01-03-16 / 2016
Новости отрасли
Обзор грузовых железнодорожных перевозок в феврале 2016 г.

По данным ОАО "РЖД", сетевая погрузка в феврале 2016 года составила 95,2 млн т, что на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Основные тенденции, сформировавшиеся на рынке железнодорожных перевозок ранее, не претерпели значимых изменений: рост погрузки низкодоходных (и частично среднедоходных) грузов на фоне снижения высокодоходных пока сохраняется.

По итогам февраля 2016 года на сети отмечена положительная динамика в сегментах погрузки угля (26,5 млн т, что на 2,7% выше февраля 2015 г.), стройгрузов (9,8 млн т, + 27,3%), зерна (1,8 млн т, + 20%), удобрений (4,3 млн т, + 4,9%), леса (3,3 млн т, +6,5%). Снижение в сегментах погрузки нефтепродуктов и черных металлов сохраняется. За февраль 2016 г. было погружено 20,6 млн т (-4,4%) и 5,7 млн т (-1,7%) соответственно. Отметим, что на улучшении результатов грузовой работы в нынешнем феврале сказался "лишний" день текущего високосного года: в прошлом году итоги месяца подводились по 28 суткам, а не по 29. Напомним, что в среднем за период 1-25 февраля 2016 г. суточная погрузка составляла 3 279,5 тыс. т, что на 1,2% выше планового показателя и лишь на 0,6% ниже фактического показателя аналогичного периода 2015 года.

Снижение в сегменте погрузки нефти и нефтепродуктов обусловлено развитием установившихся ранее трендов, связанных с падением цен на нефть. Так, мировые биржевые цены на нефть марки "Brent" по состоянию на 24.02.2016 г. упали на 7,7% по сравнению с концом декабря 2015 г.

Участники рынка также полагают, что одна из главных причин снижения погрузки нефтеналивных грузов заключается в сокращении объемов нефтепереработки в стране. По мнению руководителя отдела маркетинга ТЛГ "Трансойл" Бориса Сабирова, это вызвано влиянием "налогового маневра" в нефтяной отрасли, а также низкими котировками на мировом рынке энергоресурсов. Определенное влияние на погрузку, по его словам, оказал и запуск во втором полугодии 2015 года новых трубопроводных проектов (подключение Антипинского НПЗ к нефтепродуктовой трубе и Хабаровского НПЗ к нефтяной). В феврале 2016 года влияние аналогичного тренда - снижения рыночных цен и объемов производства - ощущали и металлурги. С начала 2016 года (на 19.02.16) средние цены на черные металлы в мире снизились (-2,1% к концу декабря 2015 г.), в России (на 24.02.16) индекс цен уменьшился на 1,3%, при этом снижение стоимости черных металлов на российском рынке отмечается еще с конца февраля 2015 г. Отсюда и результаты работы отрасли. В январе 2016 г. выпуск стали в стране снизился на 10,6% в годовом исчислении (-3,2% к декабрю 2015 г.), готового стального проката - на 12,6% (-5,9%), стальных труб - на 10,6% (-10,2%).

По прогнозам ПАО "Северсталь" в 2016 г. потребление стали в России снизится на 10% (к оценке на 2015 г.) - до 37 млн т. По данным АО "Транснефть", в 2016 году компания сократит закупку труб большого диаметра (ТБД) на 36% к уровню 2015 г. (до 426 тыс. т). Касательно перспектив экспорта отраслевые эксперты

полагают, что в 2016 году усилится влияние ограничительных мер нетарифного регулирования на экспортные поставки российской стальной продукции, вводимых другими странами. Так, помимо уже введенных в 2015 году рядом стран пошлин на импорт отдельных видов стальной продукции из России, Еврокомиссия (в феврале 2016 г.), а также Турция (в январе 2016 г.) ввели антидемпинговые таможенные пошлины на продукцию российских металлургов (Еврокомиссия - на холоднокатаный плоский прокат в размере от 19,8% до 26,2% от стоимости продукции; Турция - на горячекатаный прокат в размере от 9,42% до 13,66%).

При этом участники рынка положительно оценивают отмену экспортной надбавки на транспортировку металлургической продукции. "Думаю, что российские предприятия черной металлургии устраивает экспортная надбавка 0%, - считает советник председателя совета директоров ПАО "Северсталь" Сергей Нарышкин. По его словам целесообразно предоставить металлургам и скидку, поскольку рынок падает, а конкуренция растет из-за поставок из Китая и Украины. "Доля транспортной составляющей с IV квартала 2015 года выше, чем была в конце 2014 года, - поясняет он. - По моим данным, сейчас это относится к экспорту черных металлов и железной руды".

