11-06-19 / 2019
Новости отрасли
Общие грузовые интересы

При формировании генеральной схемы развития сети возможен выбор двух мест для строительства транспортно-логистических центров ТЛЦ в одном регионе.

Сергей Дягилев, заместитель начальника Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при Правительстве РФ– Как реализуется федеральный проект "Транспортно-логистические центры" и что к настоящему моменту уже сделано?

– Одним из первоочередных условий реализации этого проекта является определение перечня узловых ТЛЦ. С этой целью создана межведомственная рабочая группа совместно с местными органами власти и представителями бизнеса непосредственно в каждом регионе предполагаемого размещения таких объектов. При обсуждении проекта выявлялись недостатки и преимущества различных территорий, предварительный перечень необходимых мероприятий, потенциальные риски и возможные алгоритмы взаимодействия потенциальных участников проектов. При этом учитывались предложения местных администраций и потенциальных инвесторов.

В настоящий момент уже исследованы предполагаемые к застройке участки, прилегающие к ним территории, а также проведен анализ градостроительной документации, возможных ограничений для будущего строительства и потенциала развития.

– При обсуждении проекта спикеры Аналитического центра отмечали, что важно задать критерии крупнейших ТЛЦ, и предлагали использовать концепцию, разработанную ОАО "РЖД". Каким стал итоговый вариант?

– Сейчас Минтранс России разрабатывает генеральную схему развития сети ТЛЦ. И пока рано говорить об итоговом перечне узловых центров. Но, учитывая, что для организации регулярного интермодального и скоростного грузового сообщения сеть центров должна располагаться на ключевых направлениях транзитных, экспортно-импортных и внутренних перевозок, возможно выделить основные условия для определения их локаций. ТЛЦ должны быть расположены на маршрутах международных транспортных коридоров, в крупных мультимодальных транспортных узлах и непосредственной близости к магистральным транспортным коммуникациям с резервом пропускной способности как минимум двух видов транспорта. То есть важно наличие одновременно и подъездных автомобильных дорог, и железнодорожных путей, а также по возможности интеграция с морскими или речными причалами, примыкание к территории аэропорта. Также нужно учитывать технологическую возможность реализации проекта и потенциальный грузопоток контейнеропригодных грузов на автомобильном и железнодорожном транспорте.

При определении структурно-планировочных требований к ТЛЦ будут использоваться основные системные решения разработанных ОАО "РЖД" Концепции создания терминально-логистических центров и Концепции организации контрейлерных перевозок.

Однако эти условия не являются исчерпывающими, и в каждом конкретном регионе работа по определению локаций ТЛЦ проводится индивидуально. В частности, в некоторых регионах имеется только одна предварительная локация размещения центров и рассматриваются все аспекты реализации проекта, включая риски, потенциал развития, возможность привлечения внебюджетных источников финансирования. В то время как в других регионах предлагалось к рассмотрению одновременно до трех локаций. Таким образом, для определения наиболее оптимального варианта расположения ТЛЦ общих условий может быть недостаточно, и в каждом случае проводится анализ по многим критериям. При формировании генеральной схемы развития сети ТЛЦ возможен выбор одновременно двух локаций для строительства таких объектов в одном регионе с распределением функционала.

– В реализации проекта участвуют несколько министерств и ведомств. Как распределены их функции, в том числе по финансированию в объеме 45,85 млрд руб., и может ли эта сумма корректироваться?

– Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры является "живым" инструментом, который может и должен меняться с учетом возникающих в ходе его реализации новых условий, ограничений и обстоятельств. Это в полной мере относится и к федеральным проектам, входящим в комплексный план.

Объем финансирования федерального проекта "Транспортно-логистические центры" определен предварительно. Вместе с тем по условиям проекта его ключевые характеристики должны быть уточнены в течение 2019 года, после определения топологии и технологических параметров объектов опорной сети ТЛЦ, формирования генеральной схемы и перечня мер государственной поддержки. Более того, предполагается, что непосредственно технологический комплекс ТЛЦ будет создан за счет внебюджетных источников финансирования и предстоит работа с потенциальными инвесторами по уточнению параметров финансирования.

Таким образом, объем и структура финансирования федерального проекта будут уточняться после завершения этих мероприятий, в том числе в зависимости от итогового перечня и локаций узловых ТЛЦ по результатам разработки генеральной схемы развития сети.

– На ваш взгляд, насколько проект отвечает потребностям именно железнодорожной отрасли и нет ли здесь столкновения интересов, имея в виду других его участников?

– Проект является федеральным и направлен на достижение национальных целей развития РФ на период до 2024 года, обозначенных в майском указе президента. Одним из ключевых условий функционирования формируемой опорной сети ТЛЦ является мультимодальность, то есть перевозки должны будут осуществляться с использованием как минимум двух видов транспорта. Именно поэтому одним из условий является наличие одновременно подъездных автомобильных дорог и железнодорожных путей. Кроме того, мировой опыт формирования инфраструктуры транспортно-технологических систем подтверждает приверженность к мультимодальной концепции логистики как в государственном, так и в частном секторе. К примеру, частная французская группа компаний Lohr развивает логистические комплексы на территории Европы (Франция, Италия, Люксембург), используя принципы мультимодальности. Компания с государственным участием Deutsche Bahn Netz AG управляет большей частью железнодорожной системы Германии на таких же принципах. Это также относится и к государственным терминальным активам Китая.

Таким образом, говорить о столкновении интересов не приходится, так как все участники перевозок являются заинтересованными сторонами.

– Как вы считаете, есть ли какие-либо сдерживающие факторы, которые могут помешать реализации проекта, и как их избежать?

– В текущем году будут проведены мероприятия, о которых я уже говорил. Их реализация как раз направлена на преодоление факторов, сдерживающих развитие сети ТЛЦ. В том числе таких как неравномерная плотность и загрузка железнодорожной и автомобильной сети дорог, устаревшая терминально-складская инфраструктура, низкая цифровизация процессов складского хранения, недостаточная конкурентоспособность национальной транспортной системы и грузовладельцев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.06.2019