28-01-21 / 2021
Новости отрасли
ОБЗОР: Основной прирост погрузки на сети РЖД в 2021 г. может обеспечить уголь

Основной прирост погрузки на сети ОАО "Российские железные дороги" в 2021 году обеспечат угольщики, рассчитывает компания: это следует из пояснительной записки к финансовому плану монополии на ближайшую трехлетку, которое в декабре рассматривало правительство РФ ("Интерфакс" ознакомился с документом).

В общем увеличении объемов ж/д отправки различной продукции на 30,3 млн тонн, по оценкам перевозчика, 14,4 млн тонн придется именно на твердое топливо. Стоит, правда, уточнить, что прирост рассчитывался в документе от цифры предыдущего прогноза погрузки в 2020 г. - 1 млрд 233,5 млн тонн с падением на 3,5%. Однако по факту она снизилась лишь на 2,7%, до 1 млрд 243,6 млн тонн.

При этом ожидаемый уровень погрузки на 2021 г. монополия не меняла - 1 млрд 263,8 млн тонн, что дает рост на 1,6% (или на 20,2 млн тонн). Эту же динамику текущего года в середине января обозначал в своих заявлениях и генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров, отмечая в интервью телеканалу "Россия 24", что компания "перераспределяет позитивный эффект".

Несмотря на примерно 10-миллионную разницу в скорректированном прогнозе, цифры, заложенные в проекте финансового плана можно считать репрезентативными, поскольку они, в том числе, базируются на оценках новой грузовой базы.

УГОЛЬНЫЕ КОПИ

С поправкой на фактический результат 2020 г. в размере 353,3 млн тонн вместо 346,8 млн тонн, рост погрузки каменного угля в текущем году может составить 2,2% (+7,9 млн тонн). В проекте финплана увеличение отправок в 2021 г. прогнозировалось на уровне 4,1% (до 361,2 млн тонн, +14,4 млн тонн), из них на 3,1%, или на 4,7 млн тонн - на внутренних маршрутах (до 156,7 млн тонн) "на фоне низкой грузовой базы 2020 г.".

Она была обусловлена "значительным снижением" отправок предприятиям энергетики и ЖКХ в марте-мае в связи "с высоким уровнем запасов топлива, накопленных в январе-феврале на фоне аномально теплых погодных условий зимой 2019/2020 гг.", уточняют РЖД. В документе перевозчик приводил данные министерства энергетики РФ по состоянию на 23 октября 2020 г., согласно которым, угля на складах электростанций было в 2,4 раза (или на 9,5 млн тонн) больше установленного норматива. Кроме того, компания указывала, что из-за приостановки ряда предприятий в различных отраслях во время карантина во II квартале в стране снизилось потребление электроэнергии.

В январе-феврале 2020 г. поставки предприятиям энергетики и ЖКХ снизились на 7,8% (или 1,3 млн тонн), а уже в марте-мае падение составляло 22,3%, или 4,5 млн тонн, отмечали "Российские железные дороги", добавляя, что, по информации Минэнерго, с 30 марта 2020 г. потребление электричества без учета фактора благоприятных погодных условий снизилось на 3%.

По проводившимся данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса Минэнерго РФ, в январе-сентябре 2020 г. на фоне снижения потребления топлива на внутреннем рынке поставки каменного угля для электростанций сократились на 11,7% по сравнению с тем же периодом 2019 г., населению и коммунально-бытовым потребителям - на 22,3%.

В 2021 г. монополия ожидала восстановления поставок угля предприятиям энергетики и ЖКХ "до уровня среднемноголетних значений", приводя, в частности, данные сентябрьского прогноза министерства экономического развития РФ об увеличении добычи угля на 0,4%.

Кроме того, говорится в проекте финплана, росту внутренних отправок каменного угля в текущем году будет способствовать увеличение поставок Череповецкому металлургическому комбинату "Северстали" где в декабре была выведена в "режим горячих испытаний" новая высокопроизводительная доменная печь N3 "Череповчанка". По данным группы, ее проектная мощность составит порядка 3 млн тонн жидкого чугуна в год, что при работе всех действующих агрегатов увеличит потенциальную потребность предприятия в угле в объеме до 3,6 млн тонн в год, ожидают РЖД.

ВЗГЛЯД ЗА РУБЕЖИ

Повышение объемов экспорта угля в 2021 г. монополия прогнозировала на уровне 5%, или на 9,7 млн тонн, (до 204,5 млн тонн) за счет "ожидаемого восстановления мирового потребления". "По оценкам Energy Information Administration (Энергетического агентства США), спрос вырастет за счет энергопотребления после карантинных ограничений, а также на фоне прогнозируемого (подъема - ИФ) цен на природный газ, что приведет к усилению конкурентоспособности угля и рентабельности его поставок на экспорт", - говорится в документе.

Наращивание поставок за рубеж в 2021 г. ожидалось как в восточном направлении (в Китай, Японию и Вьетнам), так и в северо-западном и южном (в Индию, Великобританию, Польшу и Средиземноморье, в том числе - Турцию и Египет). "По данным международного аналитического агентства KMPG (Австралия), средняя цена на энергетический уголь (FOB Newcastle) в 2021 г. составит $64 за тонну, что на $5,7, или 9,8% выше уровня января-октября 2020 г. Средняя цена на коксующийся уголь (FOB Queensland) в 2021 г. составит $144,5 за тонну, что на $17, или 13,3% выше", - отмечали "Российские железные дороги".

По информации Shanghai Electric, в 2021 г. будет запущена угольная электростанция EmbaHunutlu в одной из южных провинций Турции (Адана), что в свою очередь отразится на увеличении потребности этой страны в энергетическом угле, также говорится в документе. Кроме того, 14 августа 2020 г. правительство Индии выступило с предложением увеличить поставки российского коксующегося угля и антрацита в объеме до 40 млн тонн в год. Организация поставок планируется через южные порты РФ.