Любопытно, что тренд на понижение, давно и прочно установившийся на мировом рынке угля (например, в феврале 2016 г. цены на европейском угольном рынке уменьшились на 10,5%), пока не сказался на объемах отгрузки этой номенклатуры на сети. Причиной долгосрочной тенденции снижения мировых цен на уголь стало перепроизводство на фоне уменьшающегося спроса, в частности, со стороны КНР, европейских стран и США. По данным агентства "Xinhua", в 2015 г. внутренний спрос на уголь в Китае сократился на 4% ввиду отказа энергетических компаний от тепловых электростанций, работающих на угле, и переориентации на возобновляемые источники энергии из-за постоянно ужесточающихся экологических стандартов. По данным Правительства Китая, к 2018 г. в стране будет закрыто 4300 шахт с суммарным объемом производства около 700 млн т. угля в год. Таким образом, производство угля в стране к 2018 г. снизится на -18-20% к уровню 2014 г. По данным Таможенной службы Китая, в 2015 г. импорт угля в стране снизился на 29,9% в годовом исчислении, а в январе 2016 г. импорт угля в КНР уменьшился на 9,2% в годовом исчислении. По прогнозу информационного агентства "Металлоснабжение и сбыт", импорт коксующегося угля в Китай в 2016 г. снизится на 5,7% по сравнению с 2015-м.

Индия, являющаяся одним из крупнейших импортеров энергетического угля в мире, по данным Министерства энергетики Индии, в краткосрочной перспективе также может существенно сократить его импорт на фоне собственного наращивания объемов добычи, а также разработки и внедрения проектов по импортозамещению коксующегося угля. В случае их успешной реализации в среднесрочной перспективе Индия может сократить на 5-10% импорт продукции коксующегося угля. Однако у Индии есть и планы по наращиванию импорта металлургического угля, хотя темпы его ввоза снизятся. По оценкам экспертов, в 2016 г. объемы закупок могут увеличиться на 1% по сравнению с 2015 г. (рост

импорта данного сырья в Индию в прошлом году составил 23,9% к уровню 2014 г.).

Южная Корея и Тайвань также останутся перспективными развивающимися угольными рынками - к 2030 г. импорт угля в эти страны может достичь 150 млн. т и 80 млн т соответственно. В настоящее время на Китай, Японию, Республику Корея, Тайвань, Индию и Малайзию приходится более 40% всего российского экспорта угля. При этом перспективными рынками для российского экспорта угля являются такие страны, как Республика Корея, Япония, Германия, Италия, Индия, Малайзия.

По словам начальника управления по перевозкам и грузовой работе ОАО "Кузбассразрезуголь" Клавдии Колмогоровой, объем добычи угля в 2016 году компания снижать не планирует, оставшись на планке 2015-го - 44,5 млн т. А вот объем поставки в связи с нестабильной ситуацией на рынке энергоносителей пока прогнозируется ниже прошлогоднего уровня на 1,3 млн т. "Рынок диктует свои условия, и поскольку цена на уголь падает, нам необходимо повышать его качество, - отметила К. Колмогорова. - Поэтому 1 млн 380 тыс. т угля мы планируем перевезти на обогатительные фабрики, с которыми уже заключены договора".

Неблагоприятные тренды сохраняются и в сегменте производства стройматериалов. Так, объем работ, выполненных в РФ по виду деятельности "Строительство", в январе 2016 г. снизился на 4,2% по сравнению с январем 2015 года. Тем не менее, в сегменте погрузки стройгрузов в феврале 2016-го отмечен значительный прирост, который объясняется низкой базой прошлого года, а также рядом удачно реализованных регуляторами мер. В частности, благодаря лицензированию импорта щебня с августа 2015-го значительно сократился его импорт в РФ. "Данная мера положительным образом сказалась на деятельности российских предприятий", - считает заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. При этом эксперт считает целесообразным предусмотреть возможность экономического стимулирования перевозок щебня посредством снижения тарифов в зимний непиковый период по договоренности с грузовладельцами. По оценкам ИПЕМ, это позволит ОАО "РЖД" в зимний период привлечь на освободившуюся инфраструктуру прочие грузы в размере 12 млн т и обеспечить дополнительный доход 4,5 млрд руб. (с учетом потерь от скидки летом). По мнению руководителя комиссии по железнодорожному транспорту, член правления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Андрея Громового, наиболее целесообразным было бы вносить изменения в тарифную политику в зависимости от сезонной динамики поквартально. "Так, в I квартале возможна скидка к тарифу до 10%", - полагает он.

На ход погрузки зерна в феврале повлияла достаточно благоприятная рыночная ситуация. С начала 2016 года (на 24.02.16) уровень биржевых цен на российскую

экспортную пшеницу снизился (-7,1% к концу декабря 2015 г.). "Девальвация рубля играет на руку отечественным производителям, она сделала экспорт российского зерна очень выгодным", - отмечает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Зайцев. - Никаких слабых мест в инфраструктуре я не вижу. В стране хватает современных зерновых терминалов, которые прекрасно работают".

Весьма позитивно можно оценить и развитие российского рынка минеральных и химических удобрений. По данным Росстата, объем производства минеральных удобрений в России в январе 2016 г. увеличился на 8,1% в годовом исчислении, а по прогнозу Минэкономразвития России (октябрь 2015 г.), в 2016 г. производство удобрений в стране может увеличиться на 3,2% (к оценке на 2015 г.). Статистику подтверждают и грузоотправители. Так, руководитель транспортного управления ОАО "Акрон" Александр Вязанко отмечает, что объемы выпускаемой на предприятии продукции растут, а новые рынки сбыта осваиваются. "Сейчас на нашем заводе идет строительство цеха по производству аммиака, - поясняет он. - Планируется отгрузка на железную дорогу в объеме около 500 тыс. т в год".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру01.03.2016