30-03-12 / 2012
Новости отрасли
Общий грузооборот транспорта в России в 2011 году вырос на 3,4% и составил 4,9 трлн т-км

Согласно данным Росстата, наибольшего роста по этому показателю (на 13%) удалось добиться внутреннему водному транспорту. В целом в навигацию прошлого года было перевезено 127,8 млн т различных грузов, это почти на 25% больше, чем в навигацию 2010 года. Следует отметить, что этот результат дается речникам с большим трудом, поскольку отрасль переживает сегодня не самые лучшие времена.

Несмотря на низкую себестоимость перевозок, за последние 20 лет объемы перевозок сократились в 3 раза, что объясняется изношенностью флота, плохим состоянием инфраструктуры внутренних водных путей и сезонностью на большинстве внутренних водоемов. Этими обстоятельствами с успехом пользуются конкуренты - железнодорожные и автомобильные перевозчики.

Автотранспорт, в свою очередь, стремительно компенсирует потери, полученные от кризиса 2008 - 2009 годов. Грузооборот в 2011 году вырос на 11,8%, до 222,8 млрд т-км, перевезено 5,6 млрд т различных грузов, что на 8,1% больше, чем годом ранее. По последним данным Росстата, в январе 2012 года темп роста грузоперевозок автомобилями увеличился и сейчас составляет 10,2%. Однако это пока незначительный рост, который еще долго не сможет обеспечить автоперевозчикам докризисные показатели. Перевозки грузов в 2008 году составляли 6,86 млрд т, что на 22,5% больше, чем сейчас. При этом, учитывая нестабильность в экономиках Европы и Китая, нельзя исключать новых резких обвалов на рынке автоперевозок.

Железной дорогой в 2011 году было перевезено 1,24 млрд т грузов, рост погрузки составил скромные 3%, что соответствует изначальным прогнозам топ-менеджеров ОАО "Российские железные дороги". Основу перевозок на железнодорожном транспорте по-прежнему составляют так называемые массовые сырьевые грузы - уголь, нефть и нефтепродукты, их доля в суммарной погрузке составила 66,5%. Между тем перевозки нефтяных грузов в 2011 году немного сократились (на 1,1%) и составили 250 млн т, зато выросли перевозки металлических руд и каменного угля на 8,8 и 3,4% соответственно. Рост перевозок строительных материалов на 10% свидетельствует скорее о приближении сроков сдачи крупнейших инфраструктурных объектов во Владивостоке и Сочи, нежели о восстановлении строительного рынка после кризиса. Наибольший прирост погрузки по железной дороге пришелся на грузы в контейнерах (+12,5%, до 20,3 млн т), наибольшее снижение (на 6,4%) показали промышленное сырье (погружено в 2011 году 33,8 млн т) и руда цветных металлов (23,8 млн т).

Перевозки морским транспортом, по данным Росстата, составляют лишь небольшую часть всего объема перевезенных в России грузов - 33,9 млн т в 2011 году и в отношении 2010 года резко снизились (более чем на 8%). Однако эти цифры не отражают реальной картины на рынке, поскольку большинство морских торговых судов, даже если и принадлежат российским перевозчикам, обычно зарегистрированы в реестрах других стран. Объемы перевозок под "удобным" для перевозчиков иностранным флагом в статистику госведомства не попадают.

Более адекватно о значении морского транспорта в российской транспортной системе говорят показатели перевалки грузов в морских портах. В 2011 году на морских терминалах страны было перегружено свыше 535,4 млн т, что на 1,8% больше, чем годом ранее, об этом говорится в материалах Ассоциации морских торговых портов России. Более половины всего объема (56%) составляют наливные грузы, объем перевалки которых в 2011 году сократился на 4,3%, до 301 млн т. Прежде всего, это произошло за счет падения отгрузок сырой нефти до 193,4 млн т (- 7,8% к 2010 году). Не скатиться в отрицательные цифры стивидорной отрасли удалось за счет так называемых сухих грузов, которые продемонстрировали рост на 10,8%, до 234,4 млн т. В целом рост показали только порты Балтийского (+4,8%), Черноморского (+2,1%) и Тихоокеанского бассейнов (+6,7%), тогда как в портах Арктики и на Каспии перевалка грузов снизилась на 19,8 и 3,1% соответственно.

Лидером по грузообороту в России остается трубопроводный транспорт, в 2011 году этот показатель достиг 2,42 трлн т-км, увеличившись за год на 1,7%.

Всего за этот период по трубе было транспортировано 555,1 млн т газа, 543,8 млн т нефти и 32 млн т нефтепродуктов. Показатели могли быть и больше, но "Транснефти" не удалось запустить в ноябре 2011 года новую ветку нефтепровода Балтийской трубопроводной системы в морской порт Усть-Луга из-за возникших проблем со строительством экспортного причала. Планируется, что терминал будет все-таки запущен в этом году и нефтепровод мощностью 30 млн т в год заработает. Кроме того, в 2012 году планируется запустить и вторую очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, которая расширит экспортные возможности дальневосточного терминала в бухте Козьмино в Японском море, что должно положительно сказаться на показателях как трубопроводного, так и морского транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily - Приложения29.03.12Грузы в рост