18-09-14 / 2014
Новости отрасли
ОБОБЩЕНИЕ: Бюджет хрупкой эпохи

Высокие цены на нефть и достигнутая благодаря им макроэкономическая стабильность приучили российские министерства не скромничать с запросами на финансирование программ, поэтому бюджетные расходы из года в год росли без особой корреляции с ростом экономики. Однако в период, когда экономика практически перестала расти и к тому же оказалась в беспрецедентно суровом внешнем окружении, стабильность перестала быть деталью пейзажа, которая была, есть и в будущем никуда не денется. Теперь за нее приходится бороться.

FRAGILE!

Финансово-экономический блок правительства в последние месяцы получил несколько ощутимых ударов по своему авторитету, а один из них - заморозка накопительной пенсионной системы - можно смело считать нокдауном. Однако в последние дни ситуация несколько изменилась. Характерно, что, открывая заседание правительства, которое в четверг рассматривало и утвердило трехлетний бюджет и макропрогноз, премьер Дмитрий Медведев произнес фразу, под которой подпишется любой чиновник Минфина.

"Главная задача при формировании бюджета была - сбалансировать его основные параметры, сохранив макроэкономическую стабильность и выполнив все социальные обязательства. Мы к макроэкономической стабильности за последние годы привыкли и перестали ее замечать и ценить, а это хрупкая вещь, нам необходимо постоянно это иметь в виду", - сказал премьер, обращаясь к кабинету министров.

Дмитрий Медведев отметил, что в целом макроэкономические параметры, которые закладываются в основу бюджета 2015-2017 годов, существенно отличаются от тех, которые определили бюджет 2014-2016 годов. "Прогноз учитывает ряд неблагоприятных факторов: ограничение доступа к финансовым ресурсам, к поставкам высокотехнологичного оборудования, замедление темпов экономического роста, сокращение инвестиционного и потребительского спроса, инфляцию, сохраняющийся отток капитала", - сказал он. По словам премьера, главная проблема - высокая степень неопределенности относительно того, насколько быстро будет восстанавливаться доверие, интерес бизнеса к инвестированию, как будет расти потребительский рынок, какие шаги будут предпринимать партнеры РФ.

Основная статья расходов бюджета - по-прежнему соцподдержка и оказание услуг в здравоохранении, образовании, культуре. На эти цели пойдет 57% расходов федерального и региональных бюджетов. На выплату пенсий, субсидий, пособий и компенсаций в федеральном бюджете на три года предусмотрено более 2,5 трлн рублей.

Премьер подтвердил незыблемость бюджетного правила, причем не только на следующий год. "На ближайшие годы мы сохраняем бюджетное правило, которое в настоящее время позволяет контролировать увеличение бюджетных расходов, а также обеспечивает нашей бюджетной системе необходимый запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть", - сказал он.

ПРОДАВАТЬ ПО-СТАРОМУ

К теме макроэкономической стабильности отсылает и дискуссия по налогу с продаж, введение которого обсуждалось как способ помочь регионам пополнить свои бюджеты. Решая проблемы Москвы, Петербурга и еще нескольких регионов с развитым ритейлом, налог с продаж одновременно усиливал инфляционные риски. Возможно, свою роль в дискуссии сыграл инфляционный всплеск после введения Россией продовольственных санкций: на этом фоне придавать ценам дополнительный стимул к росту означало бы сделать задачу сдерживания инфляции малореализуемой. В итоге решение, которое еще совсем недавно казалось "почти принятым", не прошло.

Проект бюджета на 2015-2017 годы не учитывает введения налога с продаж, заявил министр финансов Антон Силуанов по итогам заседания правительства. Таким образом, правительство решило отказаться от введения этого налога в 2015 году.

"Налог с продаж мы не рассматривали в качестве инструмента повышения налоговых доходов субъектов РФ. Мы решили пойти другим путем - финансово серьезно помогли Москве и Московской области на решение транспортных проблем", - сказал он.

В федеральном бюджете предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований для поддержки Москвы в объеме 32 млрд рублей, 45 млрд рублей и 45 млрд рублей в 2015-2017 годах соответственно, а также учтено 18 млрд рублей для поддержки Московской области, и еще дополнительные средства будут изысканы в ходе перераспределения средств программы развития транспортной системы.

Антикризисный резерв в рамках федерального бюджета на 2015 год запланирован в размере 190 млрд рублей. Порядка 100 млрд рублей будет передано в резерв за счет средств, сэкономленных на трансферте в ПФР в результате продления "заморозки" пенсионных накоплений на 2015 год.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ДЕНЬГИ

Финальную стадию бюджетного процесса в этом году украсил железнодорожный сюжет. В минувшую пятницу глава ОАО "РЖД" (MOEX: RZHD) Владимир Якунин направил премьер-министру письмо с просьбой проиндексировать тариф в 2015 году не на 7,2% (таким был на тот момент официальный прогноз по инфляции на 2014 год), а на 10%, и выделить субсидию в размере 45 млрд рублей. В противном случае РЖД ждут убытки и сокращения, писал топ-менеджер.

