04-06-18 / 2018
Новости отрасли
Общественность прислушалась к магистрали

В четверг в ходе общественных слушаний Общественной палаты РФ "Скоростное и высокоскоростное железнодорожное сообщение в Российской Федерации: состояние и перспективы" участники признали социальные и экономические эффекты от строительства ВСМ положительными.

ВСМ решено считать приоритетным проектом. Общественная палата планирует провести так называемые нулевые слушания по законопроекту, который будет регулировать строительство высокоскоростной магистрали. В четверг члены палаты провели первую дискуссию о будущем ВСМ.

Первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Александр Мишарин обратил внимание на то, что площадка, на которой состоялась дискуссия, выбрана не случайно. По его словам, "наша транспортная система обладает теми недостатками, которые ликвидированы в развитых странах. ВСМ обеспечивает скорость движения 150–400 км/ч, и это то, что нужно сегодня стране. ВСМ не только федеральная, но в первую очередь региональная программа. Грузовое движение всегда добавляет эффективности транспортной системе. Что важнее для государства – груз или пассажир – мы будем считать".

В проектировании ВСМ ОАО "РЖД" опирается на опыт Китая и стран Европы. Александр Мишарин рассказал об участии в совместной научной конференции с Китаем, который провел исследования об эффектах от использования ВСМ. Скоростные магистрали обеспечивают 25% грузооборота (в основном контейнеры и почтовые отправления) и пассажиропотока Китая и затрачивают всего 6% энергии, расходуемой транспортной системой в целом.

Заместитель министра транспорта РФ Алан Лушников обратил внимание на то, что реализацию проекта ВСМ необходимо сопроводить общественной и законодательной работой.

"Работа невозможна без законодательного сопровождения. Для примера – если мы не примем закон об особенностях строительной деятельности в этой области, получим плюс три года к реализации. Если мы не сделаем налоговые изменения, это дополнительная нагрузка на проект, который на первом этапе должен существовать как концессионный. В процессе разработки сейчас находится закон непосредственно о высокоскоростном движении", – сказал он.

"Цель строительства ВСМ – создать новые центры, – отметил президент ООО "Центр экономики инфраструктуры" Владимир Косой. – На данный момент существуют Москва и Санкт-Петербург, которые абсорбируют всю внутреннюю миграцию в России. Реализуя программу ВСМ, мы создаем новые точки роста. Таким образом мы решаем социальные проблемы, в результате увеличения площади агломераций происходит рост производительности труда. Производительность труда в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн человек практически не меняется, но от 1 млн до 5–10 млн человек темпы роста производительности увеличиваются".

Председатель МОО "Союз пассажиров" Кирилл Янков обратил внимание на необходимость создания транспортно-пересадочных узлов: "В пределах Московской области проект ВСМ предполагает такие станции, как Мытищи, Монино, Фрязево. Во Владимирской области будет пересечение с действующей дорогой Москва – Владимир. Но нигде нет ни одного транспортного узла с пересадкой на обычный пригородный транспорт. Например, я неоднократно говорил о том, что ВСМ нужно вести через действующий вокзал Владимира".

"Когда мы делаем станцию на пустом месте, два города, которые находятся рядом, начинают сливаться. Мы получаем новую агломерацию с населением в 500 тыс. Если проводить магистраль через центр города, это значительно дороже и мы потеряем эти агломерационные эффекты. Например, в случае с Владимиром мы поняли – если протянуть ВСМ ближе к Суздалю, то появится новая агломерация. Каждая станция будет выбираться исходя из множества показателей", – объяснил Александр Мишарин.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров считает, что принципиальное решение о реализации проекта ВСМ уже принято: "Раньше мы еще сомневались, спорили о том, должно ли быть скоростное и высокоскоростное движение у нас в стране, насколько необходимо вкладывать силы и средства в это направление. Сегодня дискуссии окончены, четко доказано, что это направление должно существовать. Стоит отметить, что у нас не построено ни одного километра высокоскоростных магистралей. То скоростное движение, которое мы имеем, ограничивается возможностями пути. Мы отмечаем наше отставание от стран Европы и передовых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая и Японии".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.06.2018