Способствовать увеличению экспорта каменного угля в 2021 г., по мнению РЖД, будет и развитие мощностей по добыче и перевалке твердого топлива. В частности, для наращивания поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индию, в сентябре "Колмар" запустил I очередь шахты "Инаглинская" (Якутия) мощностью 6 млн тонн коксующегося угля в год с перспективными объемами добычи угля в размере до 12 млн тонн в год после 2022 г. Также в сентябре компания ввела в эксплуатацию терминал "Ванинотрансуголь" в одноименном порту в Хабаровском крае мощностью до 12 млн тонн каменного угля в год с потенциалом увеличения к 2023 г. до 24 млн тонн.

Росту погрузки в южном направлении, по мнению монополии, будет способствовать развитие мощностей угольного терминала "ОТЭКО" в порту Тамань (Кубань). По приводимым данным ООО "ОТЭКО-Портсервис", 29 ноября 2019 г. перерабатывающая способность терминала достигла 13,1 млн тонн в год против 3,7 млн тонн годом ранее. 29 апреля 2020 г. она установлена на уровне 31,4 млн тонн в год. В 2021 г. программой развития предусмотрен рост мощностей до 50 млн тонн (+18,6 млн тонн).

"Также к наиболее перспективным проектам развития портовой инфраструктуры, способствующим увеличению перевозок каменного угля в 2021 г., следует отнести строительство и ввод в эксплуатацию I очереди угольного терминала АО "Морской порт "Суходол" в порту Владивосток мощностью 12 млн тонн в год и увеличение перерабатывающей способности терминала ООО "Универсальный погрузочный комплекс" в порту Усть-Луга (Ленинградская обл. - ИФ) на 1,8 млн тонн в год", - говорится в пояснительной записке.

"ЗЕЛЕНО" НА ЗАПАДЕ, ЧЕРНО НА ВОСТОКЕ

Между тем, "Российские железные дороги" допускают, что в 2021 г. поставки угля на экспорт продолжат сдерживать сокращение доли угольной генерации в странах Западной Европы. По данным Bundesverband der Energie- und Wasserwirtschaf (Федеральной ассоциации по энергетике и водному хозяйству Германии), в 2019 г. выработка электроэнергии угольными электростанциями страны сократилась на 25%. В то же время, доля возобновляемых источников энергии выросла на 9%, отмечает монополия.

Она напоминает, что 10 июня 2020 г. правительство Германии утвердило национальный энергетический и климатический план, который предполагает закрытие угольных электростанций в стране. К концу 2038 г. генерация этого типа должна быть полностью прекращена. Несколькими месяцами ранее - в марте - на Северо-Западе Англии прекратила работу угольная электростанция Scottish and Southern Energy. В Польше, по данным PSE-Operator (Государственной энергетической службы), в 2019 г. потребление электроэнергии снизилось на 3,9%, в январе-октябре 2020 г. - на 11,8%.

Консервативный сценарий Прогноза развития энергетики мира до 2040 г., подготовленного Институтом энергетических исследований Российской академии наук, предполагает, что доля угольной генерации на планете за этот период снизится с 35% до 30%, "инновационный" - до 23%, отмечали "Российские железные дороги". При этом в обоих сценариях прогнозируется снижение генерации в США, Германии, Польше, Японии, Турции, ЮАР и Австралии, хотя объемы выработки и вырастут в Китае, Индии, России, Южной Корее, Малайзии, Индонезии и Вьетнаме.

РЖД прогнозировали осенью, что отправка угля на экспорт в восточном направлении в 2021 г. составит 109,8 млн тонн - это на 9,3 млн тонн больше (+9,3%), чем тогда ожидалось в 2020 г. Рост будет обеспечен месторождениями в восточной же части страны, "как это и предусматривалось плановыми параметрами I этапа развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, писала монополия.

Компания отмечала, что "бесперебойный вывоз угля" с этих месторождений при ограниченной пропускной способности линий "будет обеспечиваться за счет технико-технологических и организационных мероприятий, включая развитие тяжеловесного движения и ускорение груженого и порожнего вагонопотока". Уточнялось, что планы сформированы с учетом сохранения в 2021 г. поставок кемеровского угля на восток на уровне 53 млн тонн (не менее, чем в 2020 г.) - в соответствии с соглашением между РЖД и правительством Кузбасса.

НЕФТЯНОЙ СЛЕД

Прогноз погрузки нефти и нефтепродуктов на 2021 г. в осеннем проекте финплана РЖД был сформирован выше ожидавшегося уровня 2020 г. на 4,9 млн тонн, или на 2,3%. Однако вместо 209,7 млн тонн (-9,6%) в прошлом году отправка этого вида продукции составила 208,8 млн тонн со снижением на 10%. При сохранении прогноза на 2021 г. в размере 214,6 млн тонн объемы должны вырасти на 2,8% (или на 5,8 млн тонн).

В прежнем же погрузка на внутренних маршрутах оценивалась в 122 млн тонн с ростом на 1,5 млн тонн, или на 1,2%. Динамика так же, как и по углю, базировалось на низкой грузовой базе 2020 г., которая, по данным монополии, была обусловлена падением потребления моторного топлива на транспорте в условиях ограничений на передвижения из-за сложной эпидемиологической обстановки в России и мире.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, которые приводятся в проекте финансового плана перевозчика, если в 2019 г. общий грузооборот в РФ вырос на 0,7%, то уже в январе-октябре 2020 г. - отмечалось его снижение на 5,8%, пассажирооборот составлял "+7,3%" и "-44,7%", соответственно. При этом базовый сентябрьский прогноз Минэкономразвития предполагал увеличение выпуска нефтепродуктов (с учетом кокса) в 2021 г. на 1,9%, консервативный - на 1,8%.

