11-01-13 / 2013
Новости отрасли
Об основных тенденциях, характеризующих грузовую работу СЖД в 2012г рассказывает начальник Северного ТЦФТО Андрей Сидоров

Продукция вывозится

- Андрей Николаевич, каковы основные итоги грузовой работы магистрали за 11 месяцев 2012 года и как изменились структура погрузки и направления перевозок по сравнению с прошлогодними показателями?

- В текущем году на Северной железной дороге предъявляемые к перевозке грузы вывозятся в полном объеме. При этом уровень погрузки в январе - ноябре соответствует уровню аналогичного периода прошлого года. В то же время произошли некоторые изменения в структуре перевозок. Так, увеличились доли грузов первого и второго тарифных классов - за счет роста погрузки каменного угля (+0,7%), строительных грузов (+9,1%), промышленного сырья (+12,3%), руды цветной (+28%), а также нефтепродуктов (+2,2%), химических и минеральных удобрений (+14,1%). Доля грузов третьего класса сократилась, что обусловлено снижением предъявления к перевозке черных металлов Череповецким металлургическим комбинатом ОАО "Северсталь", которое началось в II квартале.

В общем объеме перевезенных за 11 месяцев грузов на экспорт отправлено 27,1%, что на 3,6% больше, чем годом ранее. В частности, рост наблюдается по каменному углю (ОАО "Воркутауголь" заключило новый контракт на поставки угольного концентрата в Финляндию), нефти и нефтепродуктам (ООО "Енисей" увеличило предъявление нефтепродуктов назначением в Нидерланды), химическим и минеральным удобрениям (заключены новые контракты на поставки в Эквадор, Вьетнам, Колумбию, Китай) и лесным грузам (увеличились отправки лесосырья в Финляндию).

В свою очередь, географию поставок на внутренний рынок предопределили изменения в структуре отгрузок таких номенклатур, как строительные грузы (выросли поставки в адрес МЖД) и цветная руда (в адрес СвЖД).

- Какие существуют планы по наращиванию грузовой базы в регионе обслуживания СЖД?

- В перспективе в районе тяготения Северной железной дороги намечена реализация ряда крупных инвестиционных проектов, что повлечет за собой как развитие промышленного потенциала регионов, так и увеличение предъявления грузов к перевозке железнодорожным транспортом. К примеру, в среднесрочной перспективе планируется осуществление отгрузок газового конденсата и нефти сырой с нефтегазовых месторождений полуострова Ямал, разрабатываемых ОАО "Газпром". Ожидается, что на первоначальном этапе объем отправления грузов составит около 3 млн т в год с последующим увеличением до 6 млн т. Кроме того, ОАО "НЛМК" планирует начать разработку третьего шахтного поля Усинского угольного месторождения (Усинский-3), расположенного на севере Республики Коми. Ввод шахты в эксплуатацию предполагается осуществить в 2016 году, а выход на проектную мощность, которая составит около 4,5 млн т в год, - в 2018-м.

Решать проблемы вместе

- Как Вы оцениваете эффективность взаимодействия дороги с другими участниками перевозочного процесса в рамках координационных советов?

- Проводимые на протяжении года на Северной железной дороге координационные советы получили общее признание. Все стороны, принимающие участие в подобных совещаниях, отмечают положительный эффект в решении вопросов, связанных с перевозкой как грузов, так и пассажиров. В условиях недостаточности нормативной базы совместно с грузоотправителями и операторами подвижного состава удалось найти конструктивные технологические решения для повышения эффективности перевозочного процесса. Однако разногласия и разнополярность взглядов и подходов к управлению парками собственных вагонов остаются.

- Как Вы оцениваете работу парка ВСП в течение 2012 года?

- Она признана удовлетворительной. Организация погрузки в привлеченные полувагоны позволила ликвидировать локальный дефицит универсального подвижного состава. Парком ВСП полностью закрыта потребность в транспортировке социально значимых грузов (уголь, строительные и лесные грузы), а также в перевозках грузов малых и средних грузоотправителей в одиночных вагонах и небольшими группами вагонов. То есть речь идет либо о тех сегментах отправок, которые не имеют устойчивых логистических схем, либо о направлениях, непривлекательных для собственников подвижного состава, а именно низкодоходных и социальных - в адрес предприятий ЖКХ, энергетики, Минобороны.

Северным ТЦФТО в 2012 году было заключено 108 договоров с грузоотправителями на предоставление парка ВСП. За период с февраля по октябрь на СЖД было погружено 81,8 тыс. привлеченных вагонов, что составляет 25% от общего объема грузов, перевозимых в полувагонах. Вместе с тем не всеми грузовладельцами вагоны парка ВСП используются эффективно. Медленная погрузка или выгрузка на подъездных путях необщего пользования не позволяет сократить время оборота вагона и предоставить его под следующую операцию.

Отдельно стоит сказать об организации местной работы и синхронизации объемов погрузки с возможностями инфраструктуры как общего, так и необщего пользования. Объем погрузки и параметры развоза местного груза должны соответствовать имеющимся выгрузочным мощностям. За счет совершенствования технологии местной работы, в том числе организации подачи-уборки вагонов под грузовые операции в фиксированные периоды времени, в 2013 году необходимо получить уровень выгрузки за первую половину суток не менее 50% (сейчас этот показатель составляет 34%).

Для этого развоз местного груза за первую половину суток должен быть не менее 60%, а передачи - не ниже 70%. Выполнение этих задач возможно только при тесном взаимодействии с дирекциями управления движением и тяги на основе перехода к сбалансированному сквозному планированию показателей и ресурсов участников перевозочного процесса.

- Какие еще меры позволяют поднять уровень взаимодействия с бизнес-партнерами?

- Для повышения качества обслуживания клиентов за каждым грузоотправителем закреплен персональный менеджер Северного ТЦФТО, который осуществляет адресную работу с предприятием. Регулярно проводится мониторинг удовлетворенности клиентов. Информация о возникших затруднениях в организации перевозки грузов незамедлительно передается в подразделения ТЦФТО и причастные дирекции. Решение вопроса контролируется персональным менеджером. Эффективность проведения данной работы подтверждается сведением к минимуму количества острых ситуаций и недовольства со стороны клиентов. В разы снизилось количество претензий, поступающих от грузоотправителей и грузополучателей в адрес как СЖД, так и региональных властей.

В 2012 году специалистами Северного ТЦФТО проведено исследование по оценке удовлетворенности пользователей услуг железнодорожного транспорта по системе "чистого индекса поддержки", по результатам которого разработан комплекс мероприятий по устранению указанных грузоотправителями недостатков и повышению лояльности клиентов к ОАО "РЖД". Опыт, полученный персональными менеджерами на уровне ТЦФТО, в 2013 году будет использован для создания института менеджеров по работе с клиентами на уровне линейного агентства фирменного транспортного обслуживания на всем полигоне Северной железной дороги. В перспективе часть агентов системы ФТО будет полностью освобождена от оформления перевозочных документов и вовлечена в процесс обслуживания клиентов по принципу "персональный менеджер".

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер10.01.13В интересах клиентов