16-03-15 / 2015
Новости отрасли
ОБОБЩЕНИЕ: "Грузовые" вагоностроители ждут госгарантий, "пассажирские" - заказов

Ситуацию в сфере транспортного машиностроения в понедельник в Тихвине (Ленинградская область) обсудил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Накал в отрасли настолько велик, что совещание не ограничилось каким-то одним сегментом. Производители грузовых вагонов ждут госгарантий по кредитам, те, кто выпускает пассажирский подвижной состав - дополнительных заказов.

ЧУВСТВО ЛЕГКОГО ДИССОНАНСА

Информация о планах предприятия, на котором состоялась встреча, впрочем, рождала некоторый диссонанс с тем, что происходит в целом в транспортном машиностроении. В 2015 г. ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ, Ленинградская обл.) планирует увеличить выпуск подвижного состава почти на 45%. "В 2013 г. было произведено 3,921 тыс. вагонов, в 2014 г. - 9,812 тыс., на 2015 г. запланировано 14,102 тыс.", - сообщило незадолго до начала совещания министерство промышленности и торговли РФ. Предприятие, входящее в состав "Объединенной вагонной компании" группы "ИСТ", производит подвижной состав на базе тележки Barber, в том числе повышенной грузоподъемности (25 тонн на ось).

На заводе работает 6,5 тыс. человек. Памятуя о непростой экономической ситуации, работники предприятия поинтересовались у Д.Медведева, будет ли у них возможность продолжить работу. Премьер заверил, что им беспокоиться не стоит. "Все будет нормально. Будете работать. Рынок будет. Конечно, сейчас не идеальный период. Но не сомневайтесь, никто ничего закрывать не будет", - пообещал премьер.

Общая же ситуацию в "грузовом" сегменте не столь оптимистична. Ее хорошо характеризует февральское сообщение Объединения вагоностроителей (ОВС), в состав которого входят крупнейшие производители. По его данным, в январе предприятия отрасли были загружены не более чем на 25%. При этом "Рузаевский завод химического машиностроения" (актив RM-Rail Олега Дерипаски), Брянский машиностроительный завод (БМЗ, входит в "Трансмашхолдинг" (MOEX: TRMH)), Барнаульский вагоноремонтный завод и Орский вагонный завод не изготовили и не реализовали вообще ни одного вагона.

Почти половина всех изготовленных в январе в РФ вагонов приходилось как раз на подвижной состав с повышенной грузоподъемностью (25 тонн на ось), отмечало ОВС. Производство такого подвижного состава сейчас осуществляется на ТВСЗ, ОАО "Уралвагонзавод" (MOEX: UVZD), ОАО "Алтайвагон" (MOEX: ALVG) (входит в "Сибирский деловой союз"), Новокузнецком вагоностроительном и Новозыбковском машиностроительном заводах. В целом в январе выпуск грузовых вагонов сократился на 60%, до 1,8 тыс. шт.

НЕ ЛЕГКО И "УСПЕШНЫМ"

Впрочем, экономическая ситуация затрудняет и работу "успешных" предприятий. "Снижение курса национальной валюты, повышение ставки рефинансирования Банком России, связанное с внешним давлением уменьшение возможностей по привлечению средств из-за рубежа приводят к ухудшению условий кредитования отрасли, а также существенному росту стоимости сырья и ресурсов, необходимых для производства сложной машиностроительной продукции", - констатировало в январе другое отраслевое партнерство - Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ).

В частности, в течение декабря-января ОПЖТ фиксирует увеличение стоимости закупаемых материалов в среднем на 10% (по некоторой продукции - до 35%). Текущие же кредитные ставки для предприятий транспортного машиностроения находятся на уровне 25-30%, при этом некоторые банки (в том числе с государственным участием) отказываются от кредитования даже на таких условиях.

