17-04-15 / 2015
Новости отрасли
ОБЗОР: ОВК через биржу выйдет на пенсии

Кризисная ситуация в экономике не остановила одного из самых молодых игроков железнодорожной отрасли - "Объединенную вагонную компанию" (ОВК) - в стремлении провести IPO на "Московской бирже". О запуске процедуры было официально объявлено в пятницу.

Покупателям бумаг предложена инвестиционная идея, которая успела стать визитной карточной группы: ОВК сама производит вагоны повышенной грузоподъемности, сама их покупает, пользуясь субсидиями государства, и сама же предоставляет подвижной состав грузоотправителям, имея тарифные преференции. Эксперты, впрочем, уверены, что IPO в нынешних рыночных условиях - лишь формальность: листинг на бирже откроет компании дорогу к более длинным и дешевым пенсионным средствам.

НЕОЖИДАННОЕ IPO

Решение разместить акции на бирже в ОВК было принято в начале марта. К концу месяца компания зарегистрировала проспект дополнительной эмиссии в объеме 5,56% акций, предполагавший продажу бумаг на "Московской бирже". В пятницу группа официально объявила о намерении провести IPO, в его рамках планируется разместить "не менее 10% акций", в том числе 5,56% допэмиссии. Остальные будут предложены к продаже единственным акционером - United Wagon Plc (Джерси), на 100% контролируемой группой "ИСТ" Александра Несиса, Николая Добринова и Алексея Гудайтиса.

"Предложение запланировано на конец апреля 2015 г., окончательная дата подлежит одобрению советом директоров", - заявила группа. Источник, близкий к сделке, уточнил "Интерфаксу", что прайсинг в ходе IPO ориентировочно намечен на 29 апреля, книга заявок на бумаги будет открыта на следующей неделе, одновременно будет обозначен ценовой диапазон размещения. В компании, правда, агентству эту информацию не подтвердили.

Оценочный объем размещения - 10-12 млрд руб., добавил один из источников агентства. Другой собеседник "Интерфакса", знакомый с подготовкой к размещению, также сообщил, что организаторы IPO оценивают компанию примерно в 70-90 млрд руб., и с учетом этого ОВК может привлечь порядка 10 млрд руб. Привлеченные средства компания намерена направить на финансирование хозяйственной деятельности и развитие бизнеса, в том числе покупку пагонов.

ОСОБЫЙ ПУТЬ

Почему стоит покупать ее акции, компания обозначила непосредственно в сообщении об IPO. "Снижение экономической эффективности оперирования "старыми" вагонами, а также ожидаемое экспертами рынка выбытие в 2015-2022 гг. около 35% парка РФ должны обеспечить устойчивый спрос на подвижной состав нового поколения. Дополнительными факторами роста спроса станут действующие меры государственной поддержки, в том числе особая схема тарификации порожнего пробега и субсидирование приобретения инновационного подвижного состава", - отметила ОВК.

Фактически в этих словах изложена бизнес-модель компании, которая уже стала ее "визитной карточкой". Группа производит подвижной состав, покупает его и сдает в аренду непосредственным грузоотправителям. Вертикальная интеграция бизнеса "обеспечивает устойчивость к рыночным колебаниям и прибыльный рост, несмотря на нестабильную конъюнктуру рынка", подчеркивает холдинг.

Вагоны собираются в Ленинградской области, на АО "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ). В развитие производства группа вложила $1,5 млрд. Мощность предприятия - 16 тыс. вагонов (с возможностью увеличения до 22 тыс. в 2016 г.) и 30 тыс. комплектов вагонного литья в год. Завод выпускает вагоны повышенной грузоподъемности на тележках Barber американской разработки (лицензия была выкуплена несколько лет назад).

Эти обстоятельства позволили компании получить сразу два "бонуса". Федеральная служба по тарифам РФ еще в 2013 г. предоставила тарифные скидки для покупателей тех моделей вагонов, которые выпускает ТВСЗ. Кроме того, по линии министерства промышленности и торговли РФ примерно в эти же сроки был запущен механизм субсидирования из федерального бюджета тех лизинговых компаний, которые покупают подвижной состав с улучшенными техническими характеристиками. Месяц назад именно в Тихвине премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по вагоностроению, подтвердив "образцово-показательный" в глазах властей статус нового завода.

СТАВКА НА ЛИЗИНГ

В ОВК такими лизинговыми компаниями является структуры, объединенные под брендом Rail1520, предоставляющие вагоны грузоотправителям в долгосрочную аренду. В настоящее время именно они выкупают почти весь объем производимых "инновационных" вагонов. "На "инновационный" вагон ОВК есть реальный платежеспособный спрос от владельцев грузовой базы с высоким кредитным рейтингом. В перевозках их использует более 80 компаний (согласно отчетности, среди крупнейших - "Уральская горно-металлургическая компания" и "Сибирская угольная энергетическая компания" - ИФ). Это более стабильная модель: арендный портфель состоит из 5-7-летних контрактов по фиксированным ставкам", - отмечал в этой связи генеральный директор ж/д холдинга Роман Савушкин в интервью "Ведомостям".

