РФ ввели с 1 февраля таможенную пошлину на экспорт. Нефть, похоже, окончательно сдала позиции - в 2014 году самый низкий показатель перевалки нефти в портах за последние пять лет. Контейнерооборот в 2014 году тоже споткнулся. Только вот если с нефтью есть кое-какая интрига на 2015 год (может быть даже и поднимется), то контейнерный рынок, очевидно, уйдет в пике.

КРЫМ В ПОМОЩЬ

Перевалка в российских портах по итогам 2014 года ожидаемо выросла - на 5,7%, до 624 млн тонн. По водным бассейнам также никаких сюрпризов: лидеры, сформировавшиеся еще по итогам I квартала, отстояли свои позиции: Дальний Восток сохранил лидерство по динамике (+12,3%), второе место у Азово-Черноморского бассейна (+11,2%), тройку замыкает Балтика (+3,4%), на четвертом месте - Каспий (0,8%) и с отрицательными результатами год закончил Арктический бассейн (-24,2%).

Пожалуй, главным сюрпризом для отрасли в 2014 году стало присоединение к России полуострова Крым. Однако, несмотря на неожиданное пополнение сразу несколькими морскими портами, объем перевалки Азово-Черноморского бассейна не сильно выиграл (всего плюс 4,5 млн тонн). Как оказалось, очевидных проблем с новым приобретением оказалось больше, чем очевидных плюсов. Как минимум два серьезных негативных фактора. Во-первых, полуостров находится под действием санкций Европы и США, что фактически означает инвестиционную изоляцию. Во-вторых, из-за испорченных отношений с Украиной полуостров, по сути, оказался еще и изолированным физически. И вряд ли что-то изменится в ближайшие годы.

Не было каких-либо существенных изменений и по видам переваливаемого груза. В сухих грузах по-прежнему лидирует уголь, в наливных - нефтепродукты. В целом динамика выглядит следующим образом. Объем перевалки сухих грузов в 2014 году составил 292,4 млн тонн (+14,1%). В том числе перевалка угля составила 116,3 млн тонн (+15,1%), грузов в контейнерах - 46,8 млн тонн (+5,3%), зерна - 29,7 млн тонн (рост в 1,6 раза), черных металлов - 23,3 млн тонн (+5,9%), минеральных удобрений - 14,7 млн тонн (+13,7%), грузов на паромах - 11,1 млн тонн (рост в 1,7 раза), лесных грузов - 4,8 млн тонн (+9,6%) и металлолома - 4,7 млн тонн (+27,9%). Объем перевалки руды сократился до 6,1 млн тонн (-18%), рефрижераторных грузов - до 3,6 млн тонн (-2,1%) и цветных металлов - до 3,3 млн тонн (-12,5%).

Объем перевалки наливных грузов снизился до 331 млн тонн (-0,8%), в том числе нефти - 187,2 млн тонн (-9,8%), нефтепродуктов - 128 млн тонн (+14,5%) и сжиженного газа - 12,2 млн тонн (+10,2%).

По итогам 2014 года доля экспортных грузов в общем объеме выросла на 0,8 п.п., до 78,9% (по сравнению с 2013 годом), каботажных на 0,4 п.п., до 6,5%. А вот доля перевалки импортных и транзитных грузов сократилась на 0,8 п.п. и 0,4 п.п. соответственно. В абсолютных цифрах экспортных грузов перегружено 491,6 млн тонн (+6,7% к 2013 году), импортных - 43,4 млн тонн (-5,7%), транзитных - 47,6 млн тонн (+1,4%), каботажных - 40,8 млн тонн (+13,2%).

ЭКСПОРТНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА УГОЛЬ

По итогам 2014 года 40% всех сухих грузов (19% от общего грузооборота), переваливаемых в российских портах - это уголь. Причем практически весь он идет на экспорт. Лидерство по динамике прироста по итогам года по перевалке угля продолжает удерживать Дальневосточный бассейн - 67 млн тонн (+23%), второе место у Балтийского - 26 млн тонн (+8%), третье - у Арктического - 16 млн тонн (+6,4%), четвертое у Азово-Черноморского - 7,5 (-3,7%) и пятое у Каспийского - 0,08 млн тонн (-56,3%).

