27-11-14 / 2014
Новости отрасли
ОБОБЩЕНИЕ: Финплан РЖД: почти без открытий

Правительство РФ в четверг рассмотрело финансовый план ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) на 2015 год и перспективу до 2017 год. Принципиально новой оказалась только цифра инвестиционной программы. Остальные решения, информация о которых была озвучена официально, оказались в той или иной степени ожидаемой: грузовые тарифы вырастут на 10%, при этом РЖД получат 30 млрд руб. субсидий, зарплаты в компании заморожены не будут, резервы для заимствований исчерпаны. Не до конца проясненным при этом остался вопрос о том, как монополия покроет отрицательные курсовые разницы на фоне роста валютных котировок.

CAPEX "ВЫРОС ЗА НОЧЬ"

Объем инвестиционной программы компании на 2015 г., официально озвученный премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в своем коротком вступительном слове, оказался несколько неожиданным с учетом заявлений, сделанных накануне президентом РЖД Владимиром Якуниным. В среду вечером он озвучил цифру "396 млрд руб. с лишним". На таком уровне (396,8 млрд руб.), согласно одному из вариантов проекта финансового плана (с ним ознакомился "Интерфакс"), был установлен CAPEX с учетом выделения государством 7 млрд руб. на строительство обхода Украины на границе Воронежской и Ростовской областей. Субсидии на проект заложены в федеральном бюджете на 2015 г. Без этих денег инвестпрограмма оценивалась в 389,8 млрд руб. В таком размере в конце октября ее утвердил совет директоров компании.

Между тем, Д.Медведев, открывая заседание правительства, заявил, что объем вложений РЖД в 2015 г. превысит 400 млрд руб. Министр транспорта РФ Максим Соколов на брифинге по итогам заседания уточнил, что речь идет о цифре "414 млрд руб." (414,1 млрд руб.). Более половины инвестиционной программы будет сформировано за счет государственной поддержки, уточнил Д.Медведев.

Основные инвестиции, согласно проекту финплана, предполагается направить на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, обновление подвижного состава, обеспечение безопасности перевозок (включая поддержание путей), развитие московского транспортного узла, строительство подходов к порту Усть-Луга в Ленинградской области и линии Тобольск-Сургут-Коротчаево на Урале. Внятных объяснений, на какие именно проекты пойдут дополнительные объемы средств, на брифинге, однако, дано не было. В.Якунин лишь скупо описал источники для осуществления новых вложений. "Мы произвели внутреннее перераспределение, с одной стороны, сократили расходы, с другой стороны, и вот эти деньги были найдены за счет именно внутренних ресурсов", - сказал он.

Д.Медведев отметил, что основной акцент будет сделан именно на развитии инфраструктуры, поскольку это важно как с точки зрения развития российской экономики, так и экспортного потенциала, в том числе ориентированного на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас инфраструктурные ограничения, по словам премьера, в настоящее время остаются в числе основных проблем РФ. "От того, насколько конкурентоспособными и надежными будут наши железнодорожные перевозки, напрямую зависит успешность отдельных компаний, да и, по сути, уровень жизни миллионов людей, особенно тех, что живут в отдаленных регионах. Поэтому даже в достаточно жестких финансовых и бюджетных условиях мы продолжаем вкладывать в транспортные проекты серьезные средства", - подчеркнул Д.Медведев.

АКЦЕНТЫ ИНВЕСТПРОГРАММЫ

"Нужно учитывать, что заниматься реализацией этих масштабных проектов приходится не в самой простой обстановке, в том числе из-за искусственных ограничений доступа на рынки капитала для российских компаний и банков. Мы эти трудности понимаем, поэтому приняли непростое решение проиндексировать в следующем году на 10% грузовые железнодорожные тарифы, а также в качестве субсидии для поддержки финансовой стабильности компании из федерального бюджета выделено 30 млрд руб.", - отметил при этом глава правительства.

Новостью это, правда, не стало. Президент РФ Владимир Путин еще летом поручал правительству обсудить индексацию грузовых ж/д тарифов в 2015 г. в пределах 10%, хотя ранее предполагалось повысить на 6%. Такое решение было принято после обращения В.Якунина к главе государства. В нем глава РЖД заявил, что при утвержденной индексации на 6% в 2015 г. "компенсировать возникшие провалы (бюджета от замораживания тарифов в 2014 г. - ИФ) будет нереалистично".

