17-08-15 / 2015
Новости отрасли
ОБОБЩЕНИЕ: Конец железнодорожной эпохи?

Президент ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) Владимир Якунин, уже второе десятилетие руководящий отраслью под аккомпанемент слухов о скорой или не очень отставке, может стать сенатором от Калининградской области в случае переизбрания на пост главы региона Николая Цуканова. Фамилия главы РЖД включена в число кандидатов от "Единой России". Уже известно, что топ-менеджер дал согласие представлять регион в Совете Федерации. Впрочем, утверждать со 100%-ной уверенностью, что В.Якунин покинет железнодорожную монополию, пока рано: с одной стороны, закон обязывает его сделать это в случае сенаторства, с другой стороны, президент компании - всего лишь один из кандидатов на вхождение в состав верхней палаты парламента, пусть и самый статусный.

Если смена руководителя РЖД состоится, это будет классика популярного в России кадрового жанра "ничто не предвещало": именно сейчас никаких слухов о готовящихся перестановках не было. В.Якунин, в свое время пришедший в консервативную среду "со стороны", в любом случае войдет в историю российских железных дорог как один из главных "долгожителей": за почти 200 лет дольше отраслью руководили всего несколько человек.

НЕОЖИДАННАЯ И СТАТУСНАЯ ЗАМЕНА

Информация о том, что В.Якунин выдвинут кандидатом в члены СФ, появилась неожиданно. "Сегодня на заседании комиссии облизбиркома было рассмотрено заявление Николая Цуканова о том, что он меняет список претендентов на наделение полномочиями члена Совета Федерации. Вместо выбывшей кандидатуры Павла Кретова он предложил кандидатуру президента РЖД", - заявил "Интерфаксу" в понедельник днем пресс-секретарь региональной избирательной комиссии Василий Ротар. Замена кандидатов при этом, по его словам, была утверждена.

Комплект документов от Н.Цуканова на выборах главы региона поступил в избирком в конце июля (сейчас он является врио губернатора и борется за переизбрание наряду с другими кандидатами, будучи выдвинутым местным отделением партии "Единая Россия"). Тогда же были заявлены и три кандидата, один из которых в случае победы на выборах будет наделен полномочиями члена Совета Федерации. В это число входили глава Калининграда Александр Ярошук, нынешний сенатор Олег Ткач и бывший военный летчик Павел Кретов. Фактически в понедельник П.Кретов в списке был заменен на В.Якунина.

Источник "Интерфакса" при этом подтвердил, что глава РЖД "дал письменное согласие на выдвижение его кандидатуры в Совет Федерации от Калининградской области". В случае избрания в сенаторы в соответствии с законодательством В.Якунин должен покинуть пост президента ж/д монополии. Спустя непродолжительное время заявление по этому поводу сделал и сам Н.Цуканов, уточнив при этом, что предложил В.Якунину представлять регион еще в начале кампании по выборам главы региона. "Я обратился к Владимиру Ивановичу (Якунину - ИФ), когда решался вопрос о кандидатурах в сенаторы. Он (Якунин - ИФ) сейчас дал ответ", - сказал главе региона журналистам.

Выборы губернатора Калининградской области пройдут в единый день голосования 13 сентября. В них будут участвовать пять кандидатов. В их числе - Н.Цуканов ("Единая Россия"), Владимир Вуколов ("Российская партия пенсионеров за справедливость"), Игорь Ревин (КПРФ), Павел Федоров ("Справедливая Россия"), Александр Старовойтов (ЛДПР).

УХОД ИЗ РЖД

Между тем, ключевой вопрос - уйдет ли В.Якунин с поста президента ж/д монополии - так и остался не проясненным до конца. Его представитель заявил "Интерфаксу", что не располагает информацией "о каких-либо изменениях в статусе" топ-менеджера в РЖД. По его словам, сейчас глава компании, находясь в отпуске, недоступен для связи. Представитель главы совета директоров монополии, вице-премьера РФ Аркадия Дворковича также заявил агентству, что вопрос об отставке В.Якунина с поста президента РЖД не комментирует.

Впрочем, как утверждает один из осведомленных источников "Интерфакса", внутри РЖД возможность ухода В.Якунина с поста президента компании обсуждалась еще в конце июня - начале июля. И это также совпадает по времени с периодом начала предвыборных процедур в регионе. Указ о досрочном прекращении полномочий Н.Цуканова на посту губернатора Калининградской области президент Владимир Путин подписал в середине июня. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что Н.Цуканов выставит свою кандидатуру на региональных выборах.

Информацию о возможном уходе В.Якунина из РЖД собеседник "Интерфакса" с разницей в несколько дней слышал сразу от двух менеджеров, занимающих посты на уровне начальников департаментов. Эти сведения, правда, носили неофициальный характер и воспринимались сотрудниками компании "скорее как внутренний слух", отметил источник.

Однако, в отличие от традиционных для лета кулуарных разговоров о смене главы РЖД, в этот раз тема обсуждалась не как грядущая отставка по решению "сверху", а именно как вероятность самостоятельного сложения В.Якуниным своих полномочий в компании, отметил источник. Собеседники "Интерфакса" в высшем руководстве "Российских железных дорог", однако, заявили, что не осведомлены о планах топ-менеджера покинуть ж/д монополию. Информацию об этом они узнали из СМИ.

