03-06-14 / 2014
Новости отрасли
ОБЗОР: Погрузка среднедоходных ж/д грузов в мае выросла на 3,3% при общем снижении

Погрузка среднедоходных грузов на сети "Российских железных дорог" в мае 2014 года выросла на 3,3% при общем снижении на 2,2%, следует из данных РЖД.

Погрузка является важным макроэкономическим показателем, который характеризует деловую активность и связан с уровнем промышленного производства.

РЖД в понедельник опубликовали погрузку за май и пять месяцев текущего года. В частности, в мае данный показатель составил 103,2 миллиона тонн (3,329 миллиона тонн в сутки), что ниже аналогичного периода прошлого года на 2,2%. РЖД прогнозировали, что в мае текущего года падение составит 1%.

Эксперты объясняют снижение погрузки, прежде всего, экономической ситуацией в России и мире в целом. При этом отмечают, что девальвация рубля по отношению к ведущим мировым валютам стимулирует перевозки грузов на экспорт.

ВТОРОЙ КЛАСС

Согласно материалам РЖД, в мае текущего года на сети увеличилась погрузка грузов второго класса на 3,3%. В эту группу, называемую "среднедоходные грузы", входят сырая нефть и нефтепродукты, химические и минеральные удобрения, стеновые материалы, зерновые и молочные продукты, сборные конструкции, чугун.

Основной рост погрузки химических и минеральных удобрений приходится на экспортные перевозки, говорит эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник. "Одна из причин этого заключается в росте мирового спроса на удобрения со стороны Южной и Восточной Азии, Северной и Латинской Америки", - отмечает он.

Значительный рост погрузки, перечисляет эксперт, показывает зерно и продукты перемола. "При этом рост наблюдается только при экспортных перевозках (более чем в 8 раз). Объем погрузки зерна во внутреннем сообщении показывает отрицательную динамику. Рост погрузки зерна на экспорт связан с хорошим урожаем в текущем сельскохозяйственном году. Лесные грузы сохраняют тенденцию роста экспортных перевозок", - добавляет Слободяник.

Отдельно эксперт отмечает ситуацию в перевозках нефти и нефтепродуктов. "Объем погрузки на экспорт практически не вырос, а основной рост грузопотока приходится на внутренние перевозки. Связано это с активной модернизацией отечественных НПЗ, а, как известно, нефтепродукты высокого качества по трубе не транспортируют", - считает он.

ПЕРВЫЙ, ТРЕТИЙ

Снижение погрузки, по данным РЖД, отмечено в мае по грузам первого и третьего классов - низкодоходные и высокодоходные, соответственно. Погрузка грузов первого класса в прошедшем месяце сократилась на 4,7%, третьего - на 1%.

Первая группа объединяет каменный и коксующийся уголь, минерально-строительные материалы, цемент, дерево, железные и марганцевые руды, вторая - черные и цветные металлы и лом, кислоты и оксиды, машины и оборудование, транспортные средства, газ, алкогольную продукцию.

Сокращение объемов погрузки угля связано с двумя факторами, полагает эксперт-аналитик ИПЕМ. Во-первых, во внутреннем сообщении это произошло, прежде всего, из-за высоких складских запасов угля, что вызвано достаточно теплым зимним периодом. Во-вторых, на мировом рынке наблюдается снижение уровня цен на энергетический уголь, что связано с превышением товарного предложения над уровнем спроса.

"Также снижается объем погрузки строительных грузов. Основная причина этого заключается в отсутствии значительных строительных работ, а также в окончании подготовки к проведению Олимпиады в Сочи", - поясняет Слободяник.

РЖД в целом по году ожидают рост погрузки на 1-1,5%. Компания, заверяли ее менеджеры в мае, пока не пересматривает годовой прогноз. Однако эксперт полагает, что на основе существующих трендов выполнение плана РЖД по погрузке представляется маловероятным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РИА Новости03.06.2014