21-12-12 / 2012
Новости отрасли
Об основных принципах инвестиционной политики ОАО "РЖД" на предстоящий год рассказал первый вице-президент РЖД Вадим Морозов

Об основных принципах инвестиционной политики ОАО "РЖД" на предстоящий год, ключевых направлениях взаимодействия компании с государственными органами власти, а также о значении произошедших в последнее время изменений в области корпоративного управления холдинга мы попросили рассказать первого вице-президента ОАО "РЖД" Вадима Морозова.

Ориентир на качество

- Вадим Николаевич, какие тенденции на рынке грузовых перевозок оказали в 2012 году наибольшее влияние на объемы и структуру погрузки, а также эффективность перевозочного процесса в целом?

- Прежде всего я назвал бы создание парка ВСП. Наиболее значимое влияние его работа оказала на рынок железнодорожных перевозок в части регулирования и сдерживания цен на услуги операторов универсального подвижного состава, поскольку стоимость парка ВСП явилась своего рода ориентиром для прочих собственников.

Положительным результатом стало снижение доли транспортных затрат в себестоимости продукции. В масштабах страны это означает создание крепкой основы для здорового экономического развития государства в целом.

Улучшена ситуация с обеспечением вагонным парком малых и средних грузоотправителей, которые до этого из-за необоснованного роста цен на предоставление приватного подвижного состава были поставлены практически на грань выживания. Также модель привлечения вагонов перевозчиком оказала положительное влияние на доставку социально значимых грузов. Кроме того, серьезно снизилась напряженность с вывозом низкорентабельных грузов, что улучшило положение в целом ряде отраслей народного хозяйства, в том числе в лесном и строительном секторах. Таким образом, ОАО "РЖД" получило дополнительные рычаги для повышения технологической эффективности управления перевозкой грузов в целом, а государство смогло обеспечить контроль за ситуацией на рынке грузовых перевозок.

С учетом накопленного опыта можно с уверенностью прогнозировать рост потребности в парке привлеченных полувагонов, особенно в период отопительного сезона для нужд предприятий ЖКХ и в адрес российских электростанций.

- В какой срок планируется утвердить проект Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП)?

- В соответствии с планом действий по доработке документа проведение ряда мероприятий предусмотрено уже в этом году. В частности, при участии Министерства транспорта планируется внести изменения в нормативно-правовые акты, которые направлены на выполнение положений единого технологического процесса. Также предстоит согласовать основные принципы новой технологии с крупными операторами. Уже в декабре 2012 года итоговая редакция ЕСТП должна быть представлена на утверждение руководству ОАО "РЖД".

Инвестиционные приоритеты

- Недавно стало известно об увеличении инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" на 2012 год. За счет чего удалось этого добиться и в пользу каких проектов будут распределены дополнительные средства?

- Первоначально утвержденный на заседании совета директоров инвестиционный бюджет ОАО "РЖД" на 2012 год составлял 428,4 млрд рублей. По итогам работы компании за I полугодие текущего года, благодаря проведению комплекса мер по снижению издержек и увеличению эффективности деятельности, а также в связи с дополнительным внесением в уставный капитал ОАО "РЖД" денежных средств на финансирование олимпийского объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством второго сплошного железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое" и выделением из средств федерального бюджета субсидий на организацию защиты железнодорожной инфраструктуры на направлении Москва - Санкт-Петербург от актов незаконного вмешательства инвестиционный бюджет ОАО "РЖД" на 2012 год был увеличен на 63,8 млрд рублей и составил, таким образом, 492,2 млрд рублей.

В то же время надо сказать, что внутренние резервы компании в части увеличения объема бюджета практически исчерпаны, и в настоящее время мы подошли к той границе размера финансового долга, которую нельзя переходить, поскольку это несет за собой весьма значительные риски.

При распределении дополнительного объема инвестиционных затрат в приоритетном порядке учитывались обязательства ОАО "РЖД" по реализации проектов, связанных с выполнением поручений правительства. К таким проектам, помимо уже названного олимпийского объекта, относятся также "Развитие инфраструктуры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр в 2014 году в Сочи" и "Организация интермодальных пассажирских перевозок на участке от железнодорожной станции Казань до международного аэропорта Казань". На их реализацию направлено дополнительно около 9 млрд рублей.