Еще во вторник вечером Минэкономразвития склонно было удовлетворить запрос РЖД максимум на треть (плюс маленькая помощь от растущей инфляции - пересмотренный прогноз на год и, соответственно, индексация тарифа не на 7,2%, а на 7,5%).

"По нашему расчету, при индексации на 7,5% субсидия дополнительная РЖД требуется, кроме той, что учтена в бюджетных проектировках, но в значительно меньшем объеме - миллиардов 10-15, а не 45", - говорил Алексей Улюкаев.

Буквально за сутки Минэкономразвития удалось склонить к компромиссу. На заседании правительства Алексей Улюкаев назвал уже другую цифру, которая оказалась ровно посередине изначальных позиций сторон.

"Мы обсуждали подробно этот вопрос с компанией РЖД, с заинтересованными ведомствами и нашли возможность дополнительного субсидирования компании в размере 30 млрд рублей, которое, с нашей точки зрения, при проведении необходимых оптимизационных мероприятий в части текущих расходов компании позволяют эту проблему решать", - заявил он.

Но и это еще не конец истории. Точка в вопросе о размере индексации тарифа не поставлена. "По индексации тарифов РЖД решение еще не принято, Минэкономразвития предлагало индексировать в 2015 году на 7,5%, обсуждается возможность индексации на 10%. Решение планируем принять до конца недели", - сказал Антон Силуанов на брифинге после заседания правительства.

ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТА

Основная новация бюджета, по словам министра финансов, - существенное перераспределение расходов при сохранении социально значимых статей. "Мы добавляем новые позиции, такие как финансирование программ Крыма и Севастополя, дополнительные ассигнования на Дальний Восток, Московский транспортный узел и ряд других", - сказал он, отметив, что для этого была проведена оптимизация бюджета - ряд вопросов исключен из расходов, "были проведены и общие сокращения на стадии подготовки проекта бюджета". "Обошлись без повышения налогов", - констатировал при этом министр.

В 2015 году дефицит федерального бюджета планируется в размере 430,836 млрд рублей, или 0,6% ВВП. Доходы составят 15 трлн 82 млрд рублей, расходы - 15 трлн 513 млрд рублей. Параметры 2015 года рассчитаны, исходя из объема ВВП 77,484 трлн рублей (рост на 1,2%), уровня инфляции - не выше 5,5%, курса доллара - 37,7 рубля. Верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2016 года составит 7 трлн 423,701 млрд рублей, внешнего - $64,0 млрд, или 49,2 млрд евро.

В 2016 и 2017 годах дефицит бюджета составит 477,7 млрд рублей и 544,4 млрд рублей соответственно, или по 0,6% ВВП. Доходы бюджета в 2016 году ожидаются на уровне 15 трлн 725,621 млрд рублей, в 2017 году - 16 трлн 439 млрд рублей; расходы - 16 трлн 203,348 млрд рублей и 16 трлн 983,364 млрд рублей соответственно. Верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2017 года составит 7 трлн 939,847 млрд рублей, на 1 января 2018 года - 8 трлн 789,829 млрд рублей; внешнего долга - $71,5 млрд, или 55,0 млрд евро, и $77,0 млрд, или 59,2 млрд евро.

В 2016 и 2017 годах ВВП ожидается на уровне 83,182 трлн рублей и 90,051 трлн рублей соответственно (рост на 2,3% и на 3%), инфляция - не выше 4,5% и 4,0% соответственно.

Нормативная величина Резервного фонда установлена в сумме 5 трлн 423,88 млрд рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2016 года составляет 7 трлн 423,701 млрд рублей. Верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2016 года - $64,0 млрд, или 49,2 млрд евро.

Объем федерального дорожного фонда на 2015 год запланирован в размере 635,3 млрд рублей с учетом передачи трансферта в региональные фонды на сумму 91,2 млрд рублей.

В 2016 году объем фонда составит 619,3 млрд рублей. В региональные фонды планируется из этой суммы направить 69,3 млрд рублей. В 2017 году его объем возрастет до 702,3 млрд рублей, в региональные фонды будет направлено 145 млрд рублей.

На формирование антикризисного резерва в 2015 году планируется направить 64 млрд рублей за счет средств, сэкономленных в бюджете РФ на трансферте в Пенсионный фонд России в результате продления моратория на накопительную пенсию.

Расходы на ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года" в 2015 году планируются в размере 372,96 млрд рублей. Еще одна крупная статья дополнительных расходов, возникшая на фоне введения Россией ограничения на импорт продовольствия, - господдержка сельхозтоваропроизводителей в размере 20 млрд рублей.

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс18.09.2014