18-05-19 / 2019
Новости отрасли
Обменялись уколами

Министерство и менеджмент железной дороги разошлись во взглядах.

В Латвии назрел конфликт между руководством государственного железнодорожного концерна Латвии Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога, LDz, ЛЖД) и курирующим компанию Министерством сообщения республики, выступающим также представителем единственного акционера LDz – правительства страны. В ответ на выражение недоверия со стороны главы ведомства Талиса Линкайтса руководство ЛЖД попросило Генпрокуратуру Латвии оценить возможную деятельность министра в интересах частных предприятий отрасли.

Началось все с того, что Министерство сообщений Латвии выразило недоверие трем из четырех членов правления Latvijas dzelzcels – президенту Эдвину Берзиньшу и вице-президентам Айвису Сурманису и Айварсу Страксу. Такое решение предполагает возможную отставку топ-менеджеров. Основная претензия ведомства – непрозрачная политика компании и отсутствие активных действий на железнодорожном рынке. Талис Линкайтс назвал некоторые финансовые операции компании, включая маркетинговые и рекламные контракты на несколько миллионов евро, сомнительными. По его мнению, эти возможные искажения грозят серьезными последствиями не только для самого предприятия, но и для государства в целом.

Согласно данным Минсообщений, транспортное ведомство также располагает информацией о якобы коррупционных сделках железнодорожного предприятия, которую уже направило в Бюро по предупреждению и борьбе с коррупцией для расследования. Однако самостоятельно министр освободить от должности членов совета директоров ЛЖД не может.

"Причин для отстранения топ-менеджеров много. Среди них не только недостаточно прозрачная деятельность компании, в том числе закупочная, но и слабая реакция на изменения железнодорожного рынка. На ближайшем заседании совета ЛЖД будет принято решение об отстранении их от должности, а также о назначении временного совета. Но произойдет это не ранее 20 мая", – отметил господин Линкайтс.

Он также сообщил "Гудку", что в состав временного совета войдет действующий вице-президент ЛЖД Эрикс Шмунст, а остальные члены будут выбраны из профессиональной среды. Затем в течение полугода министерство подготовит и проведет конкурс для выбора нового менеджера ЛЖД среди международных специалистов. От кандидатов транспортное ведомство ожидает сокращения расходной части и энергичного привлечения дополнительных клиентов как в грузовые, так и в пассажирские перевозки.

Между тем президент ЛЖД Эдвин Берзиньш считает обвинения необоснованными. В течение 100 дней работы нового правительства министр сообщений Латвии, по его словам, не встречался с руководством компании для обсуждения стратегии ее развития.

"Нынешние шаги по управлению отраслью могут указывать на подготовку почвы для приватизации ЛЖД или любой из ее дочерних компаний, – считает Берзиньш. – Это может угрожать успешному развитию промышленности и всей экономики".

Он также добавил, что железнодорожное предприятие зарекомендовало себя как надежный партнер на международных рынках и такие заявления и действия министра оказывают влияние на репутацию компании в стране и за ее пределами. Следствием может стать снижение объемов перевозимых грузов, конкурентоспособности компании и государства на региональном и глобальном рынках.

В то же время Эдвин Берзиньш и Айварс Стракшас предприняли ответный ход в споре с министром, направив заявление с просьбой оценить возможную деятельность Талиса Линкайтса на посту главы Минсообщений в интересах частных предприятий отрасли, в частности АО "Baltijas ekspresis" (BE, перевезла в 2018 году 8 млн тонн грузов – порядка 16% от общего объема погрузки на сети LDz) – частного железнодорожного перевозчика, в основном компания занимается транзитными грузоперевозками через порт Вентспилс, учредителями предприятия выступили стивидорные компании-резиденты этого порта, одной из которой – АО "Ventbunkers" – принадлежит контроль в BE (62,79% акций). Отметим, руководство Baltijas ekspresis поддержало решение господина Линкайтса о выражении недоверия членам правления ЛЖД. В официальном пресс-релизе частного перевозчика отмечается, что железнодорожная администрация уже два года не реагирует на просьбу BE предоставить возможность организации доставки грузов "от двери до двери" с пересечением государственной границы, исключая при этом обязательное сейчас участие LDz Cargo (дочернее предприятие ЛЖД) как брокера. Baltijas ekspresis считает цены грузовой "дочки" LDz "непропорциональными и необоснованно высокими".

В то же время, по мнению топ-менеджмента Латвийской железной дороги, министерство пытается добиться падения капитализации дороги и ее последующей приватизации. Письмо направлено в Генеральную прокуратуру Латвии, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, в комиссию сейма по национальной безопасности, а также премьер-министру Кришьянису Кариньшу и в Государственную канцелярию страны.

Как говорится в письме, "оценивая доступную информацию и предпринятые министром действия, руководство LDz считает, что происходит сознательное преуменьшение стоимости предприятия с целью добиться его приватизации". Руководители компании обращают внимание правоохранительных органов на систематическое несоблюдение установок, определенных Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), для управления государственными капитальными обществами, что выражается в давлении на совет LDz и игнорировании его при принятии решений, а также исключении совета из процесса общения с руководством железнодорожной администрации.

"Публичное распространение утверждений о возможном участии предприятия и его руководства в коррупционных сделках оставляет негативное впечатление не только на предприятии, которое к тому же очень важно для народного хозяйства страны, но и на репутации всего государства в целом. Эти необоснованные сообщения, даже если они основаны на сознательно недостоверной информации, представленной министру сообщения третьей стороной, влияют на кредитоспособность LDz и условия финансовых обязательств, они разрушают отношения с партнерами и клиентами", – отмечает господин Берзиньш.

Компания просчитывает возможные риски, связанные с заявлениями министра. По мнению руководства LDz, ставятся под угрозу имеющиеся и потенциальные кредитные договоры с банками, а в результате недоверия банков возникают как риск невыплаты заработной платы, так и угрозы для реализации проектов, финансируемых железнодорожной сетью и Европейским союзом.

"Кроме того, может снизиться число зарубежных клиентов, что вызовет резкую потерю объема грузов, а это, в свою очередь, негативно повлияет не только на финансовые показатели предприятия, но и на развитие народного хозяйства страны в целом", – говорится в обращении топ-менеджеров ЛЖД.

После публикации этого письма Агентство приватизации Латвии (АП, правительственная структура, занимающаяся вопросами перехода госимущества в частный сектор) направило руководству LDz требования отозвать заявление о подготовке железнодорожного концерна к приватизации.

"Эдвин Берзиньш вводит общество в заблуждение. Согласно закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" ряд крупных предприятий, имеющих государственное значение для Латвии, включая Latvijas dzelzcels, приватизировать нельзя", – констатировал представитель АП Гунтис Карклиньш.

Стоит отметить, что Талис Линкайтс уже пояснял "Гудку", что мировой опыт приватизации железных дорог ни к чему хорошему не приводит, поэтому ведомство такой вариант не рассматривает. "Гудок" будет следить за дальнейшим развитием событий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152018.05.2019