21-10-24 / 2024
Новости отрасли
Оборот вагона растет: взгляд на причины

Оборот вагона – один из важнейших показателей для сети железных дорог в целом, он касается как магистральной сети, так и путей необщего пользования. Как известно, оборот вагона рассчитывается как среднее время его полного производственного цикла – от начала одной погрузки до начала следующей, измеряемое обычно в сутках. Только за I полугодие 2024 года оборот грузового вагона увеличился более чем на 10% к показателю предыдущего года. В чем причины?

Упрямые факты По данным СОЖТ, показатель оборота рабочего парка грузовых вагонов с 2010 по 2023 год вырос на 40% – с 13,4 до 18,8 суток. По итогам 6 месяцев 2024 года оборот грузового вагона составил 20,1 сут. (481,8 ч), что на 10,2% (на 44,6 ч, или на 1,9 сут.) больше, чем показатель аналогичного периода предыдущего года (18,2 сут., или 437,2 ч).

Основные причины роста оборота вагона: • длительное нахождение вагона под грузовыми операциями, в том числе из-за относительного дефицита тяги; • увеличение времени нахождения вагона на технических станциях; • снижение скорости доставки из-за "бросания" поездов на путях общего пользования.

На первый взгляд, статистические данные говорят о том, что основным драйвером увеличения оборота вагона является рост простоя на путях необщего пользования (ПНП) под погрузкой-выгрузкой. Сегодня проблема сверхнормативного простоя вагонов затрагивает более 85% предприятий ассоциации. Однако ситуация не столь очевидна, так как истинные причины зачастую связаны не с владельцем ПНП, а с неприемом вагонов со стороны ОАО "РЖД", отмечают в ассоциации. Формально груз долго не передается от грузоотправителя перевозчику, но фактически это является следствием того, что перевозчик не принимает этот груз (в том числе из-за дефицита локомотивной тяги). ППЖТ, как и компаниигрузополучатели, получают иски со стороны операторов, но не могут доказать, что в действительности виноваты не они, а РЖД. Нередки случаи, когда РЖД уклоняются от составления акта общей формы. Таким образом, уточняют в ассоциации, в случае судебного процесса сегодня имеется минимум доказательных документов о том, что не ППЖТ нарушили сроки технологического оборота вагона. цитата "Оборот вагона существенно вырос, в том числе время нахождения под грузовыми операциями. Но при этом время сверхнормативного простоя на путях необщего пользования тоже выросло. Следовательно, причины увеличения оборота вагона связаны с проблемами в работе ОАО "РЖД", главные из которых – нехватка поездной, маневровой тяги и персонала". Александр Кукушкин, президент СРО Ассоциация "Промжелдортранс" Процедура категорирования ОТИ вызывает вопросы В соответствии с порядком категорирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) одним из критериев определения категории ОТИ является степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в его деятельность.

Ряд предприятий, входящих в ассоциацию, сталкивается с трудностями при категорировании участков железно дорожных путей необщего пользования, на которых осуществляются подача-уборка, маневровые работы или стоянка вагонов с грузами повышенной опасности. Из разъяснений Росжелдора следует, что при категорировании разницы между участками железнодорожных путей общего и необщего пользования не делается.

На взгляд ассоциации, такой подход не учитывает специфику железнодорожных путей необщего пользования и создает дополнительную нагрузку на ППЖТ.

Продолжается рассмотрение проекта изменений в ТР ТС 001/2011 Минэкономразвития России дало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект изменений в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), который сейчас проходит процедуру внутригосударственного согласования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер21.10.2024