Старший вице-президент монополии Вадим Михайлов до этого заявлял, что считает справедливой индексацию тарифов на перевозки грузов по железной дороге в 2015 г. на уровне 14-16%. Это позволило бы компенсировать эффект от неиндексации тарифа в 2014 г., уточнял он. Грузоотправители и операторы были против этой идеи, однако на финальное решение это не повлияло.

Каплей бальзама на душу клиентам РЖД стало лишь заявление главы правительства о том, что бесконечно развиваться за счет государственных субсидий монополия не должна. Компании необходимо повышать эффективность своей деятельности, а также сокращать издержки при закупках, подчеркнул он. При этом В.Якунин сообщил, что министерству финансов РФ не удалось добиться дальнейшей заморозки роста заработной платы в монополии. "Нас в этом отношении поддержал (вице-премьер РФ - ИФ) Аркадий Дворкович и председатель правительства, потому что, образно говоря, одну и ту же овцу дважды не стригут", - сказал он.

ВАЛЮТНЫЕ РИСКИ

"Конечно, мы не застрахованы от макроэкономических негативных последствий, связанных с возможным ростом курса доллара, но при умеренно оптимистическом прогнозе работа "Российских железных дорог" и их финансовый план будут стабильны, и (компания - ИФ) выйдет на безубыточный показатель", - отметил на брифинге М.Соколов. Как сообщалось ранее, проект финплана на 2015 г. РЖД сверстали со среднегодовым курсом доллара на уровне 37,7 руб., евро - 51,2 руб., что существенно ниже текущих котировок (проект датирован началом ноября; официальной информации о корректировке этих цифр нет).

С учетом курсовых разниц и процентов по кредитам чистый рост кредитного портфеля в 2015 г. РЖД оценивали в 12,8 млрд руб. Долг по кредитам увеличится до 761,5 млрд руб. вместо ранее ожидавшихся 705,1 млрд руб. В 2014 г., в соответствии с уточненными ожиданиями компании, тело долга вырастет на 91,9 млрд руб. вместо ранее планировавшихся 58,5 млрд руб., кредитный портфель с учетом курсовых разниц - на 132,6 млрд руб. вместо 65,8 млрд руб., долг по кредитам - со 616,1 млрд руб. до 748,7 млрд руб.

В.Якунин, однако, дал понять, что не видит существенных валютных рисков РЖД в 2015 г. "У нас единственная сфера, в которой расчеты осуществляются в швейцарских франках - это международные пассажирские перевозки. Их доля в объеме работы и соответственно в бюджете компании не важна. Что касается валютных заимствований, то на курсе рубля "угорели" все компании, хотя мы в этом отношении, может быть, являемся менее пострадавшими, потому что у нас всегда было хеджирование рисков. Конечно, мы испытываем это давление, испытываем соответствующие потери, но никакого кризиса в этом вопросе у нас нет", - заявил он.

"В бюджете (компании - ИФ) в соответствии с финансовым планом заложено 50 млрд руб. на следующий год выплаты по кредитам, и эта сумма составляет примерно половину той 10%-ной индексации, которой также пришлось добиваться и допустить по грузовым перевозкам на следующий год", - добавил М.Соколов.

Замглавы департамента корпоративных финансов монополии Павел Ильичев, комментируя возможные валютные риски, заявил "Интерфаксу", что как государственная компания РЖД всегда берет за основу те показатели, которые дает министерство экономического развития РФ. "Если Минэкономразвития не считает нужным менять прогноз, то мы, соответственно, ориентируемся на них и, к сожалению, воспринимаем это просто как риск. Если сейчас будет обновление прогнозов со стороны министерства экономического развития РФ, будет обновление у нас", - отметил он, добавив, что в ходе предзащиты финансового плана компании на совете директоров "говорилось, что есть такие риски". "Абсолютные значения вторичны. Что заложены старые курсы - это риск, но на сам финплан, и на оценку изменения курсов не имеет прямого (влияния - ИФ)", - добавил он.