Предпосылками к росту внутренних перевозок нефтяных грузов в 2021 г. "Российские железные дороги" видели ввод в эксплуатацию новых месторождений "НОВАТЭКа" и увеличение поставок сжиженного газового конденсата Пуровским заводом по переработке конденсата (Ямало-Ненецкий автономный округ, ЯНАО) - главным образом на перевалочный комплекс в Усть-Луге, и Омского НПЗ.

Тем не менее, негативное влияние ожидалось от снижения железнодорожных поставок сырой нефти для переработки на российские нефтеперерабатывающие заводы в условиях соглашения OPEC+, а также повышения налога на добычу полезных ископаемых в рамках "налогового маневра" (в 2021 г. экспортная пошлина на нефть с 1 января снижена на $3,3, до $38,7 за тонну при одновременном повышении НДПИ).

ЭКСПОРТ И СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Объем погрузки "нефтянки" на экспорт в 2021 г. РЖД оценивали в 92,6 млн тонн, что на 3,4 млн тонн, или на 3,8% больше ожидавшегося ранее уровня 2020 г. Росту погрузки, по мнению монополии, будет способствовать "прогнозируемое улучшение конъюнктуры мирового рынка нефти и нефтепродуктов в условиях соглашения OPEC+", а также "ожидаемое OPEC и International Energy Agency (Международным энергетическим агентством - ИФ) восстановление спроса после постепенного снятия ограничений на внутренние передвижения и сообщение между странами".

В качестве еще одного фактора, который может обеспечить увеличение отправок нефтяных грузов за рубеж в 2021 г., "Российские железные дороги" видят модернизацию и ввод производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Среди выделявшихся проектов - наращивание добычи жидких углеводородов (газовый конденсат, нефть) свыше 5 млн тонн в год и производство пропан-бутана в объеме более 1 млн тонн в год компанией "Роспан Интернешнл" группы "Роснефть" (разрабатывает лицензионные участки в ЯНАО).

Также РЖД обращали внимание на ввод новой установки первичной подготовки и переработки нефти Ильского НПЗ (Краснодарский край, владельцы - Алексей и Юрий Шамара) мощностью 3,6 млн тонн в год, которая примерно вдвое увеличила мощность предприятия (до 6,5 млн тонн в год). На уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов "Башнефти" продолжится программа модернизации для увеличения отгрузки светлых нефтепродуктов, говорится в финплане РЖД. Также ожидается запуск комплекса Амурского газоперерабатывающего завода "Газпрома" (MOEX: GAZP) и начало отгрузки сжиженных углеводородных газов (СУГ).

В то же время, говорится в документе, рост экспорта нефтяных грузов в 2021 г. будет ограничиваться проектом по расширению мощностей ООО "Запсибнефтехим" (Тюменская обл.) с ростом объемов поставок СУГ по внутреннему трубопроводу с находящегося в непосредственной близости ООО "СИБУР Тобольск".

Ранее эти грузы транспортировались на экспорт через порт Усть-Луга. Потери от переориентации в 2020 г. "Российские железные дороги" оценивали в 1 млн тонн. В 2021 г. "запланировано увеличение мощностей по выпуску химикатов с дальнейшей отправкой в контейнерах", отмечается в пояснительной записке.

Кроме того, в текущем году рост погрузки нефтеналивных грузов (в том числе и для отправки во внутреннем сообщении), по мнению РЖД в 2021 г. будет ограничивать уменьшение производства и поставок мазута "в условиях мер по модернизации нефтяной отрасли с увеличением глубины переработки нефти и снижением производства темных нефтепродуктов". В сентябрьском прогнозе Минэкономразвития ожидалось падение производства мазута на 11% в 2020 г. и на 2,4% - в 2021 г.

Еще одним негативным фактором, по мнению "Российских железных дорог", станут ремонты на нефтеперерабатывающих заводах. В частности, по данным монополии, на ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" в апреле-октябре на подъездных путях пройдет реконструкция горловины (-1,6 млн тонн, в том числе -0,8 млн тонн на экспорт). На Саратовском НПЗ на октябрь-ноябрь (45 суток) намечен плановый капитальный ремонт (в рамках двухгодичного цикла) с полной остановкой производства (-0,7 млн тонн, в том числе -0,4 млн тонн на экспорт).

Аналогичные работы запланированы еще на двух предприятиях "Роснефти" - Ачинском НПЗ (Красноярский край) с мая по июнь (-0,7 млн тонн, в том числе -0,3 млн тонн на экспорт) и Сызранском НПЗ (Самарская обл.) - c 8 сентября по 6 ноября (-0,6 млн тонн, в том числе -0,5 млн тонн - на экспорт).

НАРАСТАЮЩИЙ ЖРК

Прогноз погрузки железной руды на 2021 г. в проекте финансового плана РЖД был выше ожидавшегося уровня 2020 г. на 1 млн тонн или на 0,8%. Однако вместо 121,2 млн тонн (+0,8%) в прошлом году отправка этого вида продукции составила 119,7 млн тонн со снижением на 0,4%. При сохранении прогноза на 2021 г. в размере 122,2 млн тонн объемы должны вырасти на 2,1% (или на 2,5 млн тонн).

Основной прирост "Российские железные дороги" ожидали на внутренних маршрутах. В осеннем прогнозе погрузка ЖРК оценивалась в 93,8 млн тонн, с ростом на 0,6 млн тонн или примерно на 0,6%. Компания отталкивалась от ожиданий министерства экономического развития - увеличения добычи металлических руд в 2020 г. на 0,7%, в 2021 г. - на 1,5%-2,2% в консервативном сценарии и базовом сценарии, соответственно.

