11-08-14 / 2014
Новости отрасли
ОБЗОР: Порты РФ: рецепт роста - зерно и уголь приправленные нефтепродуктами

По итогам I полугодия 2014 года еще увереннее закрепился тренд ухода экспортного угля на Дальний Восток, Балтика, лидирующая по динамике перевалки в 2013 году, похоже, окончательно сдала позиции. В целом же помимо угля общий рост грузооборота портам России обеспечили зерно и нефтепродукты. Если бы по этим трем позициям перевалка показала бы нулевой рост по отношению к прошлом году, то общая погрузка упала бы на 2%.

Грузооборот российских портов в I полугодии 2014 года составил 303,1 млн тонн, что на 6,5% больше, чем годом ранее. Выросла перевалка экспортных и транзитных грузов, на 8,9% и 7,8%, соответственно. Грузооборот каботажных грузов упал на 10,5%, импортных - на 5,9%.

Рост перевалки по итогам полугодия был зафиксирован в Дальневосточном бассейне (+14%), Азово-Черноморском (+12%) и Балтийском (+5%). В Арктическом и Каспийском бассейнах перевалка сократилась.

УГОЛЬ - БАЛТИКА ЗАМЕДЛЯЕТ ЭКСПОРТ

Согласно данным Минэнерго, добыча угля в I полугодии 2014 года в России упала на 2,5%, до 165 млн тонн, однако экспорт вырос на 15%, до 75 млн тонн, большая часть которого отгружается морем.

В I полугодии порты увеличили перевалку угля на 15%, до 56,6 млн тонн. Но если по итогам 2013 года лидером по динамике был Балтийский бассейн (+21%), а Дальневосточный занимал второе место с сильным отставанием (+13%), то по итогам I квартала 2014 года тренд сменился, а по итогам полугодия укрепился еще больше - все больше угля начало уходить на Дальний Восток, а отгрузки в европейском направлении сократились. В итоге объем перевалки в Дальневосточном бассейне вырос на 24,5%, до 33,6 млн тонн, в Балтийском - всего на 7,7%, до 11 млн тонн, в Арктическом - на 11,5%, до 7,7 млн тонн. Перевалка в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах сократилась.

Крупнейшие производители угля по итогам полугодия отчитались о существенном наращивании экспорта. К примеру, группа "Мечел" (MOEX: MTLR) в I полугодии увеличила экспорт угля в страны АТР на 39%, до 5,3 млн тонн (доля стран АТР в общей структуре угольного экспорта составила 75%). Нарастила объемы экспорта в I полугодии и "Распадская" (MOEX: RASP) - на 21%, до 1,3 млн тонн. Рост также произошел за счет увеличения продаж на рынках стран АТР.

Экспортные поставки "Кузбассразрезугля" (MOEX: KZRU) (КРУ) в январе-июне 2014 года выросли почти на четверть, составив 15,9 млн тонн (76% общего объема отгрузки). По итогам года КРУ планирует увеличить их на 12,4%, до 29 млн тонн.

Крупнейший российский поставщик энергетического угля компания СУЭК в I полугодии увеличила объемы экспорта на 7%, до 22,4 млн тонн. Основные отгрузки на экспорт компания осуществляла также в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Олег Петропавловский из БКС прогнозирует, что по итогам 2014 года динамика добычи немного улучшится, но все равно останется в небольшом минусе по отношению к 2013 году. Внутренний спрос на коксующийся уголь будет сокращаться из-за внедрения на предприятиях России технологии PCI, поэтому игрокам придется искать новые рынки сбыта, отмечает О.Петропавловский. Однако он затрудняется ответить, куда именно пойдут высвободившиеся объемы - на запад или восток.

ЗЕРНО - РЕКОРДЫ ПОЛУГОДИЯ НЕ ПРЕДЕЛ

Наилучшую динамику прироста по итогам полугодия показала перевалка зерна - плюс 239%, до 10 млн тонн. Почти весь объем зерна традиционно переваливается через порты Азово-Черноморский бассейна - 8,4 млн тонн (рост в 3,5 раза). Балтийский бассейн отгрузил 1,3 млн тонн (рост в 3,25 раза). Оставшиеся 0,3 млн приходятся на Каспийский и Дальневосточный бассейны.

Основными игроками в Азово-Черноморском бассейне являются: группа "Новороссийский морской торговый порт" (MOEX: NMTP) (рост перевалки зерна в I полугодии 5,3 раза, до 2,5 млн тонн), группа "Дело" (рост 10 раз, до 1 млн тонн), "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (рост в 7 раз, до 1 млн тонн), "Туапсинский морской торговый порт" (более чем в 8 раз, до 0,85 млн тонн), "Зерновой терминальный комплекс Тамань" (рост в 4 раза, до 0,8 млн тонн), "Промэкспедиция" (рост почти в два раза, до 0,74 млн тонн).

