01-09-21 / 2021
Новости отрасли
«Образ будущего» железнодорожной отрасли. Эксперты и лидеры рынка об итогах «PRO//Движение.Экспо»

Участники железнодорожного салона поделились с "Гудком" своими впечатлениями о главном событии года

Во время заседаний и круглых столов его участники обсудили вопросы развития отрасли, охраны окружающей среды. Были подписаны контракты и показаны образцы новой техники. Участники салона поделились с "Гудком" своими впечатлениями об участии в "PRO//Движение.Экспо".

Андрей Тулупов, заместитель начальника Центра инновационного развития – филиала ОАО "РЖД"

Международный железнодорожный салон пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо" имеет стратегическое значение в развитии отрасли и является уникальным, одним из значимых событий этого года в транспортной сфере.

К работе салона присоединились 25 стран-участниц, включая лидеров железнодорожной отрасли по уровню технологического развития – Германию, Францию и Китай. В "PRO//Движение.Экспо" приняли участие руководители ОАО "РЖД" и зарубежных железнодорожных компаний, федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, машиностроительных холдингов и научно-отраслевого комплекса страны, а также ведущих отечественных и зарубежных поставщиков услуг для железнодорожной и смежных отраслей. Считаю, что "PRO//Движение.Экспо" в очередной раз подтвердил статус площадки международного уровня.

В ходе открывающего пленарного заседания "Железнодорожная отрасль на пороге перемен. Технологии устойчивого развития" и круглого стола "Century of Strategy. Приоритеты инновационного развития" были рассмотрены основные макротренды (декарбонизация, цифровизация и урбанизация) и глобальные вызовы, развилки и возможности, открывающиеся перед железнодорожным транспортом в ближайшие 30 лет. Состоялось обсуждение "образа будущего" железнодорожной отрасли и прорывных технологий, которые повлияют на скорость развития железнодорожного транспорта, а также долгосрочных планов и точек потенциального сотрудничества государственных регуляторов, транспортно-логистических компаний, машиностроителей, науки и частного бизнеса.

ОАО "РЖД" – одна из немногих компаний, которая проводит форсайт-исследования с горизонтом до 2050 года. В рамках форума Центр инновационного развития получил бесценную обратную связь от широкого круга разнопрофильных экспертов, которая, несомненно, поможет нам уточнить "образ будущего" железнодорожной отрасли и развилки в долгосрочном развитии компании, взглянуть под другим углом на уровень готовности, горизонт и целесообразность внедрения инновационных и прорывных технологий и решений ("зеленые" материалы, альтернативные источники энергии, аддитивные технологии, умные энергосети, сквозные цифровые решения), а также оценить необходимую скорость их внедрения в процессы компании для сохранения конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта в России на горизонте до 2050 года.

Нельзя не отметить и прошедшее после открытия салона награждение девяти работников, не менее 15 лет ведущих активную научную, рационализаторскую, изобретательскую и иную творческую деятельность, знаком "Новатор ОАО "РЖД".

На "Экспо" особого внимания, на мой взгляд, заслуживает современная железнодорожная техника для обеспечения тяжеловесных и скоростных грузовых перевозок, обслуживания инфраструктуры и комфортной перевозки пассажиров. Экспонентами было представлено немало "зеленых" технических решений, в том числе из композитных и полимерных материалов: накладки на токоприемники, тормозные колодки и диски, элементы экстерьера и интерьера подвижного состава, электрозащитные изделия из термоэластопластичных полимеров.

Отдельное внимание стоит уделить самым современным тренажерным комплексам для обучения нашего персонала, в том числе юного поколения, ведь они – те самые люди, которые придут нам на смену и будут внедрять технологии, появление которых мы только прогнозируем. Уверен, что они будут работать в современной компании, а наша задача – делать все для сохранения статуса ОАО "РЖД" как технологического лидера на десятилетия вперед.

В этом году Центр инновационного развития уже традиционно принял активное участие не только в деловой, но и в выставочной программе – в рамках экспозиции для широкой аудитории было представлено более 20 натурных образцов техники и технологий инновационной направленности, среди них проекты, имеющие практику апробации при поддержке региональных инновационных площадок Октябрьской, Куйбышевской, Свердловской и Забайкальской железных дорог (АО "ГК АКОМ", ОАО "НПП "Рубин", ГК "АЛЬФА ГРУПП", АО "СМАРТС", ООО "ИнфоСигнал", ГК "SS20", ООО "ТР Инжиниринг", ООО "КОТТА контейнер", ООО "Интелл Росс").