"В 2021 г. в условиях стабилизации эпидемиологической обстановки и снятия карантинных ограничений, в России и основных зарубежных регионах потребления ожидается восстановление спроса на металлургическую продукцию и, как следствие, рост поставок железорудного сырья на российские комбинаты", - писали РЖД.

Кроме того, в своих прогнозах монополия учитывала возобновление с июля 2020 г. добычи железной руды на Тейском руднике (Хакасия) и наращивание поставок железорудного концентрата горнорудной компанией (ГРК) "Алатау" на "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (Кемеровская обл.) группы Evraz.

Погрузка ЖРК на экспорт в 2021 г. ожидалась в размере 28,4 млн тонн, что на 0,4 млн тонн, или на 1,4% больше ожидавшегося уровня 2020 г. Этому должно было способствовать "сохранение высокого спроса на железорудное сырье на ключевых рынках, в первую очередь со стороны китайских потребителей", а также дальнейшее наращивание мощностей ООО "ГРК "Быстринское" (Забайкальский край, актив "Норникеля" (MOEX: GMKN)) и ООО "Кимкано-Сутарский ГОК" (Еврейская автономная область) группы IRC. Оба предприятия ориентированы именно на поставки за рубеж, отмечала монополия

Среди факторов, которые могут сдерживать экспорт руды в 2021 г. "Российские железные дороги" выделяли высокую грузовую базу прошедшего года (в 2020 г. ожидался рост таких отправок на 5,7 млн тонн или на 25,7%), а также ожидаемый "экспертами профицит предложения ЖРС на мировом рынке и ухудшение ценовой конъюнктуры".

"Так, согласно (октябрьскому - ИФ) прогнозу World Bank (Всемирного банка - ИФ), удешевление железорудного сырья в 2021 г. может составить 1,9% (с $107 до $105 за тонну). По данным департамента промышленности Австралии, котировки ЖРС снизятся и вовсе на 5,7% (с $90,7 до $85,5 за тонну)", - писала компания.

В этих условиях, по ее мнению, в 2021 г. можно допустить частичную переориентацию крупнейших российских экспортеров руды на внутренний рынок, "чему дополнительно будет способствовать расширение мощностей металлургических комбинатов". В частности, ожидается увеличение поставок с Ковдорского ГОКа "Еврохима" (Мурманская обл.) и "Карельского окатыша" на "Северсталь" при росте ее потребности в железорудном сырье с запуском новой доменной печи.

ЧЕРНЫЙ - ЦВЕТ ОПТИМИЗМА

Что касается черных металлов, то представлявшийся в правительство финплан предполагал рост их погрузки в 2021 г. на 1,7 млн тонн, или на 2,6%, до 67,7 млн тонн. В 2020 г. фактические результаты оказались несколько лучше ожиданий - отправки упали на 10% (до 66,4 млн тонн) вместо 10,6% (до 66 млн тонн). Скорректированный расчетный прогноз прироста в 2021 г. - 1,3 млн тонн или 2%.

Железнодорожные отгрузки черных металлов на внутренний рынок, как предполагал проект финплана "Российских железных дорог", составят 39,5 млн тонн с увеличением на 0,8 млн тонн или на 2%, экспорт - 28,2 млн тонн (+3,4%, или +0,9 млн тонн). Рост погрузки как во внутригосударственном, так и в экспортном сообщении ожидался на фоне низкой грузовой базы 2020 г.

Во-первых, как поясняли РЖД, она была обусловлена плановыми ремонтными работами на ряде крупных предприятий, в тои числе - одной из доменных печей и листопрокатного стана-2500 на "Магнитогорском металлургическом комбинате" (с марта по август) и доменной печи на НЛМК (MOEX: NLMK) (с июня по ноябрь). В июле на капитальный ремонт также останавливалась доменная печь на Нижнетагильском металлургическом комбинате группы Evraz (Свердловская обл.) с последующим запуском другой доменной печи, находившейся на обслуживании с апреля 2018 г.

Во-вторых, снизился спрос на металлургическую продукцию со стороны машиностроения и строительного сегмента как на внутреннем, так и на внешних рынках в период ограничительных противоэпидемиологических мер. Монополия приводила в документе августовский прогноз ИА "Металл Эксперт", который предполагает в 2021 г. рост потребления металлопроката в России на уровне 3,5-4% при снижении в 2020 г. на 4,9%. Worldsteel Association же в октябре ожидала снижения мирового спроса на сталь на 2,4% при дальнейшем восстановлении в 2021 г. на 4,1%.

Росту погрузки в 2021 г. будет способствовать тот же запуск в промышленную эксплуатацию новой доменной печи на "Северстали", а с апреля 2021 г. - доменной печи на "Косогорском металлургическом заводе", находившейся на консервации с июня 2016 г., отмечали "Российские железные дороги".

Тем не менее, ряд факторов, по мнению РЖД, будут сдерживать рост погрузки черных металлов в 2021 г. Один из них - скорее, методологический: как ожидается, сохранится тенденция к увеличению доли контейнерных отправок (преимущественно на внутрироссийских маршрутах), которые учитываются перевозчиком в составе другой номенклатурной группы. По итогам января-октября 2020 г., например, их объем вырос на 1,5 млн тонн, главным образом за счет НЛМК, уточняла монополия.

Кроме того, давление на статистику в экспортном сообщении может оказать высокая грузовая база II квартала прошлого года из-за переориентация российских металлургических комбинатов на внешние рынки в условиях сокращения спроса со стороны отечественных потребителей после "противоэпидемиологической" приостановки предприятий ("главным образом, - в строительном секторе).