Крупнейшими импортерами российского зерна являются - Египет, ЮАР, Нигерия Ливан.

Глава DeloPorts (стивидорный холдинг группы "Дело") Тимофей Телятник заявил "Интерфаксу", что рост перевалки зерна в 10 раз удалось достичь своевременному строительству железнодорожной инфраструктуры (работы велись в прошлом году, когда объемы экспорта зерна были очень низкими). "В первом полугодии 2014 года зерновой терминал был полностью обеспечен возможностью приема груза как на автомобильном, так и на железнодорожном транспорте, что совпало с хорошим зерновым сезоном", - отметил Т.Телятник. Топ-менеджер уверен, что перевалка во II половине года продолжит расти.

НКХП также начал модернизацию в прошлом году (предполагалось увеличение мощности с 3 до 4,5 млн тонн), однако этим летом совет директоров компании принял решение увеличить инвестиции с 800 млн рублей до 4 млрд рублей (мощность увеличится до 6 млн тонн).

Помимо реконструкции ж/д путей и замены устаревшего оборудования НКХП дополнительно построит емкости на 65 тыс. тонн единовременного хранения зерна и увеличит мощности по погрузке на суда. В компании заявляют, что рассчитывают на дальнейший рост экспорта зерна, а также кукурузы (темпы роста которой выглядят очень впечатляюще - 2 млн тонн прирост по итогам сезона 2013-2014 года). Кроме того, НКХП планирует перетянуть объемы с так называемой "малой воды".

Скорее всего, рост перевалки зерна действительно продолжится во втором полугодии, по крайней мере, цифры по июлю воодушевляющие. С 1 по 30 июля Россия экспортировала рекордный для июля объем зерна - 2,83 млн тонн, что на 12% выше показателей июля 2012 и 2011 годов (2,53 млн тонн и 2,52 млн тонн соответственно). Последний прогноз главы Минсельхоза РФ Николая Федорова также обнадеживает - сбор зерна в 2014 году может составить 100 млн тонн против 92,4 млн тонн в 2013 году, а экспорт зерна в текущем сельхозгоду составит 25 млн тонн.

НЕФТЕПРОДУКТЫ СКОМПЕНСИРОВАЛИ НЕФТЬ

По данным Минэнерго, экспорт нефти в I полугодии 2014 года составил 111,9 млн тонн, что на 5,1% меньше, чем годом ранее. Перевалка нефти в портах упала сильнее - на 7,6%, до 96 млн тонн. Рост показал только Дальневосточный бассейн - на 14%, до 18,9 млн тонн.

Перевалка трубопроводной нефти продолжила сокращаться на предприятиях группы НМТП - ОАО "НМТП" и ООО "Приморский торговый порт" (ПТП). В частности, перевалка нефти через НМТП (нефтерайон "Шесхарис", порт Новороссийск) упала на 11,6%, до 16,8 млн тонн, через ПТП (конечная точка БТС, порт Приморск) - на 20%, до 22,95 млн тонн.

А вот сокращение перевалки нефти через ООО "Невская трубопроводная компания" (НТК, конечная точка БТС-2, порт Усть-Луга) пусть и небольшое (менее 1%) наблюдается впервые с момента его запуска. По итогам полугодия грузооборот нефти НТК составил 11,3 млн тонн.

Рост перевалки трубопроводной нефти показал только "Спецморнефтепорт Козьмино" - на 10%, до 11,7 млн тонн. По итогам года "Козьмино" также прогнозируется рост на 9%, до 23,3 млн тонн, сообщала пресс-служба компании.

Перевалка нефти вне системы "Транснефти" (MOEX: TRNF) в I полугодии 2014 года фактически не изменилась, составив около 11,4 млн тонн.

Производство основных нефтепродуктов, по данным Минэнерго, в I полугодии 2014 года выросло: дизтоплива - на 10,2%, до 38,4 млн тонн, топочного мазута - на 5,7%, до 2,1 млн тонн, авиакеросина - на 12,8%, до 5,2 млн тонн. Незначительно сократилось только производство автобензина - на 0,8%, до 18,8 млн тонн.

Перевалка в портах также показала уверенный рост - на 16,5%, до 63 млн тонн. Наилучшая динамика прироста у Азово-Черноморского бассейна - плюс 30%, до 20,6 млн тонн. На втором месте Балтийский бассейн - рост на 27%, до 32 млн тонн, на третьем - Дальневосточный бассейн с ростом объема всего 2,2%, до 8,4 млн тонн. Арктический и Каспийский бассейн уменьшили объем перевалки нефтепродуктов на 52,3% и 58,3%, соответственно.

В Балтийском бассейне рост показали следующие стивидоры: ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" - на 11%, до 4,5 млн тонн, ООО "РПК-Высоцк" - на 6,8%, до 2,6 млн тонн, ОАО "Усть-Луга Ойл" (бывший "Роснефтьбункер") - на 39,5%, до 9,4 млн тонн, ПТП - на 30%, до 5,8 млн тонн.