Те же настроения звучали и в выступлениях представителей бизнеса на совещании в понедельник. Например, генеральный директор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко, возглавляющий ОВС, предложил правительству предоставить основным компаниям транспортного машиностроения дополнительные государственные гарантии для реструктуризации кредитов. "Мне кажется, необходимо было бы рассмотреть предоставление дополнительных госгарантий для реструктуризации кредитов производителей ж/д техники, потому что у каждого из нас подошли уже сроки отдачи этих кредитов. Я говорю, по крайней мере, об основных производителях - их, наверное, основная пятерка: это УВЗ, "Тихвин", "Промтрактор" (MOEX: PRTA) (входит в "Тракторные заводы" - ИФ), "Рузаевка" ("Рузхиммаш" (MOEX: RUHM) группы RM-Rail Олега Дерипаски - ИФ) и "Алтай" (ОАО "Алтайвагон" "Сибирского делового союза" - ИФ)", - сказал топ-менеджер.

На совещании О.Сиенко также пожаловался, что в связи с резким повышением цен на металлы стоимость продукции производителей железнодорожной техники сильно возрастет. "В 2015 г. металлурги в один месяц подняли стоимость металла от 30 до 60%. Помимо того, что вообще спроса не было, мы сейчас столкнулись еще и с этой проблемой. И сейчас видим, что в ближайшей перспективе рост стоимости продукции, и без того не востребованной на рынке, подойдет к такой черте, когда невозможно будет это все покупать", - подчеркнул на встрече глава УВЗ.

ПОМОЧЬ МАТЕРИАЛЬНО

На повестке вагоностроителей - и тема материального стимулирования закупок подвижного состава. В основном, правда, речь вновь шла об "инновационных" вагонах с повышенной грузоподъемностью. В частности, правительство РФ может рассмотреть вопрос о закупках железнодорожными операторами "инновационного" подвижного состава в 2015 г. с использованием механизма проектного финансирования. Соответствующая стимулирующая мера содержится в проекте протокола к совещанию, с которым удалось ознакомиться "Интерфаксу".

Проектное финансирование предполагает, что источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые инвестиционным проектом. В декабре замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов говорил, что в 2015 г. РФ рассчитывает запустить программу государственной поддержки инвестиционных проектов на принципах проектного финансирования. "(Она - ИФ) предполагает поступление проектов от банков, имеющих опыт, проектные офисы и, в общем-то, умеющих структурировать эти проекты", - отмечал замминистра.

Описывая суть инициативы, Н.Подгузов говорил, что подготовленные проекты должны поступать в Минэкономразвития для рассмотрения на межведомственной комиссии (МВК) с участием Минтранса и Минпромторга. МВК рассмотрит, насколько эти проекты соотносятся с основными направлениями деятельности правительства и не залезают в кредитную структуру. Одобрение будет означать льготное финансирование в Центральном банке "по ставке минус 1,5 процентного пункта, а также предоставление частичной государственной гарантии в 25%". "Если программа заработает, то стоимость ресурсов для конечного заемщика на 3 года должна быть не выше, чем "ставка ЦБ + 1%", - добавлял замминистра, отмечая, что такой инструмент позволит обеспечить "сравнительно дешевый (финансовый - ИФ) ресурс в текущих условиях".

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ

В качестве еще одной меры по стимулированию ж/д операторов к покупкам "инновационных" вагонов в проекте протокола значатся единовременные субсидии, в том числе - на компенсацию части затрат для уплаты процентов по кредитам или лизинговым платежам, привлеченных на приобретение нового подвижного состава при условии списания старого. Предполагается, что Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг проработают этот вопрос в те же сроки, что и по проектному финансированию.

Если эти идеи найдут поддержку правительства, Минпромторг и Минфин при формировании очередного трехлетнего федерального бюджета должны будут предусмотреть на 2016-2018 гг. в рамках государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" не менее 2,2 млрд руб. ежегодно для стимулирования спроса на вагоны повышенной грузоподъемности. Средства в этом случае, как и сейчас, пойдут на возмещение потерь российских лизинговых компаний при предоставлении скидки покупателям такого подвижного состава или самим ж/д операторам на компенсацию части затрат для уплаты процентов по соответствующим кредитам российских банков.

Министерство промышленности и торговли РФ заложило на 2015 г. 2,35 млрд руб. компенсаций для их покупателей и лизинговых компаний, напомнил на совещании глава ведомства Денис Мантуров, подчеркнув, что в 2014 г. эта мера позволила "демпфировать" падение производства. По оценке Минпромторга, в 2015 г. будет реализовано около 18 тыс. "улучшенных" грузовых вагонов.

