21-06-10 / 2010
Новости отрасли
Об изменениях, которые произошли на рынке железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов, а также о том, чего участникам рынка стоит ожи...

Перевозчики нефтепродуктов ориентируются не только на масштабные грузопотоки.

Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО "Новая перевозочная компания"

Об изменениях, которые произошли на рынке железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов, а также о том, чего участникам рынка стоит ожидать в перспективе, в интервью "Гудку" рассказал генеральный директор ОАО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Валерий Шпаков.

- Валерий Васильевич, какие тенденции были основными на рынке перевозок нефтеналивных грузов в 2009 году и за прошедший период этого года?

- Именно в сегменте перевозок налива в отличие, например, от сильнее пострадавшей от кризиса металлургической отрасли, на которую также ориентирована Новая перевозочная, наблюдалась наибольшая стабильность.

В течение 2009 года объемы перевозок нефтеналивных грузов как в количестве перевезенных тонн, так и в разбивке по видам грузов сохранялись примерно на уровне аналогичных показателей 2008 года и составили более 9,4 млн тонн.

В течение прошлого года многие нефтеперерабатывающие комбинаты осуществляли капитальные ремонты установок по первичной переработке нефти, в связи с чем у нас частично высвободился подвижной состав, который мы успешно задействовали в розничных проектах. Таким образом, в течение прошлого года нам удалось не только удержать объемы, но и расширить клиентскую базу и географию перевозок. В том числе и за счет перевозок нефтепродуктов из стран Средней Азии (Казахстан, Узбекистан). В I квартале текущего года, несмотря на обильные снегопады, которые сильно затруднили продвижение грузов, а также замерзание некоторых портов (в том числе и крупнейшего, ориентированного на налив порта Высоцк), объемы перевозок нефтепродуктов превысили запланированные. Сезонный фактор в сфере перевозок нефтепродуктов играет значительную роль. Летом часть объемов уходит с железнодорожного транспорта на водный.

Высвобождающийся подвижной состав мы задействуем на розничных перевозках, а примерно к октябрю вновь консолидируем его под генеральных заказчиков.

- Изменилась ли клиентская база Новой перевозочной за последнее время?

- Стратегическое развитие НПК исторически характеризуется реализацией крупных проектов для нефтяных компаний. Мы работаем с ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Роснефть", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Сургутнефтегаз" и др. В качестве примера можно привести введение в эксплуатацию крупнотоннажных цистерн c увеличенным объемом котла на перевозках дизельного топлива со станции Зелецино Горьковской железной дороги для ОАО "ЛУКОЙЛ". В свое время с этой станции отправления мы начали формировать составы из цистерн с одинаковой кубатурой, что позволило клиенту на 8% сократить транспортную нагрузку на провозную тонну, что, безусловно, устраивает клиента. Сейчас в общем объеме железнодорожных перевозок ОАО "ЛУКОЙЛ" на подвижной состав НПК приходится около 15%.

- На каких основных направлениях работает компания?

- Основные направления - со станций отправки, где расположены нефтеперерабатывающие заводы, и далее на экспорт или на внутренний рынок. Например, со станций Зелецино, Осенцы, Татьянка, Кама везем нефтепродукты ОАО "ЛУКОЙЛ", со станции Новая Еловка - нефтепродукты, а со станции Червленная - нефть ОАО "Роснефть", со станции Комбинатская - нефтепродукты ОАО "Газпром нефть"; со станции Кириши - нефтепродукты ОАО "Сургутнефтегаз" и т.д.

- Что нового вынесла НПК из кризисного 2009 года?

- Мы по-новому посмотрели на розницу в нефтеналиве. На рынке появилось большое количество малых и средних НПЗ, ресурсы которых представляют интерес для компаний. Тем более что большинство из этих предприятий не имеют собственных транспортных активов, как правило, они занимаются только производством и сбытом нефтепродуктов. Таким компаниям мы готовы предлагать сегодня полный комплекс услуг, включая выполнение функций грузоотправителей и грузополучателей.

- Какие изменения на рынке перевозок нефтеналивных грузов можно прогнозировать в ближайшее время?

- Перспективы развития рынка перевозок нефтепродуктов будут во многом зависеть от сроков завершения финансового кризиса. Еще совсем недавно нефтяные компании, заинтересованные в развитии нефтепереработки, заявляли о модернизации НПЗ, большинство которых были построены еще в советские годы и устарели, а также о планах по строительству новых заводов. После значительного снижения цен на нефть и, соответственно, прибыли компаний большинство таких проектов было приостановлено. Среди озвученных нефтяными компаниями проектов по строительству новых НПЗ можно особо выделить группу экспортоориентированных проектов (строительство заводов в непосредственной близости от портов). Например, строительство НПЗ в Находке ("Роснефть") для переработки нефти, поставляемой по ВСТО (проектная мощность - 20 млн тонн), модернизация Туапсинского НПЗ ("Роснефть") с увеличением производства с 4 до 12 млн тонн, строительство НПЗ в Высоцке и в Калининградской области (проекты, заявленные "ЛУКОЙЛом", их сроки реализации и мощности пока не определены), в Мурманской области (НК "Синтез") мощностью 6 млн тонн в год.

Сырье на такие НПЗ будет поставляться трубопроводным транспортом, а вывоз большей части нефтепродуктов - водным. Таким образом, производителям удастся значительно снизить транспортную составляющую в стоимости нефтепродуктов. На долю железнодорожного транспорта, вероятнее всего, придется небольшая часть продукции, которая будет поставляться с этих заводов для обеспечения внутренних потребностей страны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.06.10Работать на больших, ценить малых