ПО СТРОЙКЕ СМИРНО

Еще один ключевой массовый груз для "Российских железных дорог" - продукция для строительного комплекса. В 2020 г. динамика фактических показателей, хотя и не дотянула до прогноза (+7%, 132 млн тонн), но была однозначно выше, чем в других сегментах - +6,1% (131,6 млн тонн). Прогноз, который приводила монополия в финплане, предполагал рост в 2021 г. на 1,2%, или на 1,6 млн тонн, до 134,3 млн тонн. Скорректированные расчетные цифры - "+2,1%", или "+2,7 млн тонн".

Основной объем традиционно перевозится на внутренних маршрутах. В проекте в 2021 г. он предполагался в размере 132,7 млн тонн - на 1,5 млн тонн, или на 1,2% больше, чем годом ранее. Экспорт ожидался выше на 0,1 млн тонн, или на 8,8% (1,6 млн тонн). Увеличение погрузки монополия, как и в 2020 г., прогнозировала "в условиях наращивания поставок щебеночной продукции дорожному сектору", а также "на фоне стабилизации экономической ситуации и восстановления строительной отрасли в стране".

В прогнозах в частности, РЖД учитывали текущие параметры паспорта национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", который предполагает в 2021 г. увеличение финансирования на 16,9%, в том числе на работы в Московской области - в 2,5 раза, в Курганской - на 61,7%, в Челябинской - на 1,8%, в Новосибирской - на 29,1%, в Краснодарском крае - на 16,6%. Кроме того, компания отмечала, что ассигнования предусмотрены и в рамках федерального бюджета.

Также монополия напоминала, что в сентябре в ходе встречи с членами Совета Федерации президент РФ Владимир Путин поручил изыскать дополнительные ресурсы для дальнейшего развития дорожного строительства в 2021-2023 гг. Кроме того, правительство выделит дополнительно 6 млрд руб. на опережающий ремонт и модернизацию дорожной сети в 14 регионах страны, добавлял перевозчик.

В ноябре в ходе заседания президиума Правительственной комиссии по региональному развитию вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о выделении в 2021 г. средств регионам на опережающее выполнение дорожных работ и дал соответствующее поручение Минтрансу, также говорилось в проекте финплана.

Помимо этого, "Российские железные дороги" отмечали, что ожидается увеличение поставок щебеночной продукции для строительно-монтажных работ по модернизации земляного полотна железнодорожной линии на участке Чум-Лабытнанги в Коми (подход к будущему Северному широтному ходу со стороны Северной железной дороги РЖД).

ЛЕС ЧУДЕС

В смежном сегменте лесных грузов объемы отправки в 2021 г. ожидались на уровне 41 млн тонн с небольшим снижением - на 0,5%, или на 0,2 млн тонн. Однако здесь "Российские железные дороги" отталкивались от прогноза роста погрузки на 2,4%, до 21,2 млн тонн, тогда как по факту отправки снизились на 3,1%, до 40,7 млн тонн. Коррекция прогноза при сохранении его объемного значения на 2021 г. дает в этом случае рост на 0,7%, или на 0,3 млн тонн.

РЖД допускали, что рост отгрузки леса внутри РФ в 2021 г. будет сдерживаться высокой грузовой базой предыдущего года, когда в январе-апреле восполнялись потери погрузки круглых лесоматериалов, допущенные во II полугодии 2019 г. из-за неблагоприятных погодных условий в Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Архангельской областях, Коми и Карелии (дождей, распутицы, половодья, снежных бурь).

На внутренних маршрутах в прежнем прогнозе компания ожидала увеличения погрузки на 0,2 млн тонн, или на 1% (до 20,9 млн тонн), на экспортных - сокращение на 0,4 млн тонн, или на 2% (до 20,1 млн тонн). Сентябрьские прогнозы Минэкономразвития на 2021 г. при этом предполагали в базовом сценарии повышение "индекса обработки древесины" на 6,3%, производства бумаги и бумажных изделий - на 2,7%, в консервативном варианте - на 5% и 2,2%, соответственно.

"Рост отгрузки лесных грузов на внутренний рынок ожидается в условиях прогнозируемого увеличения спроса на сырье (круглый лес, измельченная древесина) со стороны российских деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий на фоне наращивания мощностей после реализации в 2020-2021 гг. ряда инвестиционных проектов", - поясняли, в частности, РЖД, приводя в справке длинный список.

На Мурашинском фанерном заводе (Кировская обл.) в этот период будет наращиваться загрузка запущенной в декабре 2019 г. новой линии по производству фанеры, отмечала монополия. На Устьянском лесопромышленном комплексе (Поморье) в I квартале 2020 г. введены в эксплуатацию три новые заготовительных комплекса.

Архангельское производственно-коммерческое предприятие "Титан", по прогнозам монополии, в течение 2021 г. увеличит парк заготовительной техники и площади заготовки, ООО "Майский лес" и ООО "Продпромснаб" (Удмуртия) - откроют новые деревоперерабатывающие заводы, "Комиинвестпром" - создаст производство широкого ассортимента изделий из древесины.

"Волга" (Нижегородская обл.) во II квартале 2020 г. запустила новую линию по производству бумажной продукции, кварталом ранее - нарастила площади лесозаготовки, в ноябре-декабре - открыла новый лесной терминал. ЛПК "Кипелово" (Вологодская обл., актив Segezha Group) в мае 2020 г. запустило три новые заготовительные комплексы, "Лузалес" (Коми) в июле - линию по сортировке пиломатериалов, ТПК "Восток-ресурс" (Удмуртия) в августе - нарастила площади участков лесозаготовки, добавляли РЖД.

На завоз сырья железнодорожным транспортом после открытия в декабре 2020 г. станции Соболиная должен был переориентироваться Югорский лесопромышленных холдинг (Ханты-Мансийский автономный округ), ожидал перевозчик.