Дальневосточные стивидорные компании завершили год с хорошим ростом. Грузооборот крупнейшего российского угольного оператора ОАО "Восточный Порт" (MOEX: VOPT) (подконтрольного "Кузбасразрезуглю") в 2014 году составил 21,8 млн тонн, что на 23% больше, чем в 2013 году. ЗАО "Дальтраснуголь" (принадлежит "СУЭК") увеличило перевалку на 24%, до 17 млн тонн. О рекордных показателях роста сообщало ОАО "Торговый порт Посьет" (входит в группу "Мечел" (MOEX: MTLR) ) - на 22%, до 5 млн тонн (рекорд за всю историю порта).

Об абсолютном рекорде за свою историю сообщил и ОАО "Евраз Находкинский морской торговый порт" ("Евраз НМТП", крупнейшая стивидорная компания в порту Находка, входит в Evraz Group). Оператор в 2014 году увеличил перевалку на 24,8%, до более чем 9,3 млн тонн. Наибольшая доля в общем грузообороте пришлась на экспортный уголь - свыше 5,5 млн тонн (+53% к 2013 году). На втором месте продукция металлургических комбинатов "Евраза" - более 3,6 млн тонн черных металлов (+6%).

Основные игроки в западной части России также показали рост перевалки. Грузооборот крупнейшего угольного терминала на Балтике ОАО "Ростерминалуголь" (подконтролен "Кузбасразрезуголю") вырос на 5%, до 15,5 млн тонн. ОАО "Мурманский морской торговый порт" (MOEX: MSCP) (принадлежит "СУЭК") также увеличило перевалку угля.

Рост перевалки связан с увеличением экспортных отгрузок на фоне снижения реализации внутри России. К примеру, крупнейший российский производитель энергетического угля "СУЭК" в 2014 году потребителям внутри страны реализовал 49,8 млн тонн угля (-1% по отношению к 2013 году). Экспортные же продажи компании выросли на 8%, до 45,6 млн тонн. Основные направления международных продаж - Китай, Великобритания, Южная Корея, Япония, Нидерланды, Тайвань и Германия.

"Кузбассразрезуголь" (MOEX: KZRU) в 2014 году увеличил экспорт на 17%, до 30,2 млн тонн угля, при том что объемы поставок на внутренний рынок снизились аж на 21%, до 11,8 млн тонн угля. В 2015 году компании также планирует сохранить стратегию наращивания доли экспорта в общем объеме поставок угля.

"Распадская" (MOEX: RASP) по итогам 2014 года также увеличила реализацию концентрата полутвердых и твердых марок угля в на 17%, до 6 млн тонн. Рост обеспечило увеличение экспортных поставок на 41%, до 3,046 млн тонн. Реализация концентрата в РФ незначительно снизилась - на 0,5%, до 2,955 млн тонн.

По итогам 2015 года Минэнерго РФ ожидает хоть и незначительного, но повышения добычи угля - на 2 млн тонн, до 358 млн тонн. Ожидаемый показатель экспорта угля в 2015 году указан на уровне 153 млн тонн, что на 8,5% больше уровня 2014 года (151,7 млн тонн).

ЗЕРНО - ЛИДЕР ПО "СУХИМ" ГРУЗАМ

Лучшую динамику по итогам года показала перевалка зерна - рост на 62%, до 29,7 млн тонн (если, конечно, не учитывать форс-мажорный рост паромных перевозок на 70% из-за Крыма).

Традиционно зерновым регионом является юг, собственно здесь и переваливается почти все зерно (на остальные бассейны от общей перевалки приходится всего 6%).

Основные игроки закончили год с очень хорошими показателями. Группа "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) по итогам года увеличила грузооборот зерна на 83%, до 7,4 млн тонн. ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (НКХП, входит в "Объединенную зерновую компанию") в 2014 году перевалило 3,2 млн тонн, что на 88% больше, чем в 2013 году. Группа DeloPort увеличила перевалку на 23%, до 2,85 млн тонн, ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань" - на 59%, до 2,7 млн тонн.

