10-09-15 / 2015
Новости отрасли
Обзор основных событий транспортной отрасли

Август 2015-го, как это часто бывает с последним месяцем лета, оказался чрезвычайно богат новостями и событиями, многие из которых окажут влияние на ситуацию на транспортном рынке на многие последующие годы. Основными событиями, привлекшими всеобщее внимание сообщества пространства 1520 в этом месяце, стали назначение президентом ОАО "РЖД" Олега Белозерова, открытие дублера Суэцкого канала в Египте и процесс объединения ФСТ и ФАС, о слиянии которых было объявлено председателем правительства РФ еще в июле.

Море, суша и административные коридоры

Дублер Суэцкого канала, который, согласно расчетам Каира, утроит доходы Египта до $13,2 млрд, открылся 6 августа, пропустив 46 судов и увеличив пропускную способность гидротехнического сооружения в 2 раза. Сразу после открытия нового русла канала египетское правительство анонсировало готовность к началу строительства еще одного канала в районе порта East Port Said и превращение последнего в крупнейший средиземноморский логистический хаб. Для государства пространства 1520 увеличение морского транзита по Суэцу будет иметь как положительные, так и отрицательные, но, без сомнения, долгоиграющие последствия.

Несмотря на то, что о вхождении Федеральной службы по тарифам в состав Федеральной антимонопольной службы было объявлено еще 22 июля, процесс интеграции персонала и перераспределения обязанностей полным ходом шел в августе и продолжается до сих пор. На это время была прекращена работа по формированию тарифной политики на 2016 год, однако, как отмечают уже в "новой" ФАС, сотрудники ведомства наверстают весь необходимый объем работы в осенние месяцы.

Бывший заместитель министра транспорта Олег Белозеров был назначен президентом ОАО "РЖД" распоряжением правительства РФ от 20 августа 2015 года, сменив на этом посту Владимира Якунина. После назначения О. Белозеров высоко оценил усилия предшественника и заявил, что ОАО "РЖД" является успешной компанией с устойчивым положением. Кроме того, он отметил, что не намерен радикальным образом изменять политику внутри холдинга, предпочитая эволюционный путь.

Ряд отраслевых партнерств и Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД", а также представители операторского и машиностроительного бизнеса в официальных и неофициальных комментариях высказались за продолжение политики реформ. В свою очередь, государство ожидает от нового главы крупнейшей инфраструктурной компании сокращения издержек, повышения рентабельности и сохранения объемов пассажирских перевозок. Отметим, что впереди нового президента РЖД ждет очень тяжелая работа, так как он возглавил компанию во время спада перевозок и реализации нескольких глобальных инфраструктурных проектов, завершить которые без государственного участия будет невозможно.

Ветры на пространстве 1520

Пространство широкой колеи в августе сотрясли многочисленные коррупционные скандалы, вызвавшие масштабное общественное обсуждение.

Шестого августа в Риге был арестован глава железнодорожной госкомпании Latvijas dzelzcels (LDz) Угис Магонис. 26 августа полицией Эстонии были задержаны также подозреваемые в получении взятки председатель правления AS Tallinna Sadam (Таллинский порт) Айно Кальюранд и член правления порта Аллан Кийл. АО "Таллинский порт" является госмонополией и объединяет в себе пять портовых комплексов, ориентированных главным образом на экспортно-импортные операции с российскими клиентами, которые занимают 95% объемов.

А в это же самое время в Украине продолжалось расследование МВД о злоупотреблениях служебным положением со стороны главы "Укрзализныци" Александра Завгороднего, назначенного и. о. генерального директора УЗ 8 июля 2015 года. Инициатором расследования стали местные СМИ, которые опубликовали материалы о деятельности фирм "А.С. Инжиниринг Групп" и "Сферастрой-Инвест", якобы принадлежащих брату и сыну А. Завгороднего. По данным прессы, злоупотребления связаны с его прошлой работой на Приднепровской железной дороге и заключаются в победах в тендерах и завышении цен на выполненные работы. Не предопределяя результаты расследования, стоит отметить, что как в странах Балтии, так и в Украине данные коррупционные скандалы имеют не только юридическую, но и политическую подоплеку, которая, тем не менее, может иметь вполне экономические последствия.

Машиностроители упираются в деньги

В августе Объединенная Вагонная Компания сделала заявление, что входящая в нее лизинговая компания RAIL1520 договорилась со Сбербанком о реструктуризации кредита. Обязательные платежи, которые должны были быть выполнены в II полугодии 2015 г. и I полугодии 2016 г., перенесены на более позднее время. При этом срок окончательного погашения остался прежним - август 2023 года. Речь идет о кредитной линии на 15 млрд руб., которую RAIL1520 открыла в Сбербанке в 2012-м, говорилось в сообщении холдинга. Деньги предназначались для выкупа произведенных в Тихвине вагонов для собственной кэптивной компании.