Между тем, еще один источник агентства, знакомый с ситуацией, заявил, что выдвижение в сенаторы "фигуры такого масштаба, как Якунин", стоит воспринимать как "меру по поддержке губернаторского корпуса в стратегически важном и электорально специфическом регионе", которая может "поспособствовать губернатору в решении хозяйственных вопросов". При этом в настоящее время он призвал обсуждать лишь сам факт выдвижения в кандидаты, а не "домыслы" об уходе топ-менеджера из РЖД. От ответа на вопрос, станет ли В.Якунин сенатором в случае избрания Н.Цуканова губернатором, источник агентства уклонился.

Примечательно, что в июне в интервью "Интерфаксу" глава ж/д монополии заявлял, что сомневается, что застанет во главе компании запуск высокоскоростной магистрали Москва-Казань. "Единственное, чего я не смогу доделать, точнее, сомневаюсь, что это будет доделано под моим руководством в компании - завершить проект по запуску высокоскоростного движения Москва-Казань. Потому что только проектирование займет два года и строительство еще лет пять", - говорил он.

Глава комитета Совета Федерации по регламенту Вадим Тюльпанов пояснил "Интерфаксу", что утверждение в качестве сенатора представителя от Калининградской области произойдет после того, как пройдут выборы главы региона. "Сразу после инаугурации вновь избранный губернатор в течение одного дня должен определиться с тем, кто станет представлять регион в Совете Федерации из трех кандидатов, с которыми он шел на выборы. Губернатор принимает соответствующее постановление и направляет его в Совет Федерации. И с момента получения постановления главы региона представленный им сенатор де-юре вступает в свои полномочия и становится полноценным членом Совета Федерации", - сказал он.

При этом, по его мнению, кандидатура В.Якунина обладает несомненными преимуществами, поскольку речь идет об известном политике и управленце. "Господин Якунин является фигурой федерального масштаба. Он известен своей деятельностью, имеет огромный опыт, который будет, вне всякого сомнения, востребован и полезен в рамках нашей палаты. В случае его назначения на должность сенатора Совет Федерации только выиграет от этого", - заявил В.Тюльпанов.

ФИГУРАНТ НЕСОСТОЯВШИХСЯ ОТСТАВОК

Тема отставки В.Якунина с поста президента РЖД в последние годы стала вполне традиционной для лета, несмотря на то, что трудовой контракт в этот период подписывается сразу на 3 года: участники рынка часто ждали досрочной отставки. В июне 2013 г. это вылилось в казусный случай, когда информационные агентства получили с правительственного электронного ящика сообщения об отставке В.Якунина и замене его на первого зама Александра Мишарина. Релиз, правда, был объявлен фальшивым.

Летом 2014 г. свою интригу внесла почти двухмесячная задержка в согласовании дальнейшего президентства В.Якунина в монополии. Оппоненты топ-менеджера связывали это с недовольством как общественности (в том числе на фоне ряда непопулярных шагов в сфере пассажирских перевозок), так и бизнеса (из-за низкой скорости доставки грузов и качества транспортных услуг, затягивания либерализации локомотивного сегмента, приватизации интересных рынку активов). В марте 2014 г. власти США включили В.Якунина в санкционный список. Впрочем, в итоге полномочия В.Якунина на посту главы РЖД были продлены еще на 3 года. Даже несмотря на возраст (топ-менеджеру сейчас 67 лет).

В разные годы в числе кандидатов на замену В.Якунину фигурировали разные лица. Главным оппонентом всегда считался железнодорожник по образованию Игорь Левитин, до 2010 г. возглавлявший Минтранс. Сейчас он в статусе помощника президента РФ курирует, в том числе, и транспортную отрасль. Собеседники "Интерфакса" в Минтрансе, однако, не слышали о возможном переходе 63-летнего И.Левитина в РЖД.

В число претендентов на кресло президента монополии ранее входил и генеральный директор ОАО "Уралвагонзавод" (MOEX: UVZD) (УВЗ) Олег Сиенко. Но он от этого поста открещивался еще после "псевдоотставки" В.Якунина в 2013 г. В понедельник представитель УВЗ также сказал "Интерфаксу", что в компании нет сведений о возможном назначении О.Сиенко главой РЖД.

Тогда же, в 2013 году, активно обсуждалась и фигура А.Мишарина: это было неизбежно вне зависимости от его реальных намерений, так как загадочные авторы "правительственной рассылки" именно первого зама "назначили" главой РЖД. Второй в иерархии РЖД пост (наряду с другим коренным железнодорожником Вадимом Морозовым) А.Мишарин занимает и по сей день.

Впрочем, вовсе не обязательно, что новым начальником РЖД станет кто-то из действующих топ-менеджеров, рассуждает источник "Интерфакса" в отрасли: сильные кандидаты есть и за пределами монополии. Гипотетически среди фигур масштаба, адекватного задачам руководителя РЖД, можно назвать бывшего главу Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ, ныне руководителя "Трансойла" (владельцы - Геннадий Тимченко, Искандер Махмудов, Андрей Бокарев, Андрей Филатов) Игоря Ромашова, железнодорожника Сергея Мальцева (президент Globaltrans), есть и другие серьезные "величины", говорит собеседник агентства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.08.2015