ОПЕРАЦИЯ "ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ"

Кроме того, увеличению поставок лесных грузов на российские обрабатывающие предприятия, по мнению монополии, должна была способствовать и проводимое правительством РФ стимулирование внутреннего рынка к переработке сырья для дальнейшего потребления более дорогостоящей продукции как в стране, так и за рубежом.

В частности, напоминали "Российские железные дороги", постановление от 2018 г. предусматривает ряд инструментов поддержки инвесторов, реализующих проекты по созданию и модернизации перерабатывающих производств и объектов лесной инфраструктуры (включая лесные дороги и склады), в том числе - льготы на аренду участков, их получение без аукционов, преференции регионами РФ. В 2015-2017 гг. также было введено субсидирование предприятий лесопромышленного комплекса России.

Снижение экспорта компания связывала с прогнозируемым сокращением поставок в Китай из-за повышения таможенных пошлин на вывоз "кругляка" дальневосточных пород вне квот с 60% в 2020 г. до 80% с 1 января 2021 г. (фактически эта мера носит запретительный характер) и усиления контроля за незаконной вырубкой и транспортировкой древесины.

Монополия также напоминала, что для стимулирования создания на Дальнем Востоке новых и обеспечения сырьем недозагруженных лесоперерабатывающих мощностей российское правительство в 2017 г. утвердило квоты на экспорт отдельных видов хвойной древесины, преимущественно произрастающих в регионе.

В рамках этого механизма для предприятий, у которых доля экспорта продукции переработки превышает 20% от общей стоимости вывозимых необработанных лесоматериалов, установлена пониженная ставка пошлины на лесоматериалы в 6,5%, но не менее 4 евро за кубометр. При этом ставка вывозной таможенной пошлины вне квоты в 2018 г. составляла 25%, но не менее 15 евро за "куб". С 1 января 2019 г. она увеличена до 40%, но не менее 27,6 евро за кубометр, в 2020 г. - до 60%, в 2021 г. - до 80%.

При этом снижение отправок лесных грузов на экспорт, по оценкам РЖД, будет частично компенсировано поставками потребителям в СНГ, в том числе - Казахстане ("по причине прогнозируемого увеличения строительства, а также на фоне низкой грузовой базы 2020 г." в связи с приостановкой ряда предприятий деревообрабатывающей и строительной отраслей из-за обострения эпидемиологической ситуации в I полугодии). Монополия приводила прогноз Tradingeconomics.com, ожидавшего в 2021 г. увеличение строительных работ в Казахстане на 3,8%.

УДОБРЕНИЯ СПРОСА

Прогноз погрузки удобрений на 2021 г. в представленном в правительство финплане был сформирован на уровне 65,1 млн тонн, что выше ожидавшихся в 2020 г. параметров на 2,8 млн тонн, или на 4,4%. Объемы отправки в прошлом году оказались лучше ожидаемых - 62,7 млн тонн (+3,7%) вместо 62,3 млн тонн (+3%). С поправкой на это рост в 2021 г. может оказаться на уровне 3,8%, или 2,4 млн тонн.

Приводившаяся статистика также предполагала рост. В базовом сценарии сентябрьского прогноза Минэкономразвития ожидался рост "химического производства" на 4% в 2020 г., а в 2021 г. - на 5,9%, в консервативном - на 4% и 5,2%, соответственно. В основном прогнозе РЖД ожидалось увеличение отправок как в пределах РФ (27,5 млн тонн, на 1,7 млн тонн или на 6,7% больше ожиданий 2020 г.), так и на экспорт (37,6 млн тонн, на 1 млн тонн или на 2,8% выше). Этому, говорилось в документе, должны были способствовать "активная модернизации и расширение мощностей в России". По данным Российской ассоциации производителей удобрений (по состоянию на июнь 2020 г.), до 2026 г. ожидались инвестиции примерно в 1 трлн руб., при том, что в 2013-2019 гг. компании отрасли направили на эти цели более 800 млрд руб.

В частности, монополия отмечала, что в 2021 г. запланировано наращивание выпуска продукции "Еврохимом" на Усольском калийном комбинате (Пермский край), а также "Апатитом" (группа "Фосагро") в Волхове (Ленинградская обл.). Ожидалось завершение модернизации фронта выгрузки апатитового концентрата, развитие ж|l инфраструктуры на станции Волховстрой-II, строительство складов жидкого аммиака и готовой продукции, производство серной кислоты и минеральных удобрений.

В числе других выделявшихся ожидаемых проектов - ввод в эксплуатацию установки по производству карбамида у "Метафракса" (MOEX: MEFR) (Пермский край), комплекс "Аммиак-карбамид-меламин" предполагал выпуск 0,6 млн тонн продукции в год, в том числе 0,4 млн тонн для использования в качестве сырья с дальнейшей переработкой.

"Еврохим", согласно его майскому письму, в 2021 г. планировал выпуск 0,2 млн тонн продукции на ООО "Еврохим-Волгакалий" (Волгоградская обл.). Наращивание производства ожидалось у "Апатита" в Саратовской области в 2020 г. после модернизации установок по производству фосфорсодержащих удобрений (она завершилась в августе, прирост мощностей по производству аммофоса оценивается в 0,044 млн тонн, по комплексному фосфорсодержащему удобрению - в 0,105 млн тонн).

В числе проектов для ориентации на железную дорогу в финплане приводилась модернизация мощностей "Акрона" (в том числе - по аммиаку, азотной кислоте, аммиачной селитре, нитроаммофоске и карбамиду, развитие дистрибуции). В марте 2020 г. на предприятии была запущена новая установка по производству азотной кислоты мощностью до 135 тыс. тонн в год, в мае 2020 г. введен комплекс гранулирования карбамида на 700 тыс. тонн в год, указывала монополия. Кроме того, выделялось наращивание выпуска продукции "Дорогобужем": "в августе проведена модернизация установки по выпуску аммиака с увеличением производства на 0,13 млн тонн".

