26-09-12 / 2012
Новости отрасли
Объемы ж/д грузовых перевозок в сообщении с портами Азово-Черноморского региона к 2020 году вырастут более чем в два раза

Сегодня в поселке Кабардинка (Краснодарский край) состоялось выездное заседание научно-технического совета ОАО "РЖД" по вопросу развития железнодорожной инфраструктуры транспортного узла Новороссийск и Таманского полуострова.

Как отметил генеральный директор ОАО "Институт экономики и развития транспорта" Федор Пехтерев, транспортный комплекс Азово-Черноморского региона занимает одно из ключевых мест в транспортной системе России. По итогам 2011 года суммарный объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении с портами Азовского и Черного морей составил 56,4 млн тонн, - это в основном перевозки нефтяных грузов, черных металлов, угля и хлебных грузов.

Объем перспективных грузопотоков с участием железнодорожного транспорта в сообщении с портами региона оценивается в размере до 118 млн т к 2020 году, с ростом более чем в 2 раза к уровню 2011 года.

- Наибольший прирост грузовой базы будет обуславливаться вводом в эксплуатацию нового глубоководного морского порта Тамань. Кроме строительства нового порта ведутся работы по строительству новых и развитию существующих перевалочных мощностей в портах региона, в том числе в портах Новороссийск, Темрюк, Туапсе и Кавказ, - сказал Федор Пехтерев.

Он подчеркнул, что для освоения прогнозируемых объемов грузовых перевозок в сообщении с портами Азово-Черноморского бассейна необходимо комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры в регионе и на подходах к нему.

Протяженность "узких мест" пропускной способности на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и курортам Северного Кавказа по состоянию на 1 января 2012 года составляла 951,6 км. По прогнозам, к 2015 году этот показатель может увеличиться до 2274,3 км.

- Основными направлениями интенсификации использования железнодорожной инфраструктуры являются внедрение тяжеловесного и длинносоставного движения грузовых поездов на полигоне Южного федерального округа, увеличение переработки на основных сортировочных станциях, повышение маршрутных скоростей движения ускоренных грузовых и пассажирских поездов, - отметил Фёдор Пехтерев.

По его словам, с учетом перспективного роста грузопотоков на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна необходима реализация следующих мероприятий:

- комплексная реконструкция участка Максим Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского - узла;

- комплексная реконструкция линий Таманского полуострова;

- электрификация участка Ртищево – Кочетовка;

- комплексная реконструкция участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская;

- усиление инфраструктуры железнодорожной линии Энем 1 – Кривенковская Северо-Кавказской железной дороги;

- строительство обхода Саратовского железнодорожного узла;

- строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие пограничных станций.

Как отметил вице-президент ОАО "РЖД" Анатолий Краснощёк, рост объемов перевозок в направлении портов Азово-Черноморского бассейна повлекли за собой необходимость совершенствования технологии организации грузовых перевозок и регулирования вагонопотоков в направлении портов.

В настоящее время порт Новороссийск занимает второе место по экспортному грузопотоку с участием железнодорожного транспорта в России после порта Усть-Луга. За последние 10 лет экспортный грузопоток в направлении станции Новороссийск вырос в 1,6 раза с 14,8 млн тонн в 2002 году до 24,1 млн тонн в 2011 году. Рост продолжился и в 2012 году. Перевозки за 7 месяцев текущего года увеличились на 15% и составили 14,9 млн тонн.

- Дальнейшее развитие внешнеторговых перевозок зависит от эффективного взаимодействия различных видов транспорта и, в первую очередь, железнодорожного и морского на основе совершенствования технологии работы всех портов Таманского полуострова, - сказал Анатолий Краснощёк.

Одним из направлений работы является увеличение пропускной и перерабатывающей способности припортовых станций, а также ближних и дальних подходов.

Развитие железнодорожной инфраструктуры станции Новороссийск выполняется в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2010 – 2015 года)". В целом осуществление проекта позволит освоить перспективные грузопотоки к станции Новороссийск на расчетные 2015 и 2020 годы, которые составят 31,6 и 34,1 млн тонн соответственно.

По словам Анатолия Краснощёка, для обеспечения пропуска возрастающего грузопотока на Таманский полуостров реализуется проект строительства станции в районе Разъезда 9 км. Ее ввод в эксплуатацию позволит расширить количество технологических маршрутов для припортовых станций Таманского полуострова. По мере реконструкции направления Котельниково – 9 км и строительства обхода Краснодарского узла появится возможность максимально отклонить вагонопоток назначением Новороссийск на Котельниковский ход и высвободить основное пассажирское направление.

Также с 2004 года ОАО "РЖД" реализуется проект комплексной реконструкции участка 9 км – Юровский - Анапа – Темрюк – Кавказ. Его целью является обеспечение прогнозируемого роста объема перевозок с перевалкой в морские порты Тамани в объемах до 2015 года - 32 млн тонн в год, до 2020 года – 41 млн тонн в год. В период 2004-2011 годов на реконструкцию участка направлено 6,5 млрд рублей.

С 2007 года ОАО "РЖД" осуществляет проект "Комплексная реконструкция участка Имени Максима Горького — Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла". В реализацию данного проекта вложено более 30 млрд рублей. Построено и введено в эксплуатацию около 250 км вторых путей. На 2013-2014 годы запланировано около 15 млрд рублей, предусмотрен ввод вторых путей общей протяженностью 97,2 км на семи перегонах.

Однако, по словам Анатолия Краснощёка, реализация перечисленных мероприятий не даст ожидаемого эффекта без строительства обхода Краснодарского узла, источники финансирования которого до настоящего времени не определены.

- Планируемые объемы поступления грузов в порты Северо-Кавказского региона железнодорожным транспортом не имеют аналогов в отечественной практике. Управление грузопотоками в направлении припортовых дорог должно осуществляться централизовано по всему полигону сети. Разработка организационной структуры логистического управления, обеспечивающей механизм оптимального взаимодействия грузовладельцев, экспедиторов и различных видов транспорта, должна строиться на основе согласования целей и задач управления с экономическими интересами участников транспортного процесса, - отметил топ-менеджер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД.ru25.06.12Объемы ж/д грузовых перевозок в сообщении с портами Азово-Черноморского региона к 2020 году вырастут более чем в два раза