26-03-18 / 2018
Новости отрасли
ОБОБЩЕНИЕ: Globaltrans едет по накатанной

Представленная группой Globaltrans отчетность и сопутствовавшие ей заявления менеджмента мало отличались от тех, что были полгода назад. На фоне стабилизации ставок в сегменте полувагонов и более-менее стабильной ситуации на рынке нефтяных перевозок чистая прибыль и свободный денежный поток оператора остаются высокими. Но от масштабных инвестиций группа по-прежнему воздерживается, и при низком уровне долга менеджмент предпочитает направлять существенную часть free cash flow на дивиденды, второй раз за год рекомендуя акционерам "специальные" выплаты в дополнение к промежуточным и годовым. В 2018 г. инвестиционное поведение компании остается осторожным, а ситуация с дивидендами может повториться вновь.

ПОЛУВАГОНЫ РОСТА

В целом представленные группой финансовые результаты по МСФО оказались ожидаемо позитивными. По чистой прибыли они лишь немного разошлись с консенсусом "Интерфакса". В 2017 г. этот показатель (до вычета долей миноритариев) вырос в 2,26 раза, до 13,8 млрд руб. при прогнозе аналитиков на уровне 13,6 млрд руб. (рост в 2,23 раза). Выручка Globaltrans в 2017 г. увеличилась на 12%, до 78,1 млрд руб., скорректированный показатель - на 18%, до 52,1 млрд руб. Скорректированная EBITDA выросла на 46%, до 25,8 млрд руб., рентабельность по ней - до 50%.

Все это - даже несмотря на снизившийся на 2% грузооборот холдинга (с учетом привлеченного парка). Общие операционные денежные затраты сократились на 1% "за счет управления парком" и "контроля затрат". Коэффициент порожнего пробега по полувагонам снизился с 38% до 37% при общем сокращении (по всем типам вагонов) с 48% до 45%. Средняя стоимость груженой отправки выросла на 20%, до 34,79 тыс. руб., на фоне восстановления в сегменте полувагонов. Их среднее количество на один вагон в 2017 г. выросло на 2%, в то время как среднее расстояние перевозки не изменилось. Операционная прибыль увеличилась на 86%, до 20,2 млрд руб.

При этом показатели в сегменте полувагонов уже не первый год оказались лучше, чем в "нефтяном". Перевозки навалочных грузов - металлургических (включая черные металлы, металлолом и железную руду) увеличились на 6%, угля (в том числе коксующегося) - на 4%. В сегменте полувагонов сохранялся высокий спрос: рост грузооборота в РФ в целом составил 6%, перевозки увеличились на 3%. В сегменте же "нефтеналива" объемы перевозок незначительно сократились - на 3% на фоне снижения количества цистерн в оперировании при относительно стабильных ставках.

Свободный денежный поток группы на этом фоне в 2017 г. вырос на 92%, до 17 млрд руб. (приходящийся на акционеров - в 2,14 раза, до 15,5 млрд руб.) за счет его значительного увеличения от основной деятельности. Одновременно соотношение чистого долга к скорректированной EBITDA снизилось с 0,7 до 0,4, хотя чистый долг сократился всего на 1%, до 11,4 млрд руб. (100% обязательств выражено в валюте дохода компании - рублях).

НАКОПЛЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Между тем, в инвестициях группа остается консервативной, предпочитая "точечные вложения в проекты, соответствующие строгим инвестиционным критериям" и "изучение возможностей для дальнейшего роста бизнеса, включая различные привлекательные нишевые проекты" (говоря словами генерального директора Globaltrans Валерия Шпакова). В 2017 г. компания приобрела 1,3 тыс. единиц подвижного состава, частично компенсируя подвижной состав, выбывающий в связи со списаниями по сроку службы.

"У нас в связи со списанием в год выходит (из эксплуатации - ИФ) 200-300 вагонов, которые нам достались от сервисных контрактов, когда мы их заключали, и мы восполняем (этот объем - ИФ). Это основная цель", - уточнил глава холдинга. В основном речь идет о полувагонах. Что касается "нишевых проектов", то группа концентрирует внимание на рынке танк-контейнеров, купив их в прошлом году 556 штук. При этом среднее количество вагонов в управлении в 2017 г., вообще, снизилось на 3%, в связи с "плановым сокращением количества арендованных цистерн".

В этих условиях совет директоров Globaltrans предложил выплатить по итогам 2017 года не только годовые дивиденды в сумме 4,2 млрд руб., или 23,25 руб. на акцию (что соответствует дивидендной политике и составляет 50% от свободного денежного потока, приходящегося на акционеров, за II полугодие), но и специальные дивиденды на 3,9 млрд руб., или по 21,60 руб. на акцию - "для поддержания эффективной структуры капитала". "Рекомендованная общая выплата акционерам, таким образом, составляет 8 млрд руб., или 44,85 руб. на акцию", - отмечает железнодорожный холдинг.

Аналогичным образом группа поступила и полгода назад. Промежуточные дивиденды по итогам I полугодия 2017 г. были утверждены в размере 3,6 млрд руб. (по 20,16 руб. на акцию) - в соответствии с тем же принципом дивидендной политики. Кроме того, была одобрена выплата специальных дивидендов на 4,4 млрд руб. (по 24,64 руб. на акцию) - в связи с "умеренным уровнем капитальных затрат на фоне значительного денежного потока (в I полугодии - ИФ)" и тем же "желанием оптимизировать структуру капитала группы, сделав имеющуюся долговую нагрузку более эффективной".

