10-11-14 / 2014
Новости отрасли
Общие дороги для портов Крыма и Тамани

Правительство не отказывается от строительства порта Тамань в пользу развития крымских портов, но и не определилось с тем, когда будут продолжены работы. Пока есть промежуточное решение - строить железнодорожную инфраструктуру, которая в любом случае будет нужна и для Тамани, и для перехода через Керченский пролив. Но опять же нет определенности, где следует строить железнодорожные подходы к будущему переходу. Пока ясно одно, что единственным исполнителем по строительству инфраструктуры будет РЖД

О том, что правительство пока не отказалось от строительства порта Тамань, говорят подвижки по строительству железнодорожной инфраструктуры, основным исполнителем которых премьер-министр Дмитрий Медведев назначил ОАО «РЖД». В понедельник он подписал соответствующее постановление. Речь идет о комплексном проекте «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», сообщается на официальном сайте правительства.

От Тамани пока не отказались

Таким образом, похоже, найден компромисс между двумя проектами: строительством перехода через Керченский пролив в Крым, развитием крымских портов и строительством порта Тамань в Краснодарском крае. В мае Дмитрий Медведев заявил, что правительство после присоединения Крыма отказалось от идеи строительства порта Тамань, а также отложило на неопределенный срок строительство моста через реку Лену. Инициатива об этом исходила от помощника президента РФ Андрея Белоусова, который выразил мнение, что альтернативой строительства порта Тамань может стать расширение Новороссийского порта, и обратил внимание на то, что вне зависимости от выбора - дополнительное расширение Новороссийского порта или строительство каких-то мощностей в Тамани – «этот вопрос в любом случае будет отодвинут вправо».

Не был сторонником продолжения строительства Тамани и министр экономического развития России Алексей Улюкаев.

«Что касается порта Тамань, то в связи с тем, что возникает другая конфигурация по портам - у нас в Крыму пять глубоководных портов», - говорил Алексей Улюкаев. Он пояснил, что в случае отказа от двух этих проектов удастся сэкономить около 112 млрд рублей. Но это не означает, что их направят на строительство инфраструктуры в Крыму и Севастополе, это будет «резерв».

«У нас есть резерв в 243 млрд рублей. И плюс эти средства, которые просто составляют резерв, он может быть направлен как на финансирование проектов в Крыму, так и для каких-то других проектов», - уточнил министр экономического развития.

Однако у экспертов необходимость развития крымских портов именно сейчас вызывает сомнение. Это, конечно, дешевле, чем строить глубоководных порт в Тамани, но проблема в том, что сейчас заходы в порты Крыма запрещены Еврокомиссией, а единственная железная дорога от крымских портов ведет на Украину, которая обрывает с Крымом экономические связи.

«Транспортная доступность Крыма является узким местом для развития местных портов, - отмечает аналитик БКС Игорь Краевский. – Даже наличие железнодорожного моста через Керченский пролив не сможет стать альтернативой Тамани. К тому же для нормальной работы портов Феодосии и Евпатории попросту не хватит грузовой базы».

При этом на паромной переправе между Керчью и Портом Кавказ работают два парома ("Анненков" и "Петровск") вместимостью всего по 25 грузовых вагонов каждый, совершающие по четыре круговых рейса в сутки. Эти паромы способны перевозить до 3–4 млн тонн в год, что едва покрывает четверть грузооборота пяти крымских портов. При отсутствии нормального железнодорожного сообщения порты полуострова в I квартале снизили грузооборот на 28,1% (до 2,1 млн тонн).

«Судя по всему компромисс действительно найден, поскольку для обоих проектов нужна общая железнодорожная инфраструктура, - пояснил «Эксперт Online» заместитель директора Института проблем транспорта РАН Игорь Малыгин. – Ранее вообще планировалось, что порт в Тамани будут строить за счет инвесторов, потом решили создавать его на условиях государственно-частного партнерства. Нынешнее постановление предполагает, что РЖД будет тоже софинансировать эти работы».

В сентябре стало известно, что проекты моста через Лену в Якутии и сухогрузного района порта Тамань в Краснодарском крае все-таки сохранены в Транспортной стратегии России до 2030 года. Новая редакция документа утверждена правительством 11 июня 2014 года. В стратегии, утвержденной премьер-министром Дмитрием Медведевым, проект сухогрузного района порта Тамань сохранен в документе в неизменном виде: его стоимость - 228 млрд рублей, сроки реализации - 2011-2020 годы. Государство выделяет на строительство объектов нового района порта Тамань 76 млрд руб. Стоимость строительства объектов частных инвесторов составляет 152 млрд руб.

«На сегодня нет решения не строить порт Тамань, - пояснил «Эксперт Online» главный инженер проекта строительства порта Тамань ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» Михаил Тараскин. – Но также нет понимания, когда продолжат его строить. По проекту в этом году уже должны были начать дноуглубительные работы, к которым так и не приступили».

Остановка на полпути

Между тем к проекту ранее проявили интерес частные инвесторы: «Еврохим», «Уралкалий», СУЭК, UCL Holding, «Металлоинвест», Global Ports, «Базэл», «Кузбассразрезуголь», Российский фонд прямых инвестиций и другие.

На днях «Уралхим» заявил, что рассматривает возможность строительства в порту Тамань на Черном море комплекса по производству и перевалке аммиака мощностью производства более 0,8 млн тонн в год, по перевалке - до 2 млн тонн в год. Предварительный объем инвестиций в мощности по перевалке компания оценивает в 5-6 млрд руб.

