18-05-21 / 2021
Новости отрасли
Обновление продолжается

20 лет назад началась реформа железнодорожного транспорта

Сегодня исполняется 20 лет с начала реформы железнодорожного транспорта. Правительство России 18 мая 2001 года утвердило постановление № 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте", которое ставило целью разделение функций Министерства путей сообщения (МПС) на хозяйственные и регулирующие, а также создание монопольного и конкурентного сектора в железнодорожных перевозках. За время реформы отрасль превратилась из монолитного министерства советского типа в рыночную структуру, состоящую из множества участников и ориентированную на потребности клиента – пассажира и грузоотправителя. Ход реформы был разделен на три этапа – с 2001 по 2002 год (подготовка законодательной базы, создание грузовых компаний-операторов и конкурентного рынка в сфере перевозок), с 2003 по 2005 год (создание ОАО "РЖД" и акционерных обществ в его составе на базе имущества МПС), с 2006 по 2010 год (привлечение инвестиций путем продажи акций дочерних обществ ОАО "РЖД").

"Большинство из тех пунктов, которые были в документах о реформировании МПС, выполнены, – отметил генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров на традиционном еженедельном совещании с руководством компании в понедельник. – К примеру, одним из первых поручений было решение вопроса об урегулировании кредиторской задолженности МПС различным компаниям. Прошло всего 20 лет, а мы уже так далеко ушли от тех и многих других проблем, на решение которых и была направлена реформа. Мы с благодарностью относимся к тем, кто готовил эту реформу и ее реализовывал. Мы до сих пор пользуемся тем потенциалом, который они заложили".

Целью реформы было превращение МПС в открытое акционерное общество, поскольку унитарное предприятие не могло привлечь частных инвестиций. ОАО "РЖД" было создано 1 октября 2003 года, а ликвидационный баланс МПС был подписан 21 сентября 2004 года.

К монопольному сектору по постановлению № 384 относились инфраструктура железнодорожного транспорта (железнодорожные пути и путевое хозяйство, системы и устройства электроснабжения, сигнализации и связи, локомотивное хозяйство, станции), услуги, оказываемые предприятиями и организациями инфраструктуры железнодорожного транспорта, технические и информационные системы железнодорожного транспорта, в том числе обеспечивающие управление движением поездов.

К конкурентному сектору – доставка грузов и пассажиров, услуги, оказываемые грузовыми и пассажирскими компаниями, а также весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг.

Перспективной целью стало создание по различным видам бизнеса дочерних компаний ОАО "РЖД" для продажи их пакетов акций для финансирования развития инфраструктуры.

В августе 2004 года ОАО "РЖД" рассмотрело вопрос о концепции создания дочерних обществ. Первым уже в 2005 году начало хозяйственную деятельность дочернее общество по производству средств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЭЛТЭЗА).

В апреле 2005-го созданы две первые пригородные железнодорожные компании на Московской и Свердловской железных дорогах.

К 2010 году, к сроку, на который и была рассчитана реформа, структура ОАО "РЖД" как холдинга уже сформировалась. Удалось договориться о компенсации потерь из бюджета при пассажирских перевозках. Это позволило создать Федеральную пассажирскую компанию и уйти от перекрестного субсидирования, что являлось одной из важнейших целей реформы. В секторе пригородных перевозок появились 22 пригородные пассажирские компании. Парк грузовых вагонов был разделен на Первую и Вторую грузовые компании. Выделены "Рефсервис", "ТрансКонтейнер" и другие специализированные операторы.

В апреле 2010 года совет директоров ОАО "РЖД" одобрил продажу единым лотом небольших компаний или различных пакетов акций 18 ДЗО.

В крупных "дочках" контроль частным владельцам передавался постепенно.

В октябре 2011 года на аукционе за 125,5 млрд руб. был продан пакет 75% минус две акции Первой грузовой компании. Постепенно к концу 2017 года ОАО "РЖД" вышло из капитала Центральной пригородной пассажирской компании, которая по объему перевозит больше половины пассажиров страны в пригородном сообщении. Так же постепенно был продан "ТрансКонтейнер".

В 2019 и 2020 годах ОАО "РЖД" продало вагоноремонтные компании – ВРК-2 и ВРК-3.

На данный момент в составе холдинга "РЖД" находится 86 ДЗО. В начале 2019 года была принята Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД" до 2025 года (ДПР-2025). В ней содержится перечень тех ДЗО, которые планируется сохранить в контуре холдинга на этот период. Всего их 59. Однако в документе указывается, что список не относится к "РЖДстрою", ТрансТелеКому, Вагонной ремонтной компании – 2, Вагонной ремонтной компании – 3 и пригородным пассажирским компаниям. К данному моменту две вагоноремонтные компании уже проданы. ОАО "РЖД" рассматривает возможность продажи остальных ДЗО, которые не входят в этот список.

Несомненным плюсом реформы стало то, что удалось привлечь огромные частные инвестиции в подвижной состав. Операторы высказывают оценки, что за 20 лет эта сумма составляет порядка триллиона рублей. Пока не решен вопрос, за небольшими исключениями, о привлечении таких средств в новую инфраструктуру, на которую не распространяются ограничения по инвестициям. Однако это показывает, что финансовая система ОАО "РЖД" выстроена так, что работает не в простой бизнес-логике, а в интересах всей экономики и государства.

Поэтому реформирование необходимо продолжать, изыскивая различные возможности и финансовые инструменты, создавая под них законодательную базу. В частности, это касается таких инвестиционных инструментов, как ship-or-pay и take-or-pay, которые позволяют прогнозировать перевозки и под эти обязательства развивать инфраструктуру.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.05.2021