27-01-11 / 2011
Новости отрасли
Об итогах года ушедшего и планах на новый, 2011 рассказал Вадим Михайлов, старший вице-президент РЖД

- Вадим Валерьевич, расскажите об основных финансовых показателях "РЖД" за 2010 год.

- Ключевые задачи, поставленные президентом ОАО "РЖД" и правлением, по основным параметрам бюджета на 2010 год перевыполнены. Чистая прибыль компании составила более 70 млрд. руб., что является абсолютным рекордом за все время существования компании. Это стало возможным благодаря росту погрузки до 8,8% по сравнению с 2009 годом.

Компания уделяла большое внимание контролю за издержками, что позволило удержать рост удельной себестоимости на уровне 5,7% при ожидаемом уровне инфляции 8%. Также в компании на 12% повышена производительность труда. Важно отметить: полученные средства направлены на увеличение инвестпрограммы на 16%, это определило ее рост по сравнению с первоначальным планом до 315 млрд. руб.

- Какие события в 2010 году стали самыми знаковыми для компании?

- Для всей железнодорожной отрасли важно создание Второй грузовой компании и начало работы Федеральной пассажирской компании. Также принципиальным моментом стало решение правительства по субсидированию убытков от пригородных перевозок начиная с 2011 года. Это снимает значительную финансовую нагрузку с ОАО "РЖД". В 2010 году были выпущены дебютные еврооблигации на $1,5 млрд. на 7 лет под рекордно низкую ставку 5,74%. При этом спрос на ценные бумаги составил более $9 млрд.

Выполнили мы и поставленную задачу по разработке методики расчета экономически обоснованных затрат, а также расчета тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при перевозках пригородного сообщения. Сейчас мы можем точно и обоснованно определить размер выпадающих доходов от пригородных пассажирских перевозок, подлежащих возмещению из региональных бюджетов.

Также хочу отметить большую работу по подготовке и согласованию с федеральными органами нового порядка раздельного учета, который позволит предоставить прозрачную отчетность не только по РЖД, но и по всем дочерним компаниям, включая ФПК и пригородные компании. Все перечисленные методики не работают без раздельного учета, так как без него нельзя собрать фактическую информацию.

- Проведение IPO "ТрансКонтейнера" вы тоже относите к успехам компании?

- Да, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, IPO прошло успешно. С момента размещения акции выросли в цене на 18%. Выходя на рынок, нам говорили, что мы не продадим акции дороже Globaltrans и размещение нужно проводить с дисконтом к аналогам, уже находящимся на рынке. Однако в момент размещения акций ОАО "ТрансКонтейнер" мультипликатор компании, то есть ее стоимость к EBITDA, составил 6,6, а у Globaltrans - 6,4. Данная динамика также подтверждается текущими котировками.

- В 2011 году объем инвестпрограммы должен составить 349 млрд. руб., может ли она увеличиться, есть ли для этого предпосылки?

- Хочу подчеркнуть, что с учетом дочерних компаний холдинга ОАО "РЖД" она составит 461 млрд. руб. Такой большой инвестпрограммы у нас еще не было. Конечно, она может вырасти, если доходы от продажи дочерних компаний увеличатся или же если будут конкретные государственные субсидии в инфраструктурные проекты.

Мы кардинально переработали структуру инвестпрограммы с целью повышения прозрачности расходов ОАО "РЖД". В соответствии с рекомендациями федеральных органов власти нами был переработан действующий формат инвестиционного бюджета, он теперь отражает распределение средств на выполнение важнейших целевых задач компании. Это увеличение пропускной способности железнодорожной сети, повышение транспортной доступности для населения, повышение безопасности движения, закупка подвижного состава, проекты социального развития.

- Компания неоднократно заявляла о необходимости мер государственной поддержки в развитии инфраструктуры. Удалось ли найти понимание у чиновников в данном вопросе?

- Мы посчитали, что для вывоза прогнозируемого объема грузов до 2015 года необходимо инвестировать 447 млрд. руб. В связи с невозможностью привлечения ОАО "РЖД" заемных средств в инфраструктурные проекты мы предлагаем заложить данные средства в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015)". Расчет ОАО "РЖД" показывает, что данные госвложения в инфраструктуру окупятся за 10 лет. За этот период совокупные доходы бюджета России составят 526 млрд. руб., из которых 319 млрд. руб. дадут компании - потребители услуг ОАО "РЖД", 127 млрд. руб. - непосредственно от самого ОАО "РЖД" и оставшиеся 80 млрд. руб. - от компаний, обеспечивающих реализацию проектов развития инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.01.11Издержки под контролем