Министр также добавил, что в 2015-2016 гг. предусматривается и субсидия на завершение проектов по модернизации. "В этом году у нас сумма чуть меньше - порядка 1,2 млрд руб. Мы также рассчитываем на сохранение средств в 2016 г., чтобы компании смогли завершить свои проекты", - отметил Д.Мантуров.

УТИЛЬ БЕРЕМ

Мерой поддержки для производителей "инновационных" вагонов могут стать повышенные тарифы на транспортировку порожних полувагонов, срок службы которых выходит за пределы назначенного изготовителем. "Мы предлагаем ввести повышенный коэффициент - 1,48 на порожний пробег для универсальных вагонов, эксплуатирующихся за пределами назначенного срока службы", - сказал в этой связи на совещании Д.Мантуров. Министерство рассчитывает, что эта мера стимулирует операторов избавляться от старых вагонов и поможет поднять объемы продаж новых вагонов до минимальной загрузки машиностроительных предприятий.

В проекте протокола, с которым ознакомился "Интерфакс", отмечается, что для "сохранения профессиональных компетенций" в РФ, по мнению Минпромторга и Минтранса, нужно выпускать не менее 30-40 тыс. грузовых вагонов в год.

Министерству промышленности и торговли при этом в документе предлагается отразить в долгосрочной Стратегии развития транспортного машиностроения в РФ перечень и необходимые объемы производства ж/д продукции в 2015-2017 гг. в увязке с оценкой ее профицита или дефицита на рынке и возможностями вагоностроительных предприятий (с разбивкой по моделям). Эта работа должна быть проведена совместно с федеральными органами власти и организациями.

Кроме того, в стратегии предлагается отразить критерии выбора вагоностроительных площадок, которым будет оказываться поддержка спроса на продукцию. Также Минпромторг должен будет представить предложения о том, как задействовать высвобождаемые мощности в смежных сферах с учетом сохранения основных компетенций производителей, а также как стимулировать экспорт отечественных вагонов и ограничить их импорт.

Фигурировала в проекте протокола и еще одна жесткая ограничительная мера - полный запрет на продление срока службы вагонов. Для этого соответствующие предложения должны быть внесены в Евразийскую экономическую комиссию. Фактически требуются изменения в технический регламент Таможенного союза, предусматривающие "запрет на продление назначенного изготовителем срока службы подвижного состава и его комплектующих".

ДАЕШЬ ЗАКАЗЫ

Проблемы с заказами - и у производителей пассажирских вагонов. На них указывал на совещании совладелец группы "Трансмашхолдинг" (ТМХ) Андрей Бокарев. По его словам, правда, в сотрудничестве с Минпромторгом компании удается обеспечивать загрузку предприятий и минимизировать сокращения, например, на ОАО "Тверской вагоностроительный завод" (MOEX: TVAG) (ТВЗ). "Те цифры, которые у нас были на 2015-2016 гг. по увольнениям - более 2 тыс. человек - уже сейчас точно составляют не более 800, и мы надеемся еще уменьшить этот показатель", - сказал он, комментируя поручение Д.Медведева выделить ТВЗ из антикризисного фонда 2 млрд руб.

По словам А.Бокарева, ряд решений, позволяющих избежать сокращения рабочих в ТМХ, холдинг нашел совместно с министерством промышленности и торговли РФ. На совещании, обращаясь к главе правительства, Д.Мантуров отметил, что для поддержки спроса на пассажирские вагоны в РФ ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) подтвердило внутреннее перераспределение средств в сумме 3,5 млрд руб.

"Мы обсуждаем активно с РЖД, чтобы в рамках их инвестиционной программы был пересмотрен заказ Луганскому машиностроительному заводу (ПАО "Лугансктепловоз", Украина - ИФ), на котором достаточно много проблем по разным причинам существует", - сказал А.Бокарев, пояснив, что речь идет о том, чтобы "перераспределить 3,5 млрд руб. на ТВЗ". "Министерство обороны РФ (также - ИФ) подтверждает выделение 1 млрд руб. на закупку еще 30 вагонов. В итоге недостающая цифра составляет 2 млрд руб.", - добавил на совещании Д.Мантуров.

