24-08-12 / 2012
Новости отрасли
Обсуждение инициативы обязательного членства операторов ж/д подвижного состава в единой СРО

Предлагаем вашему вниманию обсуждение темы введения обязательного членства операторов железнодорожного подвижного состава в единой саморегулируемой организации (СРО), озвученной на заседании правительства, состоявшегося в железнодорожном вагоне на пути из Омска в Томск.

Ольга Лукьянова, председатель НП операторов железнодорожного подвижного состава

– Формально причина решения о включении всех операторов в единую саморегулируемую организацию заключается в искусственно прививаемом государству убеждении, что на рынке существуют 2 тыс. операторов, которые, работая по своим схемам, нарушают режим деятельности железнодорожного транспорта. И нет другого выхода, как только число этих операторов уменьшить. Однако после создания единой СРО всех операторов ее руководители получат неограниченную власть над рынком перевозок. Будет создан единый орган власти, определяющий, кто имеет право работать на рынке, а кто нет. При этом если такие решения выносит государственная организация, то их хотя бы можно обжаловать в суде или в вышестоящей инстанции. Общественная организация, коей является СРО, вообще никому не подконтрольна. Многие участники рынка опасаются, что в результате мы получим барьер для входа на рынок новых игроков, способных составить конкуренцию действующим операторам. Кроме того, нельзя исключать, что средние и малые операторы просто не осилят платежи, обязательные для членства в саморегулируемой организации, и вынуждены будут продать свой подвижной состав крупным игрокам. Вполне возможно, что и ряд крупных операторов под угрозой невключения в состав СРО или исключения из нее будут вынуждать расстаться с частью подвижного состава или уступить часть своей грузовой базы.

Однако не учтено несколько моментов: когда операторы ощутят, что двери единой саморегулируемой организации открыты не для всех, то они превратятся в обычных собственников, сдающих свои вагоны под погрузку грузоотправителям. У нас же не запретят работать своими собственными вагонами грузоотправителям – такого ведь и в советское время не было. Причем так, скорее всего, будут поступать не только мелкие операторы…

Глеб Киндер, руководитель комиссии по железнодорожному транспорту «ОПОРЫ России»

– Создание саморегулируемой организации операторов – это лишь ступенька к созданию СРО в сфере услуг железнодорожного транспорта. «ОПОРА России» выступала и выступает за организацию многопалатной СРО, где голос каждого участника перевозочного процесса будет услышан.

И, безусловно, формирование саморегулируемой организации операторов – это необходимый шаг, который поможет наконец-то сдвинуть воз транспортной реформы. Другой вопрос, что при создании СРО операторов необходимо минимизировать риск ограничения конкуренции в операторском бизнесе. Такой вариант возможен, если правила функционирования СРО будут устанавливать ее участники. На первоначальном этапе все основы деятельности должно прописать государство и закрепить их в нормативных правовых актах. Тогда риск злоупотребления будет снят. Правила должны быть едиными для всех – будь то крупные операторские компании или совсем мелкие. Каждая из них имеет право работать на рынке, если соблюдает определенные правила, которые, я повторюсь, должно установить государство. Кроме того, необходимо законодательно закрепить ответственность операторов перед грузовладельцами. Саморегулируемая организация не должна создаваться для лоббирования интересов операторов – она должна выступить определенным гарантом соблюдения норм и правил, гарантом свободы конкуренции.

При разработке законодательной основы СРО следует учесть интересы малых и средних грузоотправителей. Они не должны в очередной раз остаться за бортом. Кроме того, нужно проконтролировать действия в отношении малых и средних операторов. Считаю необходимым их присутствие на рынке, цензов по количеству подвижного состава быть не должно. В целом при введении единых норм и правил, при осознании ответственности операторов перед грузоотправителями создание саморегулируемой организации положительно скажется на работе малых и средних компаний.

Алексей Гром, первый вице-президент транспортной группы FESCO, управляющий директор ООО «Фирма «Трансгарант»:

– Саморегулируемая организация на железнодорожном транспорте была создана, когда операторы стали активно участвовать в жизни отрасли, когда возникло понимание того, что необходимо, с одной стороны, вести диалог с властными структурами, а с другой – создать общие для всех участников рынка правила и нормы. Важность информационного обмена, защита объединенных интересов предпринимателей, ответственность и добросовестность в процессе организации перевозок – вот те ключевые моменты, которые стали основой создания СРО. Сейчас законодательное закрепление норм и правил саморегулирования станет заметным шагом на пути дальнейшего развития отрасли. Это поможет повысить прозрачность деятельности железнодорожных структур и сформировать новую культуру рынка оперирования подвижным составом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru23.08.12Обсуждение инициативы обязательного членства операторов ж/д подвижного состава в единой СРО