Корректировка коснулась и планов по обновлению тягового подвижного состава. При увеличении лимита затрат на 17,7 млрд рублей план приобретения локомотивов составил 532 единицы. В свою очередь, на реконструкцию железнодорожного пути мы направили дополнительно 6,6 млрд рублей.

Кроме того, в соответствии с решением совета директоров ОАО "РЖД", по результатам эксклюзивных переговоров с автомобильным концерном PSA Peugeot Citroen подписан договор купли-продажи на приобретение контрольного пакета (75%) акций французской компании GEFCO S.A., которая является ведущим европейским поставщиком интегрированных логистических услуг уровня 3PL/4PL для транснациональных промышленных корпораций, многие из которых активно работают и на российском рынке.

Исполнение бюджета с учетом корректировки ожидается в полном объеме. Общая стоимость ввода основных фондов в 2012 году составит около 370 млрд рублей.

- Каковы приоритеты инвестиционной политики компании на 2013-2015 гг.?

- В среднесрочной перспективе, как и прежде, основной упор будет сделан на проектах, связанных с обеспечением безопасности перевозочного процесса, обновлением железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.

Приходится констатировать, что наблюдается высокий уровень износа основных фондов компании, который при текущих параметрах инвестиционного бюджета сохранится. Основную часть инвестиционных средств в рамках модернизации железнодорожной инфраструктуры планируется направить на обновление устройств автоматики и телемеханики и внедрение двусторонней автоблокировки, замену оборудования и устройств электроснабжения, а также реконструкцию железнодорожного пути. Всего же в 2013 году всеми видами ремонта будет отремонтировано 10 тыс. км.

На реконструкцию железнодорожного пути объем средств мы планируем сохранить на уровне текущего года, а вот на обновление тягового подвижного состава - значительно увеличить: в 2013 г. будет закуплено 770 локомотивов, а в 2014 и 2015 гг. - по 700.

В целях поддержания существующей железнодорожной инфраструктуры запланированы работы по обновлению мостов и тоннелей, контактной сети, автоблокировки и других железнодорожных объектов, уровень износа которых находится на грани допустимых значений. Именно эти параметры озвучены на совещаниях в Минтрансе и правительстве России при рассмотрении инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2013-2015 гг.

На долгосрочный период были заложены следующие основные принципы финансирования:

- обновление основных фондов компании - на уровне амортизационных отчислений;

- коммерчески эффективных проектов - на уровне объема заемных средств;

- коммерчески неэффективных проектов - на уровне объема государственной поддержки.

Однако в настоящее время мы не можем в полной мере следовать данным принципам, так как в условиях ограниченности собственных ресурсов, недостаточных объемов государственной поддержки и экономически необоснованной тарифной политики нам приходится из собственных средств, за счет амортизационных отчислений, частично финансировать инфраструктурные проекты, в том числе реализуемые по поручению правительства.

В партнерстве с государством

- Насколько конструктивно в настоящее время разворачивается взаимодействие ОАО "РЖД" с органами государственной власти? Какие совместные решения выработаны на протяжении 2012 года?

- Руководством страны в ключевых вопросах развития железнодорожного транспорта приняты решения о государственной поддержке ОАО "РЖД" в 2012 году в размере около 125 млрд рублей, включая 25 млрд в качестве субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Кроме того, выделено целевое финансирование на строительство объектов в рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в Сочи и на реализацию проекта "Развитие транспортной системы Москвы и Московской области". Также ОАО "РЖД" получены субсидии на проведение работ по капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

За счет средств Инвестиционного фонда РФ финансируются проекты "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская ОЖД" и "Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань", инициаторами которых выступило ОАО "РЖД".

Знаковым для отрасли стало совещание по вопросу долгосрочной тарифной политики на железнодорожном транспорте, которое председатель правительства Д. А. Медведев провел 5 августа 2012 года в поезде по пути из Омска в Томск. Минэкономразвития при разработке прогноза социально-экономического развития страны на 2013-2015 гг. поручено исходить из индексации тарифов на железнодорожные перевозки в 2013 году - до 7%, а начиная с 2014 года - не выше параметров инфляции. Профильным ведомствам поручено подготовить предложения, обеспечивающие возможность установления тарифов на железнодорожные перевозки на пятилетний период.