ЗАЙМОВ БОЛЬШЕ НЕТ

Зашла тема на брифинге и о возможностях заимствований в нынешних политических условиях на азиатских рынках. "Можно выходить на азиатские рынки, но у нас ковенанты уже достигли таких размеров, что мы (делать займы - ИФ) сегодня серьезно не планируем, как это было практически ежегодно", - сказал на брифинге В.Якунин, хотя и подчеркнул, что ранее монополия лучше других компаний размещалась на зарубежных рынках, чем заслужили доверие инвесторов. "Но мы не можем переходить тот рубеж, за которым теряется устойчивость компании", - добавил глава РЖД.

Ответ, в принципе, был ожидаемым. М.Соколов также напомнил, что в 2015 г. РЖД "достигнут пределов фактически кредитных займов с показателями (чистого - ИФ) долга к EBITDA в 2,6". Эти ожидания монополия прописывала и в проекте финплана. Чтобы не наращивать долговую нагрузку в 2015 г., финансовый план монополии сверстан исходя из нулевого чистого изменения кредитного портфеля. Причем погашаемые в 2015 г. обязательства общим объемом порядка 100 млрд руб. должны быть замещены долгосрочными инфраструктурными облигациями, а также рыночными заимствованиями.

С этим, правда, как заявил в четверг "Интерфаксу" П.Ильичев, по-прежнему проблема, что может отразиться на объеме инвестпрограммы. "Если эти проблемы (с выкупом инфраструктурных бондов - ИФ) будут решены каким-то образом - там есть сейчас несколько вариантов, то тогда все в порядке. Если не будут решены - тогда мы будем обсуждать возможность сокращения инвестпрограммы, потому что у нас нет источников", - сказал менеджер.

М.Соколов отметил, что азиатские рынки капитала в той или иной степени все равно привязаны к доллару. "И сегодняшний объем валютного заимствования - порядка 7 млрд руб., он достаточен и с точки зрения планов компании, и с точки зрения соотношения долг/EBITDA. Поэтому я думаю, говорить о валютных заимствованиях в сегодняшней экономической ситуации нецелесообразно", - сказал чиновник.

П.Ильичев также напомнил "Интерфаксу", что выход на международные рынки в финансовом плане 2015 года не заложен. "Если они будут открыты, и все наладится с точки зрения политики, в первую очередь, то мы будем рассматривать какие-то варианты", - допустил он, уточнив, что это не произойдет раньше марта.

Более того, по его мнению, надежды на азиатские рынки капитала не оправданны. "К сожалению, (их - ИФ) значение пока несколько переоценено: они полноценной замены международному рынку в его привычном понимании не дают. Последнее размещение ОАО "Газпром" (MOEX: GAZP) в очередной раз показало, что более 70% портфеля было представлено заявками из Великобритании, США и Европы", - отметил менеджер. Он напомнил, что представители РЖД встречались с азиатскими инвесторами. "Пока большого спроса из Азии на российский риск не видно. Есть спрос на российские товары, в первую очередь связанный с нефтью газом металлами, углем и так далее, и банки готовы финансировать компании, которые поставляют туда что-либо физическое", - сказал он.

При этом П.Ильичев напомнил, что первые крупные платежи в валюте предстоят монополии в 2017 г. "У РЖД в этом плане уникальная ситуация, мы в последние 3-4 года постепенно рефинансировали весь портфель длинными обязательствами, поэтому у нас нет риска рефинансирования или погашения долгов в валюте на ближайшие 2 года. Мы максимально готовы к тому, что рынки капитала будут недоступны для российских заемщиков", - заключил менеджер. В.Якунин при этом выразил надежду, что доживет до такого времени, когда западные финансовые институты "будут упрашивать, чтобы РЖД с ними восстановили работу".

Как сообщалось ранее, проект финплана предполагает рост погрузки в 2015 г. на 1,1% (до 1,2283 млрд тонн) при ее сокращении на 1,8% в 2014 г., грузооборота - на 1,4% (до 2,9795 трлн тонно-километров), пассажирооборота - на 0,6% (до 126,5 млрд пассажиро-километров; в том числе в дальнем следовании - на 0,9%, до 93,8 млрд пассажиро-километров).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс27.11.2014