Зерно в 2014 году отгружалось в 74 страны дальнего и ближнего зарубежья. Наибольший объем поставок пришелся на Турцию, Египет, Судан, Йемен, Нигерию, Кению.

Впрочем, успешные дни для экспортеров зерна и владельцев терминалов в текущем году, похоже, закончились. С 1 февраля Россия ввела экспортную пошлину на пшеницу в размере 15% от таможенной стоимости плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну.

В связи с этим Россия уже в феврале снизит экспорт зерна до 1,1 млн тонн, прогнозирует замдиректора департамента стратегического маркетинга ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский. "По предварительной оценке, в феврале вывоз зерна составит 1,1 млн тонн, причем экспорт пшеницы по контрактам, заключенным до введения экспортной пошлины, упадет до 500-600 тыс. тонн", - заявлял И.Павенский "Интерфаксу".

Для сравнения: по данным Минсельхоза РФ, с 1 по 28 января экспорт зерна составил 1,7 млн тонн. И.Павенский также сообщал, что в январе перевалка зерна через глубоководные порты составила 996 тыс. тонн против 1,46 млн тонн в декабре 2014 года. Объем, заявленный к перевалке в феврале, пока составляет около 378 тыс. тонн, что в 2,6 раза меньше, чем в январе, отметил он.

НЕФТЬ - ХУДШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗА ПЯТИЛЕТКУ

Экспорт нефти из России в прошлом году сократился на 4,3%, до 229 млн тонн. Перевалка нефти в портах в целом в 2014 году упала на 10%, до 187 млн тонн, что стало минимальным значением за последние пять лет. (Перевалка экспортной нефти упала на 7,5%, до 154 млн тонн). Для примера: если в 2010 году доля нефти в общем грузообороте составляла 40%, то по итогам 2014 года - 30% (доля угля выросла на 6 п.п.).

Падение грузооборота наблюдается по всем бассейнам за исключением Дальневосточного.

Крупнейший игрок на перевалке нефти группа "НМТП" (MOEX: NMTP) по итогам года сократила объемы на 21%, до 72,8 млн тонн. Оба оператора, входящие в группу, показали существенное снижение: перевалка ООО "Приморский торговый порт" (ПТП, конечная точка БТС) - упала на 22%, до 42,4 млн тонн, ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП, нефтерайон "Шесхарис") - на 18%, до 30,4 млн тонн.

В то же время ООО "Порт Козьмино" (конечная точка ВСТО) увеличило перевалку на 17%, до 24,9 млн тонн. Грузооборот нефти через ООО "Невская трубопроводная компания" (НТК, конечная точка БТС-2, порт Усть-Луга) фактически остался на уровне 2013 года (снижение менее 1%) - 23,3 млн тонн.

Будет ли расти экспорт нефти в 2015 году, пока неясно: прогнозы "Транснефти" (MOEX: TRNF) и Минэнерго расходятся. 13 января вице-президент нефтепроводной монополии Максим Гришанин говорил, что "Транснефть" получила заявки от нефтяных компаний на прием нефти в трубопроводную систему в 2015 году в объеме 478 млн тонн по сравнению с 479 млн тонн в 2014 году. На экспорт планируется направить 209,4 млн тонн по сравнению с 213,7 млн тонн в 2014 году, то есть падение на 2,4%. Впрочем уже тогда он отметил, что по итогам работы на середину января было увеличение экспорта. По словам М.Гришанина, возможно, не все нефтяные компании еще почувствовали влияние "налогового маневра". "Реально поймем его влияние, прожив первый квартал 2015 года", - заметил он.

В то же время замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов в начале февраля заявил, что Россия в 2015 году может увеличить экспорт нефти на 5 млн тонн по сравнению с 2014 годом.

Факты пока играют в пользу прогноза роста: по итогам января экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья повысился на 8%, до 18,5 млн тонн.

С нефтепродуктами дела обстоят значительно лучше. По данным ЦДУ ТЭК, по итогам 2014 года объем первичной переработки нефти составил 289 млн тонн (+6%), автобензина - 38,3 млн тонн (-1%), дизтоплива - 77,3 млн тонн (+7,4%), топочного мазута - 78,4 млн тонн (+1,4%), авиакеросина - 10,9 млн тонн (+5,8%). Перевалка нефтепродуктов в портах в 2014 году выросла на 15%, до 128 млн тонн. Рост показали Балтийский (+20%) и Азово-Черноморский (+28%) бассейны.