Кроме ОВК, переговоры по изменению графика платежей с кредиторами продолжают вести "РМ Рейл" и "Трансмашхолдинг". В июле на стороне вагоностроителей выступил заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов, который направил в Минфин письмо, описывающее проблемы компаний. Чиновник отмечает, что если ТМХ удалось частично урегулировать проблему задолженности, то структуры Внешэкономбанка пока что не идут на соглашение с "РМ Рейл", которая наращивает кредиторскую задолженность. В министерстве считают, что финансисты должны пойти навстречу машиностроителям и помочь им пережить период низкого спроса на продукцию.

В конце августа было объявлено о начале работы нового игрока на рынке локомотивостроения в РФ. Речь идет о Энгельсском локомотивном заводе с заявленной мощностью до 150 машин в год, который строился в кооперации с компанией Bombardier. Для EXPO 1520 завод успел выпустить грузовой электровоз 2ЭВ120 "Князь Владимир" за № 1, созданный с использованием технологий локомотива TRAXX. Машина предназначена для вождения грузовых поездов общей массой 7000-9000 т на протяженных (2000-3000 км) участках железных дорог с шириной колеи 1520 мм. Интрига заключается в том, что в ОАО "РЖД" эту машину не ждут и производителям, для того чтобы окупить инвестиции в размере около 6 млрд руб., придется искать клиентов на стороне.

Вагоны - в надежные руки

АО "ФГК", как и обещала, в начале августа заключила агентский договор с ОАО "РЖД" по передаче большей части собственного парка полувагонов в аренду перевозчику. До 31 декабря 2015 года ими будет оперировать ЦФТО. Из 150,1 тыс. ед. подвижного состава ФГК продолжит управлять парком из 35,4 тыс. ед. (19,4 тыс. крытых вагонов, 10,3 тыс. платформ, 4,5 тыс. цистерн, около 1 тыс. полувагонов, 200 прочих вагонов).

Финансовую сторону договора стороны не раскрывают, однако генеральный директор компании Виталий Евдокименко заявил, что технологическая эффективность использования парка повысится, а расходы сократятся. Еще в июне 2015 года ФГК предлагала создать на сети РЖД банк грузовых вагонов, куда было намечено привлечь не менее 2/3 общего количества полувагонов на сети железных дорог (примерно 300 тыс. ед.) на условиях средне- и долгосрочной аренды (1-2 года и 3-5 лет соответственно). Были обнародованы детали: предполагаемая банковская арендная ставка (400-500 руб./сут. за полувагон в зависимости от срока эксплуатации вагона) и ставка сдачи вагона потребителям (около 600 руб./сут. за полувагон). Однако данная инициатива не нашла поддержки у ФАС, поэтому ФГК ограничилась собственным парком. Хотя и это тоже немало - как-никак 22% парка полувагонов.

Еще одним заметным событием августа стала жалоба оператора по перевозке зерновых грузов "Технотранс" на лидера рынка "Русагротранс" в Федеральную антимонопольную службу. Компания из Калининграда обвинила "Русагротранс" в доминирующем положении при перевозке зерна в направлении Туапсе и Новороссийска. Вагонам других операторов или вовсе невозможно попасть туда под разгрузку, или необходимо платить более высокую, чем у РАТ, ставку. Жалоба была принята регулятором, но об итогах ее рассмотрения до сих пор ничего не известно.

Ротация кадров без потрясений

Прошедший 6 августа совет директоров "РЖД Логистики" избрал своим председателем Геннадия Бессонова, который также занимает пост генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам. Заместителем председателя совета директоров избран Юрий Юрьев, вице-президент АО "ОТЛК", директор по стратегическому развитию ПАО "ТрансКонтейнер". В настоящее время 100% минус 1 акция "РЖД Логистики" принадлежит Объединенной транспортно-логистической компании.

Кроме того, в первый день августа стало известно, что совет директоров ЗАО "Русская тройка" возглавил президент группы FESCO Константин Соколов. "Русская тройка" была создана РЖД и транспортной группой FESCO в 2004 году. Сейчас непосредственно монополии принадлежит 25% плюс 1 акция, НПФ "Благосостояние" - 25% минус 1 акция. У Дальневосточного морского пароходства - 50%. В парке оператора по состоянию на 1 апреля 2015 года было 1674 фитинговые платформы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.09.2015