"Увеличение погрузки во внутригосударственном сообщении также будет обеспечиваться прогнозируемым сохранением благоприятной конъюнктуры на российском рынке удобрений и пролонгацией тенденции наращивания внутреннего потребления", - отмечали "Российские железные дороги". В этой связи они писали, что, если, по данным Минсельхоза, в 2019 г. аграрии закупили 3,5 млн тонн удобрений, то к 2024 г. этот показатель может увеличиться до 8 млн тонн.

При этом РЖД указывали, что в рамках федерального проекта по наращиванию экспорта продукции агропромышленного комплекса РФ, он должен увеличиться в 2021 г. на 12%. Для этого российским аграриям необходимо увеличивать не только посевные площади, но и повышать эффективность их использования, в том числе - за счет удобрений, отмечали "Российские железные дороги".

"Кроме того, 11 августа 2020 г. внесены изменения в закон о государственном регулировании плодородия земель сельскохозяйственного назначения, по которому собственники и арендаторы должны восстановить содержание полезных элементов в почве. По состоянию на август 2020 г. свыше 30% общей площади плодородных земель в РФ содержат пониженный уровень питательных элементов", - писали РЖД.

ХИМИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Наращивание поставок удобрений на экспорт в 2021 г. "Российские железные дороги" ожидали "в условиях восстановления мирового спроса, а также низкой грузовой базы 2020 г., обусловленной неблагоприятной конъюнктурой на рынке". По данным International Fertilizer Association, из-за снижения роста мировой экономики в 2020 г. при неблагоприятной эпидемиологической обстановке потребление химических и минеральных удобрений снизится на 5,5 млн тонн, или на 2,9%, в том числе азотных - на 2,1%, калийных - на 4,5%, фосфорсодержащих - на 3,5%, отмечалось в документе.

"Тем не менее, в 2021 г. ожидается восстановление мирового спроса на удобрения до 189 млн тонн, что на 2,5% выше уровня 2020 г. Основными регионами, обеспечивающими рост спроса, станут страны Латинской Америки (37% от общего прироста), страны Восточной Европы и Центральной Азии (27%), Южной Азии (25%), Африки (15%)", - говорилось в пояснительной записке.

Согласно ей, в январе-октябре 2020 г. погрузка калийных удобрений в Китай снизилась на 0,4 млн тонн, или на 4,9%, в условиях ухудшения конъюнктуры на мировом рынке ввиду низкого спроса на фоне увеличения внутреннего производства продукции и накопления значительных запасов в портах страны в 2019 г. в рамках контракта с "Беларуськалием", действующего в I полугодии 2019 г.".

В январе-октябре 2020 г. погрузка азотных удобрений на экспорт снизилась на 0,5 млн тонн, или на 4,5%, на фоне частичной переориентации поставок "Уралхима" на рынок РФ, а также в условиях неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке, отмечают "Российские железные дороги". Средняя цена на карбамид (FOB Черное море) в этот период составила $221,8 за тонну - на $28, или 11,2% ниже уровня того же периода 2019 г. Погрузка фосфорсодержащих удобрений на экспорт снизилась на 0,2 млн тонн, или 3,6% в связи с "сохранением неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке с 2019 г.

Кроме того, увеличение погрузки удобрений на экспорт в 2021 г. РЖД ожидали и "в условиях сохранения тенденции по росту поставок российской продукции в Латинскую Америку, преимущественно в Бразилию, а также страны Африки на фоне сохранения положительной тенденции развития сельскохозяйственной отрасли в этих регионах".

По приводившимся данным FAO, рост спроса на удобрения в страх Латинской Америки в 2021 г. составит 1 млн тонн, в Африке - 0,4 млн тонн. В январе-октябре 2020 г. погрузка удобрений в Бразилию увеличилась на 0,6 млн тонн, или на 11%. Спрос на удобрения в этой стране в сезоне 2020/2021 гг. ожидался на 3,4% больше "в условиях прогнозируемого роста сбора зерновых и масличных культур до 267,5 млн тонн, что на 13,8 млн тонн, или 5,4% выше уровня 2020 г.".

"По данным "ФосАгро", компания планирует в 2021 г. увеличить объем поставок продукции в страны Африки на 0,6 млн тонн, или в 3 раза. Кроме того, согласно стратегическому плану развития компании, ожидается увеличение поставок удобрений (в этот регион - ИФ) к 2025 г. до 1 млн тонн (+0,8 млн тонн, в 5 раз выше, чем годом ранее).

"Погрузка удобрений в страны Африки в январе-октябре 2020 г. составила 0,5 млн тонн, на 0,4 млн тонн больше. По данным AFAP (Africa Fertilizer and Agribusiness Partnership - ИФ), увеличение спроса в странах в 2021 г. составит 4,8% к уровню 2020 г. в условиях проводимой программы по увеличению объемов внесения удобрений", - просчитывала железнодорожная монополия.

ЗЕРНО СТАБИЛЬНОСТИ

Погрузка зерновых, по осенним прогнозам РЖД, в 2021 г. останется практически на уровне предыдущего года - 28,3 млн тонн, что выше ожидавшегося уровня 2020 г. на 0,1 млн тонн, или 0,4%, и возможные поправки незначительны. В том числе на внутренний рынок предполагалось отправить 12,3 млн тонн (+0,03 млн тонн, или +0,3%), на экспорт - 16 млн тонн (+0,1 млн тонн, или +0,5%).