В Балтийском бассейне рост показали следующие стивидоры: ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" - на 10%, до 10 млн тонн, ООО "РПК-Высоцк" - на 8%, до 12 млн тонн, ОАО "Усть-Луга Ойл" (бывший "Роснефтьбункер") - на 27%, до 19 млн тонн, ПТП - на 21%, до 11,4 млн тонн.

В Азово-Черноморском бассейне лучшую динамику показала структура "Роснефти" (MOEX: ROSN) - ООО "РН-Туапсенефтепродукт" - рост на 76%, до 7,2 млн тонн. Терминал был модернизирован. НМТП увеличил перевалку на 11%, до 16,4 млн тонн.

КОНТЕЙНЕРЫ: В ПЛЮС ВЫЙТИ НЕ УДАЛОСЬ

По итогам I квартала 2014 году рост контейнерооборота составил 2,8%, по итогам полугодия - 1,7%, III квартал перевалка показала 0,4% рост. Годовой же показатель все же ушел в отрицательную зону - падение на 1,3%, до 5,28 млн TEU. Впервые за пять лет контейнерооборот портов России показал падение (в 2011 году по отношению к предыдущему - рост на 28,5%, в 2012 году - рост на 10%, в 2013 - рост на 5%).

Между тем, количество груженых контейнеров выросло на 3,1%, до 3,61 млн TEU, порожних, напротив, упало на 9,7%, до 1,67 млн TEU.

В экспортном направлении было перегружено 2,3 млн TEU (+0,2%), импортном - 2,3 млн TEU (-2,7%), транзитном - 0,1 млн TEU (+6,6%), в каботаже - 0,6 млн TEU (-3%).

Доля перевалки контейнеров в экспортном направлении составила 43,7%, в импортном - 43,3%, в каботаже - 11,1% и 1,9% перегружалось в транзитном направлении.

ТОП-10 крупнейших контейнерных операторов по итогам года показали следующие результаты:

ЗАО "Первый контейнерный терминал" (группа Global Ports) - 940,8 тыс. TEU (-13,2%),

ОАО "Петролеспорт" (Global Ports) - 657,8 тыс. TEU (-7,5%),

ОАО "Владивостокский МТП" (группа FESCO) - 513,5 тыс. TEU (+7,7%),

ООО "Восточная стивидорная компания" (Global Ports) - 474,7 тыс. TEU (+0%),

ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (UCL Port) - 387,6 тыс. TEU (-2,2%),

ОАО "Новорослесэкспорт" (MOEX: NOLE) (НМТП) - 297,1 тыс. TEU (-3,9%),

ОАО "Новороссийский УТЭП" (DeloPort) - 264,9 тыс. TEU (-4,5%),

ООО "Моби Дик" (Global Ports) - 227,5 тыс. TEU (+3,6%),

ОАО "Балтийская стивидорная компания" (НМТП)- 179,3 тыс. TEU (+7,5%),

ОАО "Новороссийский МТП" (НМТП) - 159,1 тыс. TEU (+17,4%).

(везде данные ЗАО "Морцентр ТЭК")

Объем перевалки грузов в контейнерах в морских портах России за 2014 год вырос по сравнению с 2013 годом на 5,3% и составил 46,8 млн тонн. Средняя загрузка одного контейнера по итогам 2014 года составила 12,95 тонны, что на 0,26 тонны выше, чем за 2013 год.

Прогноз по контейнерообороту на 2015 год также оставляет желать лучшего. Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" считает, что перевалка в TEU просядет аж на 12%. Эксперт отмечает, что больше пострадают балтийские порты - поскольку грузооборот этого региона больше завязан на Западную Европу и США. Поэтому на него будет двойное давление - в целом из-за снижения импорта в связи с падением курса рубля и из-за санкций. Дальний Восток пострадает в меньшей степени, поскольку он ориентирован на азиатские рынки, а после осложнения отношений с Европой и США, очевидно, что темпы торговли с Азией вырастут.

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.02.2015