В проекте содержится формулировка, что к 30 апреля Минфин, Минпромторг и Минтранс должны будут представить предложения о бюджетных ассигнованиях из антикризисного фонда правительства в 2015 г. в размере 3,5 млрд руб. на "целевое фондирование российских лизинговых организаций, предоставляющих в лизинг пассажирский железнодорожный подвижной состав российского производства на льготных условиях".

СТИМУЛИРОВАТЬ ИНВЕСТОРА

Внес А.Бокарев и концептуальные предложения, в частности, идею "на бессрочной основе" закрепить в федеральном законе о регулярных пассажирских перевозках нулевую ставку НДС, в том числе в пригородном сообщении. Также, по его словам, необходимо "рассмотреть возможность установления льготного коэффициента 0,01 на услуги инфраструктуры на долгосрочной основе" и "предусмотреть финансирование субъектов РФ в рамках адресной поддержки по пригородным перевозкам". "Если все это в ближайшее время будет сделано, мы считаем, что у пассажирского движения есть определенное будущее: частный бизнес пойдет в операторские компании, которые в первую очередь будут заниматься пригородным сообщением", - сказал он.

Ранее эти меры поддержки обсуждались после массовой отмены электричек в начале 2015 г. С 2011 г. пригородные ж/д перевозки в РФ осуществляются по новой схеме: регионы формируют региональный заказ на транспортное обслуживание населения на основе экономически обоснованных расчетов, данные для которых предоставляют регионам локальные перевозчики. Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и реальными затратами пригородных пассажирских компаний (ППК) субъекты РФ должны возмещать из местного бюджета.

При этом, чтобы снизить финансовую нагрузку на регионы, правительство РФ приняло решение почти полностью оплачивать за них РЖД стоимость инфраструктурных услуг. Первоначально на эти цели в федеральном бюджете закладывалось по 25 млрд руб., но к 2016 г. ведомства рассчитывали свести к нулю объем компенсаций, постепенно переложив оплату этой части расходов ППК на субъекты РФ. Однако в итоге "переходный период" растянулся до 2015 г.: все эти годы федеральный бюджет выделял "Российским железным дорогам" по 25 млрд руб., а пригородные компании платили только 1% от суммы инфраструктурных услуг монополии (это и соответствует коэффициенту 0,01).

На 2015 г. правительство, сохранив объем компенсаций РЖД из федерального бюджета на уровне 25 млрд руб., сократило с 99% до 75% размер инфраструктурной скидки для ППК, что увеличило финансовую нагрузку на регионы. Возврат 99%-ного дисконта был оценен в 8,8 млрд руб. Кроме того, как заявлял начальник департамента управления бизнес-блока "Пассажирские перевозки" РЖД Геннадий Верховых, 6,5 млрд руб. может дать пригородным пассажирским компаниям обнуление ставки НДС (в дополнение к предусмотренному правительственным антикризисным планом снижению с 18% до 10%).

С учетом 25 млрд руб. субсидий монополии из федерального бюджета и 8,3 млрд руб. зарезервированных региональных возмещений пригородным перевозчикам это позволяло бы обеспечить сбалансированность их бюджета в 2015 г., говорил он. Министр транспорта РФ Максим Соколов также отмечал, что в качестве дополнительной меры поддержки пригородного пассажирского комплекса прорабатывается вопрос об увеличении на 2,1 млрд руб. федеральных субсидий на компенсацию регионам расходов за проезд льготников в электричках.

В начале марта Д.Медведев подписал постановление, возвращающее на уровень 99% инфраструктурные льготы для пригородных ж/д компаний. 8,8 млрд руб. будут выделены из антикризисного фонда, отмечал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Что касается НДС, то, по словам чиновника, правительство "завершает дискуссию по поводу того, какая должна быть ставка - 10% или 0%". "Отраслевой блок считает, что 0%, у министерства финансов есть опасения на эту тему. В зависимости от этого решения будет определена оставшаяся сумма, которую необходимо выделить из федерального бюджета на поддержку самых проблемных регионов, а таких, скорее всего, будет порядка 10-12 ", - говорил А.Дворкович.

По словам А.Бокарева, соответствующие предложения уже подготовлены и внесены в РЖД, которое направит их правительству и президенту РФ. Бизнесмен является совладельцем крупнейшего в РФ оператора электричек - ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", а также ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.03.2015