30-08-22 / 2022
Новости отрасли
Обязательства работают не только на бумаге. Как внедряют take or pay при перевозке зерна

Полигоном для тестирования механизма "бери или плати" стала станция Чуфарово Куйбышевской железной дороги Использование механизма "бери или плати" поможет холдингу увеличить годовой объем погрузки зерна в три раза ОАО "РЖД" начало вывоз пшеницы по договору с грузоотправителем на условиях take or pay ("бери или плати"). Полигоном для тестирования механизма стала станция Чуфарово Куйбышевской железной дороги. С начала августа на новых условиях отправлено уже 2,8 тыс. тонн груза, а к 2023 году планируется увеличить эту цифру до 127 тыс. тонн. Как рассказал "Гудку" первый заместитель начальника Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Андрей Нахк, конструкция take or pay предполагает, что в течение срока действия договора поставщик берет на себя обязательство поставить, а покупатель выкупить определенный сторонами объем товара по фиксированной цене. В случае невозможности выкупа полного объема покупатель обязуется возместить поставщику полную стоимость товара. Данная конструкция взята за основу Куйбышевской железной дорогой при разработке договора с компаний "Агро-Инвест Плюс", уточнил Андрей Нахк (он был подписан 31 мая на полях транспортно-логистической конференции "PRO//Движение.Поволжье"). "Агро-Инвест Плюс" обязуется обеспечить предъявление грузов в период с 1 августа 2022 года по 31 июля 2023 года в гарантированном объеме 127 тыс. тонн. Поскольку ОАО "РЖД" обещало до 1 августа 2022 года восстановить путь № 5 станции Чуфарово и выполнило это обязательство, компания "Агро-Инвест Плюс" приступила к отправкам груза. Так, с 1 августа 2022 года со станции Чуфарово отправлено 43 вагона, или 2,8 тыс. тонн пшеницы. В дальнейшем основным направлением перевозок станет станция Новороссийск СКЖД, куда планируется отправлять до пяти зерновых экспрессов в месяц. Компания "Агро-Инвест Плюс" и раньше отправляла грузы по сети ОАО "РЖД", но теперь стал доступен новый формат сотрудничества с холдингом, сообщил коммерческий директор ООО "Агро-Инвест Плюс" Виктор Аршин: "На данный момент мы только тестируем механизм take or pay, при этом уже сейчас мы понимаем, что такой механизм удобен не только перевозчику, но и грузоотправителю – согласно договору, холдинг обязуется обеспечить вывоз всех заявленных в контракте объемов. Нам не нужно тратить время на подачу заявки и ждать включения в расписание движения. В дальнейшем мы планируем увеличивать отправки по этому механизму". Интерес к take or pay высказывают и производители, которые еще не воспользовались новой услугой холдинга. По словам генерального директора АО "Новосибирскхлебопродукт" Сергея Соколова, сегодня не у каждой частной компании есть средства для инвестиций и компетенции для развития железнодорожной инфраструктуры, поэтому взаимодействие, при котором холдинг готов не просто организовать перевозку, но и увеличить пропускную способность в счет будущих отправок, сегодня просто необходимо рынку. "В перспективе такую технологию было бы интересно применять не только для классических вагонных отправок, но и распространить ее на развитие контейнерной инфраструктуры станций, – говорит он. – Важно расширять географию использования нового механизма с учетом экспортного потенциала грузовой базы". По словам Андрея Нахка, возможность применения договорной конструкции take or pay рассматривается для осуществления взаимодействия с грузоотправителями на станциях Балашейка, Молвино, Тихоново.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.08.2022