В Азово-Черноморском бассейне лучшую динамику показала структура "Роснефти" (MOEX: ROSN) - ООО "РН-Туапсенефтепродукт" - рост в 3,4 раза, до 3,1 млн тонн. Терминал был модернизирован. НМТП увеличил перевалку на 7,2%, до 9 млн тонн.

КОНТЕЙНЕРЫ - ТЯЖЕЛАЯ ПОРА

Контейнерооборот российских портов за I полугодие 2014 года составил 2,6 млн TEU, что на 1,7% больше, чем годом ранее. Количество груженых контейнеров выросло на 6,1%, до 1,8 млн TEU, порожних - сократилось на 6,6%, до 0,8 млн TEU. Наибольший объем порожних контейнеров приходится на экспорт - 60% от общего числа.

В экспортном направлении было перегружено 1,178 млн TEU (+2,9%), в импорте - 1,174 млн TEU (+0,2%), в транзите - 53,9 тыс. TEU (+21,5%) и в каботаже - 268,1 тыс. TEU (-,0,3%).

Наметившийся по итогам I квартала 2014 года спад контейнерооборота в порту Санкт-Петербурга по итогам полугодия только усилился. Стивидорами порта было перевалено 1,205 млн TEU (-5,1%). Остальные крупнейшие порты (годовой контейнерооборот которых превышает 300 тыс. TEU) показали рост: Новороссийск - на 1,2%, до 393,3 тыс. TEU, Владивосток - на 10,4%, до 413 тыс. TEU, Восточный - на 8,7%, до 243,5 тыс. TEU, Калининград - на 17%, до 180 тыс. TEU.

Лидерами роста среди крупнейших стивидоров стали следующие компании: ОАО "Балтийская стивидорная компания" (входит в группу НМТП) - 100,5 тыс. TEU (+25,1%), ООО "Восточная стивидорная компания" (входит в группу Global Ports) - 243,5 тыс. TEU (+8,7%), ОАО "Владивостокский МТП" (входит в группу FESCO) - 242,6 тыс. TEU (+8,4%), ООО "Моби Дик" ("дочка" Global Ports) - 113,7 тыс. TEU (+1,7%).

Аутсайдерами стали стивидоры, работающие в Петербурге: две компании, входящие в группу Global Ports - ЗАО "Первый контейнерный терминал" - 486,8 тыс. TEU (-9,9%) и ОАО "Петролеспорт" - 338 тыс. TEU (-8,9%), ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (КТСП, входит в группу UCL) - 195,3 тыс. TEU (-1,3%).

Чуть хуже результаты у двух стивидоров из Новороссийска - ОАО "Новорослесэкспорт" (MOEX: NOLE) (группа НМТП) - 166,8 тыс. TEU (-1,3%) и ОАО "НУТЭП" (группа "Дело") - 144,2 тыс. TEU (-2,6%).

По словам Т.Телятника, незначительное снижение перевалки "является следствием общерыночной тенденции по импорту, на который значительно влияет эффект укрепления доллара по отношению к рублю". При этом, отмечает он, "несмотря на снижение объемов в контейнерном сегменте, удалось добиться значительного увеличения доходности за счет повышения качества предоставляемых услуг и увеличению груженого экспорта".

На общерыночную ситуацию ссылаются и в UCL Port (терминал в Санкт-Петербурге). "Динамика показателя отражает общую тенденцию на стивидорном рынке и обусловлена уменьшением перевалки импортных грузов из-за падения внутреннего спроса и ослабления рубля по отношению к мировым валютам в начале года", - отмечает пресс-служба UCL Port.

Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" отмечает, что в целом, конечно же, сейчас для контейнерного рынка России наступили тяжелые времена в связи с низким экономическим ростом и высоким курсом рубля. Однако Петербург теряет грузы еще и потому, что "идет перераспределение объемов на Усть-Лугу". По прогнозам "ВТБ Капитала" по итогам года контейнерооборот покажет нулевой рост.

"Уралсиб" (MOEX: USBN) в своих прогнозах более пессимистичен. "Мы ожидаем, что во втором полугодии перевалка контейнеров в целом по России будет уменьшаться и по итогам года снижение составит 2-3% год к году. Ухудшение ситуации в экономике, девальвация рубля, снижение потребительской активности населения и импортозамещение - основные факторы, которые будут оказывать негативное влияние на динамику перевалки контейнеров во втором полугодии", - заявил "Интерфаксу" аналитик "Уралсиба" Денис Ворчик.

По словам Д.Ворчика, продовольственный импорт из стран Евросоюза частично может быть замещен поставками из стран Азии и Латинской Америки, которые также будут проходить через контейнерные терминалы, а вот "импортозамещение будет негативно сказываться на обороте контейнеров".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс11.08.2014