Под председательством вице-премьера А. В. Дворковича образована межведомственная рабочая группа по вопросам развития железнодорожного транспорта, в том числе по определению приоритетности проектов инвестиционной программы ОАО "РЖД" до 2020 года и источников их финансирования, с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда и Фонда национального благосостояния. В состав рабочей группы вошли руководители федеральных органов исполнительной власти, крупные участники рынка железнодорожных перевозок и представители ОАО "РЖД". Что касается возможного выпуска инфраструктурных облигаций, то этот вопрос неоднократно обсуждался на различных совещаниях, в том числе под руководством президента России В. В. Путина.

В целях совершенствования рыночных механизмов в отрасли совместно с Минтрансом подготовлены и направлены в правительство проекты федеральных законов "О внесении изменений в ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и "О железнодорожном транспорте в РФ", целью которых является уточнение правового регулирования хозяйственной деятельности основных участников рынка железнодорожных перевозок.

Продолжается комплексная работа, направленная на усиление защищенности железнодорожных объектов. В числе важнейших вопросов можно назвать проект закона "О внесении изменений в ФЗ "О транспортной безопасности", который позволит заложить основу для комплексного решения вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности в части осуществления досмотровых мероприятий.

Совместно с Минэкономразвития подготовлен проект Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, который рассмотрен 2 ноября 2012 года на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи под председательством А. В. Дворковича. Основные положения Концепции поддержаны Общественной палатой России.

19 сентября 2012 года на совещании под руководством Д. А. Медведева приняты принципиальные решения, направленные на развитие Московского транспортного узла. ОАО "РЖД" уже приступило к этой масштабной работе. Реализация намеченных планов позволит существенно улучшить качество жизни более чем 10 млн человек.

Около 40 представителей ОАО "РЖД включены в 12 экспертных советов и 4 рабочие группы, созданные в Госдуме и Совете Федерации, через которые продвигаются интересы компании в Федеральном собрании.

В настоящее время можно считать отлаженным механизмом и хорошей практикой обсуждать самые наболевшие и противоречивые вопросы функционирования и развития железнодорожного транспорта во взаимодействии с бизнес-сообществом и общественными организациями, а также в рамках сформированных и действующих на регулярной основе межрегиональных и региональных координационных советов.

Ответственность за общий результат

- В результате структурной реформы многоуровневая, преимущественно территориальная структура управления была переформатирована в вертикально интегрированную функциональную систему, организованную по видам деятельности. Каким образом в новых условиях выстраивается взаимодействие компании с созданными вертикалями и выделенными ДЗО?

- Руководители каждой вертикали наделены полномочиями и ответственностью за результаты текущей работы и реализацию проектов развития. Также созданы организационные условия для повышения эффективности основной деятельности холдинга: в декабре 2011 года для всех дирекций и ДЗО были разработаны и утверждены показатели эффективности, соответствующие стратегии развития холдинга, а также установлены их целевые значения на 2012-2015 гг.

В РЖД входит почти 150 акционерных обществ. И наши производственные технологии и процессы управления взаимосвязаны и взаимозависимы. Мы используем единую инфраструктуру, получаем доходы от одних и тех же клиентов - грузоотправителей и пассажиров, оказываем друг другу взаимные услуги. И в этой связи есть необходимость в оперативном контроле и координации деятельности дочерних обществ ОАО "РЖД" со стороны материнской компании. На сегодяшний день принято уже более 40 документов, регламентирующих данную сферу корпоративного управления. Действует система кураторства вице-президентов компании над дочерними обществами профильного направления. Это предусматривает ответственность за результаты деятельности подведомственных ДЗО.

В рамках данной работы на основе целевого состава задач и функций железных дорог и их руководителей прорабатываются предпочтительные формы организации взаимодействия железных дорог с ДЗО и способы их правового закрепления. В зависимости от характера совместной деятельности такими способами могут быть сквозные общекорпоративные регламенты взаимодействия, вводимые через советы директоров ДЗО, соглашения между ОАО "РЖД" и ДЗО, хозяйственные договоры (об услугах, о выполнении функций органа управления, о совместной деятельности).

Выбранная целевая организационная модель холдинга "РЖД" совершенно оправданна и имеет большой потенциал. Однако необходимо усилить работу по наполнению сформированных и еще формирующихся подразделений холдинга необходимыми инструментами управления, по запуску всех возможных механизмов достижения эффективности, а также по обеспечению системности и непрерывности процесса поиска путей для оптимизации затрат и наращивания доходов.

Для системного завершения запланированных шагов по реорганизации системы управления, а также для обеспечения непрерывного повышения качества управления и эффективности деятельности холдинга в мае 2012 года руководством компании было принято решение о реорганизации блока корпоративного управления и стратегического развития, а также финансово-экономического блока.