Морской порт на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в поселке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края находится в состоянии строительства. Он с 2009 года открыт для оказания услуг. В 2010 году здесь был построен пункт пропуска через государственную границу. В сентябре 2011 года открыта 1-я очередь зернового терминала мощностью 5 млн тон (владелец ЗАО «Тамань-инвест»). В 2012 году запущен в эксплуатацию перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и СУГ ЗАО «Таманьнефтегаз». На середину 2013 года, терминал практически достиг проектных объемов перевалки нефти — 600 тысяч тонн в месяц. В 2013 году начались отправки на экспорт мазута.

Большую часть грузов в портах Черного моря составляют нефть и нефтепродукты, доля сухих грузов составила 63,6 млн тонн или 36%. Формирование морских грузопотоков контейнерных и сухих грузов на Азово-Черноморском направлении обеспечивают в основном порты Черноморского бассейна России. Согласно консервативному сценарию стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года потребность в портовых мощностях Азово-Черноморского бассейна возрастет до 151,2 млн тонн сухих грузов в год.

Для увеличения транспортно-логистических мощностей Азово-Черноморского бассейна и было решено создание нового глубоководного сухогрузного района морского порта Тамань.

«В Тамани на территории порта планируется построить 10 терминалов по перегрузке различных грузов, - говорит Александр Кузнецов, профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - Общая длина причалов для приема речных и морских судов составит более 8100 метров. Мощность сухогрузного района морского порта Тамань к 2020 году должна составить 93,8 млн тонн грузов, что в несколько раз превысит возможности существующей в регионе инфраструктуры, предназначенной для перевалки сухих грузов. Порт в Тамани будет являться первым крупным специализированным портом, который будет построен в XXI веке в Российской Федерации».

Однако сейчас работы по строительству портовой инфраструктры не ведутся.

Дорога для всех одна

Сейчас проект строительства железнодорожной инфраструктуры для Тамани пополнился веткой до Керченского пролива, где будут строить транспортный переход через пролив в Крым. В этом, собственно, и состоит суть компромисса. В постановлении правительства указано, что оно издается «в целях строительства транспортного перехода через Керченский пролив железнодорожный подход к этому переходу будет построен в соответствии с проектом «Создание сухогрузного района морского порта Тамань»». Однако в проект создания порта не включено строительство непосредственно подходов, соединяющих запроектированные объекты железнодорожной инфраструктуры с транспортным переходом через Керченский пролив. Проектирование и строительство этих подходов будут проводиться на основании отдельного решения правительства после внесения соответствующих изменений в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

«Это потому, что пока нет ясности в том, стоит ли строить через Керченский пролив мост или тоннель, - говорит Игорь Малыгин. – Мост опасен, поскольку там ветер такой силы, что может сдувать машины. Тоннель дороже, но надежнее. Однако пока нет ясности, где будут выходы из него, поэтому подводку решили пока отложить».

Функции государственного заказчика по строительству порта Тамань были возложены на ФКУ «Ространсмодернизация». Именно оно и определило ОАО "РЖД" единственным исполнителем работ по строительству указанной железнодорожной инфраструктуры.

«Для организации подходов к портам Юга России, в том числе на Таманском полуострове, необходимо завершить реконструкцию участка Максим Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская со строительством обхода Краснодарского железнодорожного узла, - пояснили «Эксперт Online» в пресс-службе ОАО «РЖД». - Этот проект должен быть реализован с привлечением средств федерального бюджета и за счет инвестиционной программы ОАО "РЖД", которая осуществляется с 2007 года за счет собственных средств ОАО "РЖД". К настоящему моменту введено в эксплуатацию более 300 км вторых путей (всего предусмотрено сооружение 642 км дополнительных главных путей)».

Сметная стоимость инвестиционного проекта РЖД составляет 128,3 млрд рублей в прогнозных ценах. В нем предусмотрено строительство второго главного пути на всем протяжении участка (642 км), реконструкция существующего пути, удлинение приемоотправочных путей на станциях, реконструкция контактной сети, новая линия – обход Краснодарского узла (71 км), строительство и реконструкция тяговых подстанций и других объектов железнодорожной инфраструктуры.

По состоянию на январь 2014 года с начала строительства затраты составили 40 млрд рублей, введено в эксплуатацию 280,21 км второго главного пути (43,65%). На 2014 год объем капитальных вложений в проект составил 3,9 млрд рублей.

«Для транспортного обеспечения порта Тамань также ведется развитие линии Разъезд 9 км – Юровский – Анапа – Темрюк – Кавказ. К началу текущего года введено около 50 км вторых путей из 113 км (44%), - пояснил представитель РЖД. - В качестве основного варианта перехода через Керченский пролив рассматривается переход в Тузлинском створе, для него могут быть использованы объекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, планируемые в рамках развития порта Тамань. Поэтому с привлечением средств федерального бюджета предполагается построить 40 км двухпутной электрифицированной железной дороги (от станции Вышестеблиевская) и четырехполосной автомобильной дороги первой категории, выходящей к Керченскому проливу (они будут являться подходами к порту Тамань и одновременно подходами к переправе)».

«Мне непонятно только, почему пока сам порт не соединен с железнодорожной станцией, - говорит Алексей Безбородов, генеральный директор консалтингового агентства «Инфраньюс». – Зерно, например, поступает из порта на станцию самотеком по трубам. Казалось бы, в первую очередь следует построить подход к порту».

Судя по всему, его пока не делают именно потому, что до сих пор нет твердой уверенности в том, когда будет продолжено строительство Тамани.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт Online10.11.2014