Непосредственно по зерну прогноз на 2021 г. был сформирован в размере 25,9 млн тонн, что выше ожидавшегося уровня 2020 г. на 0,1 млн тонн, или 0,3%. Объем отправки на внутренний рынок оценивался в 10,3 млн тонн (+0,05 млн тонн, или +0,5%), на экспорт - в 15,6 млн тонн (+0,03 млн тонн, или +0,2%).

Свои ожидания монополия связывала с вероятным ростом валового сбора зерновых и зернобобовых культур в стране в 2020 г. Сентябрьский прогноз Минэкономразвития предполагал в базовом сценарии увеличение производства продукции сельского хозяйства в 2021 г. на 2,1%, в консервативном - на 0,9%.

Рост отгрузки зерновых во внутрироссийском сообщении в 2021 г. компания ожидала на фоне сохранения высокого спроса со стороны фуражных потребителей в РФ. Монополия приводила прогноз Союза комбикормщиков России, согласно которому, в перспективе ожидается увеличение производства и потребления комбикормов в связи с курсом государства на самообеспечение мясом и мясопродуктами. Средний рост потребления этой продукции оценивался в 1,8 млн тонн в год (+4,7%). К 2025 г., как ожидается, выпуск комбикормов в стране достигнет 40 млн тонн (+10,4 млн тонн, или +35,1% к уровню 2019 г.).

Кроме того, в соответствии с актуализированной государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия до 2025 г. общий объем финансирования предприятий агропромышленного комплекса в 2021 г. увеличится на 0,9%, отмечали "Российские железные дороги". Также в рамках этой программы в текущем году планируется вернуть в оборот около 1 млн га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, к 2025 г. - 4 млн га.

Увеличению отгрузок зерна за рубеж, по мнению РЖД, будет, в частности, способствовать реализация федерального проекта "Экспорт продукции АПК в 2018-2024 гг.", в рамках которого к 2024 г. поставки сельхозпродукции за границу должны увеличиться вдвое к уровню 2018 г., в том числе в 2021 г. - на 12%. Кроме того, в рамках этого проекта Минсельхоз разработал программу по развитию мелиоративного комплекса России на 2021-2030 гг., которая предполагает вовлечение в оборот до 12 млн га сельхозземель, повышение плодородия почв и сохранение устойчивости агроландшафтов.

Также, отмечали "Российские железные дороги", сохранится тенденция по наращиванию мирового потребления зерна, включая ключевые страны-импортеры отечественной продукции. Так, по приводившимся данным министерства сельского хозяйства США от ноября 2020 г., в сезоне 2020/2021 потребление пшеницы в мире увеличится на 4,4 млн тонн, или 0,6%, в том числе - в Египте (доля от общего экспорта ж/д транспортом - около 47% в 2020 г.) - до 20,8 млн тонн (+0,5 млн тонн, или +2,5%), в Турции (около 12%) - до 20,1 млн тонн (+0,2 млн тонн, или +1%).

Росту экспорта, как ожидалось, будет способствовать и повышение конкурентоспособности российской пшеницы на мировом рынке в связи с ожидавшимся снижением урожая в Европе на фоне неблагоприятных погодных условий (засухи и наводнений). Так, по данным Минсельхоза США, по состоянию на ноябрь 2020 г., прогноз производства пшеницы в 2020/2021 был снижен в ЕС и на Украине, в то время как в России оценки валового сбора пшеницы были увеличены.

При этом РЖД ожидали, что рост погрузки зерна как во внутрироссийском, так и в экспортном сообщении в 2021 г. будет сдерживаться высокой грузовой базой 2020 г., которая была обусловлена интенсификацией поставок этих грузов в марте-ноябре 2020 г. В прошлом году она была обусловлена целым рядом факторов.

В частности, с 23 февраля вступил в силу приказ Минсельхоза о субсидировании железнодорожных поставок зерна из ряда регионов РФ, в том числе по стране до 31 августа, на экспорт - до 10 мая. По нему объем вывоза из Сибирского, Уральского и Приволжского федеральных округов был заявлен в размере 2,1 млн тонн.

Кроме того, экспорт в марте-июне интенсифицировался на фоне увеличения рентабельности таких перевозок после ослабления курса рубля и в связи с вводом дополнительных ограничений на поставки зерна на внешние рынки в условиях сложной эпидемиологической обстановки и необходимости обеспечения продовольственной безопасности в стране.

В марте правительство РФ ограничило вывоз за пределы ЕАЭС с 1 апреля по 30 июня пшеницы и меслина, ржи, ячменя и кукурузы (за исключением семян зерновых культур) объемом в 7 млн тонн. Квота, по данным Минсельхоза, была полностью выбрана 26 апреля. Дополнительно 31 марта коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение о запрете до 30 июня на вывоз из стран союза ряда продовольственных товаров, в том числе риса, ржи, гречихи, проса, семян подсолнечника и соевых бобов.

Сказались, по мнению монополии, и высокие темпы уборочной кампании в августе-ноябре. Кроме того, экспорт активизировался в преддверии планируемого ввода Минсельхозом квоты на экспорт зерна в 2021 г.

ПУТЬ НАВЕРХ

В целом, как отмечали РЖД, "прогноз описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике".

Ожидался восстановительный подъем экономики: предполагалось, что к концу 2021 г. она "выйдет на траекторию устойчивого роста, который продолжится в среднесрочной перспективе". Прирост инвестиций в основной капитал оценивался не менее чем в 3,9% в год, что формировало бы основу "для структурного увеличения темпов экономического роста".

Основным драйвером восстановления производства в 2021 г. "Российским железным дорогам" виделся опережающий рост выпуска продукции обрабатывающей промышленности, который, как ожидалось, продолжится в среднесрочной перспективе, что "создаст предпосылки для диверсификации российской экономики и увеличения несырьевого неэнергетического экспорта".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.01.2021