В аппарате управления ОАО "РЖД" созданы департамент развития системы управления, департамент экономики и Центр управления бизнес-проектами.

Для решения задачи по повышению эффективности деятельности в текущем году филиалы ОАО "РЖД" подготовили меры, предусматривающие сокращение расходов за счет разработки и дальнейшего внедрения технико-технологических мероприятий, повышения производительности труда, а также минимизации непроизводительных расходов и избыточных мощностей. В целях обеспечения системного подхода к решению данной задачи была сформирована организационная и регламентно-методическая база.

В ОАО "РЖД" создана постоянно действующая комиссия, основной задачей которой является формирование и поддержание в актуальном состоянии Плана дополнительных мероприятий по оптимизации расходов ОАО "РЖД" на 2013-2015 гг.

Также в настоящее время в компании ведутся работы по формированию сводной Программы организационного развития холдинга на период до 2015 года. Одним из требований к ней является ее согласованность с утвержденными программами и планами сокращения расходов и повышения доходов. Сводная программа будет наполняться проектами в двух направлениях. Первое - это поддерживающие мероприятия, не имеющие прямого экономического эффекта, но создающие необходимые условия для решения задач повышения эффективности и способствующие выявлению потенциала улучшений. Второе направление касается непосредственно повышения качества управления.

- Какое значение для реформирования отрасли имеет переход железных дорог к функционированию в качестве региональных центров корпоративного управления (РЦКУ), который произошел 1 октября 2012 года?

- Можно сказать, что тем самым сформирована полноценная вертикаль управления Корпоративный центр - РЦКУ. Начальники железных дорог, уже в качестве руководителей РЦКУ, становятся представителями президента ОАО "РЖД" в своем регионе, а значит, несут ответственность за достижение общего результата и повышение эффективности деятельности холдинга. Для решения этой задачи им уже делегированы необходимые дополнительные полномочия и определена степень ответственности за выполнение функций технологической координации и корпоративного управления холдингом на региональном уровне, а также за эффективное взаимодействие с органами государственной власти, обществом и бизнес-партнерами в границах железной дороги.

В ближайшее время руководителям РЦКУ предстоит решать задачи по выстраиванию и укреплению горизонтальных связей между территориальными дирекциями, ДЗО ОАО "РЖД", а также оптимизации непрофильных активов.

В дальнейшем координация уступит место системной и регулярной работе всех служб железной дороги над повышением эффективности их взаимодействия и формированием сквозных технологических и управленческих процессов. Это также будет содействовать повышению качества управления и эффективности деятельности внутри территориальных дирекций.

Роль эффективного взаимодействия на полигоне железных дорог как с региональными властями, так и с потребителями услуг железнодорожного транспорта призваны играть такие созданные инструменты, как региональные и межрегиональные координационные советы. Их деятельность также направлена на решение вопросов, связанных с перевозкой грузов на региональном уровне, с модернизацией и развитием грузовых фронтов на путях необщего пользования, с внедрением технологии формирования отправительских маршрутов. Не менее важна проводимая в рамках советов разъяснительная работа по вопросам законодательных инициатив ОАО "РЖД".

Благодаря непосредственному участию в координационных советах начальников железных дорог удается получить дополнительный канал обратной связи не только с участниками транспортного рынка, но и с органами власти субъектов РФ, использовать полученную информацию для дальнейшей работы в области совершенствования законодательства железнодорожного транспорта, повышения качества транспортных услуг.

Внутренняя организация управления холдинга должна соответствовать сформированной бизнес-модели. В связи с этим предстоит продолжить работу по совершенствованию корпоративной системы управления и внедрению современных методов и инструментов. В области организационного развития на 2013-2014 гг. следует назвать три основные задачи. Во-первых, преобразование аппарата управления ОАО "РЖД" в орган стратегического управления - Корпоративный центр, обеспечивающий взаимодействие и баланс интересов всех участников холдинга, формирование и контроль применения единых стандартов, политик и правил, синергию совместной деятельности. Во-вторых, реорганизация управления основными бизнес-блоками холдинга. В-третьих, организация регулярной работы по повышению эффективности, полноты и качества процессов управления (иными словами, исполнительской дисциплины), в том числе эксплуатационной работы, на принципах проектного и портфельного управления с применением средств информатизации и автоматизации.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер20.12.12Стратегия эффективности