"Одобрение специальных промежуточных дивидендов соответствует приоритетному принципу, согласно которому компания распределяет денежные средства, которые не используются или не требуются для расширения бизнеса, при условии сохранения долговой нагрузки на консервативном уровне", - отмечала тогда группа. При этом финансовый директор компании Аленсандр Шенец заявлял, что после промежуточных Globaltrans видит предпосылки для дивидендов и по итогам всего 2017 г.

"Суммарные выплаты по итогам 2017 г. - включая выплаченные в сентябре промежуточные и специальные дивиденды, а также рекомендованные годовые и специальные дивиденды - составят 16 млрд руб., или 89,65 руб. на акцию. Это превышает 100% приходящегося на акционеров свободного денежного потока по итогам 2017 г.", - заявил в понедельник председатель совета директоров Globaltrans Михаэл Зампелас. "Мы по-прежнему намерены придерживаться дисциплинированного подхода к распределению капитала и продолжим возвращать акционерам в виде специальных дивидендов избыточный капитал, который не требуется в бизнесе, при условии сохранения сильного баланса", - добавил он при этом.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Заявления топ-менеджеров, сделанные на телефонной конференции в понедельник, оказались очень похожими на августовские. Говоря о вероятности промежуточных дивидендов по итогам I полугодия 2018 г., А.Шенец допустил их выплату при сохранении текущей инвестиционной активности и стабильном свободном денежном потоке на фоне роста рынка. "Год начался достаточно хорошо: за январь-февраль грузооборот на сети вырос на 5%. У Globaltrans тоже дела обстоят хорошо. Поэтому отвечу так: у нас есть дивидендная политика, мы планируем выплачивать не менее 50% от free cash flow, если долговая нагрузка ниже 1 (соотношение чистого долга и скорректированной EBITDA - ИФ)", - сказал А.Шенец.

"Если долговая нагрузка у нас находится сильно ниже 1, например 0,4, которые были у нас на конец года, то мы можем рекомендовать совету директоров выплачивать специальные дивиденды, чтобы отрегулировать структуру капитала. И, в принципе, как мы говорили и раньше, будем раз в полгода тестировать структуру капитала и принимать соответствующие решения", - добавил топ-менеджер.

Предпосылки для дополнительных выплат сохраняются. Про масштабные вложения представители компании говорят осторожно. В.Шпаков в понедельник хоть и сказал, что в перспективе 3-5 лет Globaltrans хотел бы увеличить объемы бизнеса, но они будут в рамках все той же строгой инвестиционной модели. "Все зависит от предложения и тех критериев, которые мы для себя выработали. Мы в своей стратегии выбираем конъюнктурный рост и прибыльное расширение бизнеса. Реализация это стратегии позволила нам уверенно пройти экономические и рыночные циклы. (Она - ИФ) остается, мы видим для (нее - ИФ) большой потенциал", - сказал он.

В 2018 г. Globaltrans допускает покупку до 1,5 тыс. вагонов, изучая возможности "выборочных инвестиций в зависимости от спроса". При этом А.Шенец уточнил, что обозначенный объем приобретения подвижного состава - "это не догма", а "некий ориентир". "Если мы видим привлекательные возможности, то будем их использовать", - сказал он. По словам В.Шпакова, эти инвестиции так же будут связаны с обновлением парка, списание которых оценивается в пределах 300 штук.

Примерно до 1 тыс. из 1,5 тыс. придется на полувагоны (приоритет будет отдаваться вторичному рынку, но возможны и покупки нового подвижного состава этого типа), отметил А.Шенец, остальная часть - на танк-контейнеры и платформы для их перевозки. "У нас есть мысли еще про один нишевый не гигантский проект", - добавил он, но уточнять, о чем идет речь, не стал. Всего на эти цели в текущем году, по словам топ-менеджера, компания планирует направить 3-4 млрд руб. С учетом инфляционного влияния несколько вырастут затраты на обслуживание подвижного состава Globaltrans - с 3 млрд руб. в 2017 г. примерно до 3,5 млрд руб.

При этом, оценивая перспективы, группа ожидает сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры по полувагонам - "в зависимости от общеэкономической ситуации и баланса предложения и спроса". В сегменте нефтепродуктов и нефти она, по мнению компании, скорее всего, останется неблагоприятной. Хотя, как отметил В.Шпаков, "продолжающее чистое выбытие парка - примерно 8 тыс. цистерн - оказывает поддерживающие влияние на рынок".

Globaltrans специализируется на ж/д перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. По состоянию на конец 2017 г. в парке группы было около 67 тыс. вагонов единиц (в основном - полувагоны и цистерны; около 92% находится в собственности). Основателям компании - Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву - 11,2%, бывшему главе совета директоров Александру Елисееву - 6,3%. Free float - 59,4% (включая 5%, которыми владеет инвестиционный фонд BlackRock, а также 4,5% акций, переданных директором по стратегии Globaltrans, советником главы ОАО "Российские железные дороги" Сергеем Мальцевым в неконтролируемый траст).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.03.2018