Часть вагонов выкупает свой же железнодорожный оператор группы - "Восток1520". Вагоны используются преимущественно на динамично растущем экспортном направлении грузоперевозок. В перспективе холдинг намерен до трети парка держать именно в этом сегменте, отмечал Р.Савушкин. "Выход в сегмент перевозок позволяет на практике показать, как "правильно" эксплуатировать инновационные вагоны и полностью использовать их преимущества", - отмечал он при этом. "Мы проанализировали работу нашего парка, сравнивали с конкурентами. Грузооборот на один наш вагон выше почти на 90% по сравнению со среднесетевым показателем, а на сопоставимых маршрутах - до 40%", - заявлял глава ОВК "Ведомостям".

По состоянию на конец I квартала 2015 г. под управлением ОВК находилось более 21 тыс. вагонов. В перспективе группа нацелена расширить парк до 60 тыс. В частности, в 2014 г. группа произвела 9,6 тыс. "инновационных" вагонов. Компания также намерена запускать "новые продукты с высокой добавленной стоимостью". В среднесрочной перспективе она планирует расширить линейку "инновационных" вагонов до 60 моделей. Стратегия развития группы предполагает диверсификацию клиентской базы по географии и отраслям, развитие сети сервисных центров и собственных компетенций в оперировании вагонным парком, а также последовательное повышение операционной эффективности.

Фактически "лизинговая" бизнес-модель ОВК идет в разрез с некогда традиционной "перевозочной" моделью, которой до недавнего времени следовало большинство участников рынка ж/д перевозок, в том числе его мейджоры. Кроме "Объединенной вагонной" по похожей схеме работает только группа "Уралвагонзавод" (MOEX: UVZD) (УВЗ), продающая подвижной состав своему ж/д оператору "УВЗ-Логистик". И, если этим двум компаниям удастся собрать более конкурентоспособную экономику перевозок, у них есть все шансы потеснить на рынке традиционных игроков. Тем более что в 2014 г. в РФ был введен запрет на продление срока службы вагонов без модернизации и сертификации, который должен "расчистить" рынок через списания, а это, в свою очередь, сократит и профицит полувагонов на ж/д сети, давящий на ставки предоставления вагонов.

НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ

Между тем, время объявления о размещении все же удивило экспертов. "Фондовый рынок, конечно, стал получше, чем был в конце прошлого года и начале нынешнего - интерес восстанавливается. Но рынок производства вагонов сложный - на железной дороге переизбыток подвижного состава, из-за этого ставки на полувагоны находятся под давлением. То есть, на рыночных условиях будет разместиться тяжело", - отметил, например, аналитик "Уралсиб Кэпитал" (MOEX: NKOL) Денис Ворчик.

Целевой уровень дивидендов для своих инвесторов компания тоже заранее не обозначает, отмечая, что он будет определяться в ходе корпоративных процедур. "Вопросы выплаты дивидендов будут решаться на годовых собраниях акционеров по предложению совета директоров", - заявил "Интерфаксу" представитель ОВК.

Планируя разместить на бирже свои акции с включением их в котировальный список первого уровня, ОВК скорее стремится получить доступ к дешевым средствам пенсионных фондов, уверены аналитики. "Листинг на бирже - одно из требований многих фондов, в том числе государственных, для размещения их средств в бумаги компаний реального сектора", - заявил "Интерфаксу" аналитик Raffeissenbank Константин Юминов.

Он не исключил, что у акционеров ОВК уже есть прямые договоренности об инвестировании пенсионных средств с владельцами некоторых негосударственных пенсионных фондов, но, в то же время, бумаги высшего уровня могут привлечь и государственные организации. "Среди требований для размещения пенсионных средств есть два основных условия - чтобы акции торговались и были включены в котировальный список высшего уровня. То есть, наверняка, инвесторы уже есть, и нужен тот самый листинг", - согласился с К.Юминовым Д.Ворчик. По его мнению, основная часть книги будет подписана именно такими фондами.

ОВК в пятницу официально заявила, что ожидает включения размещенных акций в котировальный список первого уровня. Газета "Ведомости" в пятницу написала со ссылкой на контрагента группы "Открытие", что в размещении акций ОВК поучаствуют "минимум три пенсионных фонда, связанных с "Открытием" ( Александр Несис - акционер "Открытие Холдинга" (MOEX: OTKF), основного акционера опорного банка группы) и Борисом Минцем. "Всего у Б.Минца три фонда - "Стальфонд", "Телеком-союз" и "Благосостояние ОПС" - последний выкуплен им у корпоративного пенсионного фонда РЖД - "Благосостояние". Еще два крупных фонда - НПФ электроэнергетики и "ЛУКОЙЛ-Гарант" - контролируют акционеры группы "Открытие", напомнила газета.

Однако представитель НПФ "Благосостояние ОПС" заявил "Интерфаксу", что фонд "не планирует участия в IPO ОВК". Представитель O1 Group также сообщил агентству, что пенсионные фонды группы не намерены участвовать в размещении акций "Объединенной вагонной". В НПФ электроэнергетики не комментируют свое участие в IPO. Комментарий НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" получить не удалось. Представитель ОВК при этом заявил "Интерфаксу", что "среди якорных инвесторов, с которым велись переговоры, НПФ нет, но акции будут размещены путем открытой подписки, поэтому их могут купить любые инвесторы". "Надеемся, что локальные инвесторы сделку поддержат", - сказал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.04.2015