24-09-21 / 2021
Новости отрасли
Обеспечить ритмичность обработки грузов можно только путем совершенствования законодательства

Основная цель ассоциации "Промжелдортранс" – не только защита интересов ее членов, но и сохранение стабильной работы железнодорожного транспорта необщего пользования в целом. Ассоциация всегда уделяла и уделяет особое внимание взаимодействию с клиентами и урегулированию конфликтных ситуаций. К сожалению, в последнее время появляется информация о негативных оценках работы ППЖТ со стороны металлургических предприятий – крупных грузоотправителей. В частности, высказывалось мнение, что причина потери металлургических грузов железной дорогой – в неэффективной работе ППЖТ, которые якобы не могут обеспечить нужную скорость и надежность доставки, а также завышают стоимость услуг. В связи с этим прозвучало предложение перейти на работу через грузовые дворы ОАО "РЖД", минуя зону ответственности ППЖТ.

Ассоциация "Промжелдортранс" в конструктивном взаимодействии с ассоциацией "Русская сталь" проанализировала деятельность всех ППЖТ, работающих с металлургами. В результате было установлено, что не было ни одного официального обращения по проблемам, касающимся обслуживания подъездного пути. Все возникающие вопросы решались конструктивно в оперативном порядке, не повлияли на увеличение оборота вагона на подъездных путях и не привели к срыву графика погрузки своих клиентов.

Тем не менее нельзя отрицать, что проблемные ситуации могут возникать. В основном они связаны с нарушением ритмичности работы со стороны ОАО "РЖД". Нехватка маневровой и поездной локомотивной тяги РЖД на станции примыкания, недостаток сотрудников, случаи технической неисправности – все это приводит загруженности станции и несвоевременной подаче-уборке вагонов.

Другой причиной нарушения ритмичности обработки грузов на путях необщего пользования часто оказывается несоблюдение нормативных сроков со стороны грузоотправителей и грузополучателей, определенных договорными отношениями между ними и ППЖТ. Например, поставки готовой продукции могут быть неритмичны. Случается сгущенное прибытие по 10-20 вагонов с последующим интервалом 10-15 дней. При имеющемся фронте выгрузки она по очевидным причинам затягивается.

Также необходимо отметить, что ППЖТ обладают достаточным парком технически исправных локомотивов для поддержания ритмичности работы грузоотправителей и ОАО "РЖД", зачастую имеют и собственные базы для обслуживания и ремонта локомотивов, что позволяет оперативно решать вопросы технического обслуживания.

По нашему мнению, обеспечить ритмичность обработки грузов может только повышение эффективности взаимодействия всех участников перевозочного процесса грузового узла в единой экосистеме. Это именно то, чем сейчас активно занимается ассоциация "Промжелдортранс" совместно с ЦФТО ОАО "РЖД" в рамках рабочей группы.

Решить многие задачи можно только путем совершенствования законодательства, это относится и к описанной выше проблеме.

По мнению ассоциации, одним из способов повышения мотивации ОАО "РЖД" и улучшения ритмичности работы транспорта необщего пользования является формирование логичной и объективной формулировки ст.100 ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ". В настоящей редакции ст. 100 № 18-ФЗ учтена только ответственность перевозчика за задержку подачи/уборки вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в том случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.

Но при этом не учтена ситуация, когда подача/уборка вагонов осуществляется через пути необщего пользования иного собственника и локомотивом этого собственника. При этом часто возникают ситуации сверхнормативного простоя вагонов на путях необщего пользования по вине перевозчика. В этом случае владелец необщего пользования несет непроизводственные затраты, снижается ритмичность работы и емкость железнодорожных путей необщего пользования. Ко всему прочему появляется риск штрафных санкций со стороны грузоотправителей и собственников подвижного состава за простой вагонов.

Ассоциация предлагает к рассмотрению свой вариант ст. 100 № 18-ФЗ, в котором будут учтены интересы грузополучателей/грузоотправителей в случае их обслуживания локомотивом, перевозчика, интересы владельцев ППЖТ в случае обслуживания их локомотивами грузополучателей/грузоотправителей.

Интересы самих грузополучателей/грузоотправителей перед владельцами путей необщего пользования должны быть учтены в условиях договора, заключаемого в соответствии со ст. 60 ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и учитывающие местные локальные условия и особенности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер24.09.2021