Среди прочих были представлены проекты, ранее полученные к рассмотрению посредством информационно-функционального ресурса "Единое окно инноваций" и в настоящее время имеющие высокую степень готовности к реализации в интересах ОАО "РЖД". В качестве примера можно отметить накладки полозов токоприемников из материала "РОМАНИТ-УВЛШ" производства ООО "ЭкспрессТрансРем". Этот проект в июле текущего года получил допуск к применению на тяговом подвижном составе ОАО "РЖД". Данный продукт позволяет повысить межремонтные пробеги и получить экономический эффект за счет высокой износостойкости накладок, снизить выбросы вредных веществ.

Были представлены и проекты – финалисты акселерационной программы ОАО "РЖД". Например, ООО "НПО БиоМикроГели" представило уникальную технологию очистки воды и твердых поверхностей от любых типов масел, нефтепродуктов и комплексных загрязнений. В настоящее время технология проходит испытания на полигоне Свердловской дороги.

Хочется поблагодарить организаторов, экспертов и экспонентов за качественную работу по подготовке и проведению форума.

Виктор Леш, генеральный директор "Синара – Транспортные машины"

Холдинг "СТМ" традиционно принял участие в Международном железнодорожном салоне пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо", выступив не только в качестве крупнейшего экспонента масштабной выставки, но и инновационного партнера всего мероприятия.

Роль главного экспоната в этом году досталась фитинговой платформе для перевозки контейнеров с эксплуатационной скоростью 140 км/ч. Платформа, представленная на обозрение широкой публике впервые, обладает рядом конструкционных преимуществ, позволяющих быть более грузоподъемной при меньшей нагрузке на инфраструктуру. Использование этого вида инновационной техники позволит сократить время транзитной перевозки контейнеров по территории России между Европой и Китаем до 7 суток.

Помимо этого в экспозиционной части программы были представлены наши технические новинки: локомотив 2ЭС7 с новой кабиной, перспективные образцы двигателей семейства ДМ-185 различного назначения, укладочный кран УК 25/25 с закрытым постом машиниста, модульная автомотриса АМ140, новый модуль технического сопровождения и обслуживания МТСО2, хоппер-дозатор 19 6940. Отдельное внимание участники выставки уделили уникальному полноразмерному макету купе двухуровневого поезда, куда каждый желающий мог зайти и ознакомиться с возможностями принципиально нового, комфортного и современного пассажирского поезда.

"PRO//Движение.Экспо" – это не только выставка, но прежде всего многочисленные переговоры с клиентами и партнерами, среди которых важнейшим является ОАО "РЖД". Наш стенд посетили генеральный директор Олег Белозеров, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский, начальник Центральной дирекции по ремонту пути Владимир Антонец. Мы обсудили дальнейшие планы сотрудничества в сфере технического совершенствования нашей техники, заключения новых контрактов на приобретение локомотивов, электропоездов и путевой техники, расширения перечня услуг, оказываемых национальному перевозчику.

Одним из ключевых событий салона стало подписание меморандума о развитии технологий в железнодорожном машиностроении с дочерней компанией Deutsche Bahn. Сотрудничество с DB Systemtechnik позволит нам работать с немецкими коллегами в едином технологическом партнерстве и совершать не только трансфер технологий, но и обмен лучшими практиками.

Невероятно насыщенной в этом году была и деловая программа, где обсуждались наиболее актуальные для железнодорожного машиностроения вопросы – цифровизация и беспилотные технологии, экспортный потенциал для российской техники, перспективы разработок локомотивов, использующих возобновляемые ресурсы в качестве основного источника энергии.

Александр Лошманов, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта, ТМХ

Очень важный момент в том, что мы после длительного отсутствия живого общения встретились в нашими партнерами, в том числе зарубежными, на старом месте в Щербинке. Здесь мы не изменили традиции и снова продемонстрировали свой новый подвижной состав – "Иволгу 3.0". Это поезд, созданный в соавторстве с партнерами и конструкторами, которые тоже присутствовали на салоне, а также с пассажирами, поскольку мы проводили с ними совместные исследования.

Мы оставили в новом подвижном составе те элементы, которые понравились на предыдущих вариациях, и добавили новые, которые востребованы сегодня. Мы еще больше увеличили степень импортозамещения в "Иволге 3.0", и теперь все ключевые компоненты в ней отечественные. Это и двигатели, и тяговый преобразователь, и система управления.

