11-01-22 / 2022
Новости отрасли
Обязательства надо выполнять

Компания "РЖД" нацелена на диалог с партнерами ОАО "Российские железные дороги" стремится к максимальному удовлетворению потребностей грузовладельцев в своевременном вывозе готовой продукции, особенно в ключевых отраслях экономики. Рашид Сайбаталов, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" - начальник Центральной дирекции управления движением В условиях значительной загрузки существующих мощностей железнодорожной инфраструктуры за счет внедрения информационно-логистических систем, передовых методов управления перевозочным процессом и совершенствования технологий, применяемых на лимитирующих направлениях, в прошлом году достигнуты максимальные значения по перевозкам грузов через российские порты, которые возросли по сравнению с 2020 годом на 6% и составили более 350 млн тонн.

В то же время текущий год начат с неудовлетворительной работы операторов морских терминалов. В первой декаде января нового, 2022 года выгрузка вагонов в российских морских портах производится на уровне 60% от максимальной перерабатывающей способности и составляет 16,4 тыс. вагонов среднесуточно. Суммарные потери в выгрузке с начала января текущего года составили более 80 тыс. вагонов.

Основными проблемами в работе портов являются сбои в работе перегрузочного оборудования в сложных погодных условиях, принятие грузовладельцами насыпных грузов недостаточных профилактических мер против их смерзаемости, ограничения складских площадей/емкостей из-за периодических задержек подхода торгового флота.

С сожалением вынуждены констатировать, что в зимний период проблемы в работе операторов морских терминалов носят систематический характер и повторяются из года в год как по объективным причинам, связанным с неблагоприятными погодными условиями, так и по субъективным, связанным с недостаточным принятием грузовладельцами требуемых мер по профилактике смерзаемости насыпных грузов.

Особенно неудовлетворительная ситуация в первой декаде января текущего года сложилась в морских портах Дальнего Востока, где при нормативе 8450 вагонов в сутки выгрузка почти в 2 раза меньше договорных обязательств портов и составляет 4962 вагона среднесуточно.

Как следствие на сети железных дорог простаивают для данных портов 238 поездов. Так, Восточным портом по станции Находка-Восточная не обеспечивается выгрузка угля, при норме 1489 вагонов она производится в размере 887 вагонов среднесуточно.

В результате на сети железных дорог в ожидании выгрузки простаивают 59 поездов с углем.

На угольном терминале "ВаниноТрансУголь" по станции Дюанка выгрузка не превышает 397 вагонов в среднем в сутки, или 70% от предусмотренного договором норматива. В результате в ожидании выгрузки простаивают 14 поездов с углем. Аналогичная ситуация с выгрузкой угля складывается в порту Посьет, где при нормативе 350 вагонов среднесуточно выгружается только 133 вагона, или 38% от норматива. При этом выгрузки ожидают 6 отставленных от движения поездов.

Из-за реконструкции терминала и путей необщего пользования в Находкинском морском торговом порту по станции Находка снижена выгрузка угля почти в два раза от договорной нормы, до 180 вагонов в среднем в сутки, отставлено от движения 9 поездов с углем. Также данным портом по станции Мыс Астафьева неудовлетворительно организована выгрузка угля, которая при норме 260 вагонов в сутки осуществляется в размере 91 вагона среднесуточно. В результате на железных дорогах отставлено от движения в ожидании выгрузки 25 поездов.

Неудовлетворительная ситуация сложилась по выгрузке нефтепродуктов по станции Крабовая в адрес грузополучателя ООО "РН-Морской терминал Находка", которая составляет 206 вагонов в сутки при перерабатывающей способности 288 вагонов, отставлено от движения 15 поездов. Аналогичная ситуация складывается по станции Блюхер у грузополучателя ЗАО "Востокбункер", где при нормативе 100 вагонов в сутки выгрузка составляет 62 вагона, отставлено от движения 13 поездов.

Аналогичные проблемы на Октябрьской железной дороге, где при суммарной перерабатывающей способности 10 007 вагонов портами выгружается только 6445 вагонов среднесуточно, что составляет 64% от нормы. Так, по станции Лужская выгрузка смерзшегося угля грейферным способом на терминале "Новые коммунальные технологии" производится в размере 437 вагонов в среднем в сутки при норме 580, от движения на сети отставлено 14 поездов.

Также снижена выгрузка нефтепродуктов по станции Лужская грузополучателем "Портэнерго", при перерабатывающей способности 388 вагонов в сутки выгрузка производится в размере 338 вагонов, отставлено от движения 16 поездов с наливом. А всего для портов Северо-Запада России на железных дорогах простаивает в ожидании выгрузки свыше 120 поездов.

Не лучше обстоят дела в портах Северного Кавказа, где выгрузка осуществляется почти в два раза меньше норматива, в размере 4863 вагонов при суммарной перерабатывающей способности 8578 вагонов в сутки. В порту Новороссийск грузополучателем ООО "ИмпортПищеПром" снижена выгрузка нефтепродуктов и составляет 228 вагонов в сутки при нормативе 306 вагонов, отставлено от движения 4 поезда. Аналогичная ситуация у получателя ООО "Новороссийский мазутный терминал", при нормативе выгрузки 250 вагонов в сутки она составляет 231 вагон, отставлено от движения 5 поездов. И такая ситуация характерна для многих операторов морских терминалов. В результате для портов Северного Кавказа на сети железных дорог в ожидании выгрузки простаивают 113 поездов.

В сложившихся условиях для стабилизации обстановки ОАО "РЖД" принимаются меры по подводу именно востребованной в портах номенклатуры грузов. Тем не менее с учетом значительного числа задержанных в продвижении поездов (в количестве 480) из-за необеспечения морскими терминалами норм выгрузки компания вынуждена уже в текущем месяце в соответствии со статьей 29 Устава железнодорожного транспорта ввести более 30 ограничений на погрузку в адреса отдельных операторов морских терминалов и припортовых нефтебаз.

Вместе с тем мы нацелены на диалог с клиентами и операторами морских терминалов, нам всегда важно слышать друг друга. Ведь только сообща мы можем построить непрерывный и безопасный перевозочный процесс, решить стоящие перед нами задачи и организовать работу портов и железных дорог с максимальной взаимной выгодой.

ОАО "РЖД" заинтересовано в привлечении дополнительных объемов перевозок через российские порты, так же как и в совместной работе со всеми участниками перевозочного процесса по исключению возможных сбоев. В то же время мы вправе ожидать от своих партнеров более четких и скоординированных действий по выполнению взятых ими обязательств.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.01.2022