Также мы представили новый двухэтажный пассажирский вагон нового габарита. И уже сегодня мы имеем положительный опыт эксплуатации таких вагонов на Байкале и в Карелии. На базе этой платформы будут создаваться все наши новые продукты, в том числе и моторвагонный подвижной состав.

Важно, что на Международном железнодорожном салоне пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо" в Щербинке мы увидели тех российских производителей, с которыми вместе создавали новый подвижной состав. Они показали свои новшества – через год-два мы внедрим их в свои новые продукты и снова удивим железнодорожную отрасль своими разработками.

У меня сложилось такое ощущение, что многие компании накопили за эти два года новые решения, хотя среди них есть еще только эскизные. Но мы внимательно отнеслись и к ним. Особый интерес у нас вызывают предложения, связанные с транспортной безопасностью, системы автоведения, машинного зрения.

Все это сегодня очень востребовано. Эти разработки позволяют повысить как скорость поездов, так и безопасность движения. Они необходимы нам для нашего нового подвижного состава.

Александр Долгий, генеральный директор АО "НИИАС"

Для отрасли "PRO//Движение.Экспо" – первое столь крупное и масштабное мероприятие после эпидемиологических ограничений 2020 года. Посещаемость выставки и деловой программы была очень большой, что говорит об особом интересе топ-менеджмента, экспертов и специалистов отрасли к Х Международному железнодорожному салону пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо".

Отдельно хотелось бы отметить масштаб натуральной экспозиции техники и оборудования. Для АО "НИИАС" гордость, что на самых современных поездах, которые были представлены на территории салона, установлено оборудование, разработанное институтом. Например, в кабине машиниста на приборной панели локомотива 2ЭС7 гости салона могли увидеть устройство безопасности "БЛОК".

Для меня лично салон пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо" – это в первую очередь уникальная и масштабная коммуникационная площадка, возможности для новых встреч и знакомств, получение обратной связи от функциональных заказчиков.

В первый день салона АО "НИИАС" подписало несколько важных для дальнейшего развития института соглашений о сотрудничестве: с Фондом перспективных исследований и с Московским отделением Российского географического общества. Например, соглашение с Фондом перспективных исследований направлено на укрепление взаимодействия в сфере роботизации железнодорожного транспорта, а также на развитие трансфера технологий в интересах отрасли и обороны страны.

Международный салон "PRO//Движение.Экспо" в этом году был особенно насыщенным и значимым для нас. В выставочной программе мы участвовали с собственным уникальным стендом. Также на динамической экспозиции АО "НИИАС" выступило организатором демонстрационных поездок с пассажирами на электропоезде ЭС2Г № 136 "Ласточка", оснащенном системами автоведения на уровне GoA3+, в автоматическом режиме без участия машиниста. За четыре дня поезд "Ласточка" проехал более 20 кругов на Экспериментальном кольце в Щербинке.

На главной площадке салона мы провели панельную дискуссию на тему управления поездом без участия машиниста "Беспилотные поезда: мечта или реальность?". Мероприятие было организовано в гибридном формате, к площадке онлайн были подключены руководители из таких стран, как Швейцария, Франция и Германия.

Резюмируя, хотелось бы выразить благодарность организаторам мероприятия и отметить высокое качество подготовки и проведения "PRO//Движение.Экспо – 2021"

Сергей Дробжев, директор по техническому развитию "РМ Рейл"

Выставка на международном салоне техники и технологий "PRO//Движение.Экспо" позволила представить совершенно новый для нашей компании продукт – танк-контейнер для сжиженного природного газа.

Учитывая мировую заинтересованность в сжиженном природном газе, рост контейнерных перевозок и интерес со стороны транспортного рынка, который мы увидели на "PRO//Движение.Экспо", наше предложение актуально запросам отрасли. Мы продолжаем развитие модельного ряда из алюминиевых сплавов и начинаем осваивать сегмент криогенного оборудования. Ведется предпроектная работа. С 2022 года на базе "Рузхиммаша" будет открыта поточная линия по мелкосерийному производству танк-контейнеров. По предварительным прогнозам мощности составят порядка 150 единиц в год с возможностью последующего наращивания, что позволит полностью закрыть потребности рынка.

Что касается традиционного для компании рынка подвижного состава, то мы презентовали на "PRO//Движение.Экспо" тележку собственной разработки с повышенной грузоподъемностью и увеличенным межремонтным интервалом. Осевая нагрузка – 25 тс. Конструкция защищена пятью патентами. Однако мы предлагаем сделать тележку "народной", то есть передать рынку в свободное пользование, не требуя никаких выплат. Сертификация тележки намечена на 2022 год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.09.2021