21-12-12 / 2012
Новости отрасли
ОАО "РЖД" впервые с 2008 года зафиксировало тревожные тенденции в грузовых перевозках - отставание от плана погрузки

Вероятно, настало время всем участникам транспортного рынка сесть за стол переговоров и обсудить план совместных действий в случае повторения кризиса.

По итогам трех кварталов 2012 года ситуация выглядела весьма оптимистично. В конце сентября ОАО "РЖД" даже повысило план погрузки на текущий год с ранее утвержденных 2,7 до 3,3%. По крайней мере, за 9 месяцев прирост ни разу не опускался ниже 3%. Но уже в октябре он замедлился. Железная дорога с трудом выполнила план погрузки (+0,2%), показатель октября превысил прошлогодний уровень всего на 1,3%.

В ноябре ситуация ухудшилась. Несмотря на сохранение положительной динамики по отношению к аналогичному месяцу прошлого года, отставание от плана, по последним данным, составило 2,1%. Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин расценил это как сигнал ухудшения конъюнктуры. Снижение погрузки не связано ни с дефицитом пропускной способности инфраструктуры, о которой в последнее время активно говорят все участники перевозочного процесса, ни с нехваткой вагонного парка, которого, напротив, имеется в избытке. "Груза нет, - подчеркнул В. Якунин. - Декабрь будет тяжелым".

Надо сказать, что динамика погрузки железных дорог служит одним из оперативных и достаточно точных индикаторов состояния экономики страны. Так, устойчивое и нарастающее замедление роста показателей РЖД можно было наблюдать еще до непосредственного начала кризиса 2008 года. Затем железнодорожные перевозки падали, стабилизировались и восстанавливались параллельно с развитием ситуации в экономике.

Что мы видим сегодня? В ноябре существенную осадку к плану дали такие номенклатуры, как строительные и лесные грузы, цемент (более чем 10%-ный спад), зерно и лом черных металлов (-7% и -8% соответственно), черные металлы (-2%). Данные Росстата, в свою очередь, свидетельствуют о замедлении промышленного роста. Эксперты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики чуть более оптимистичны.

С одной стороны, они отмечают положительные тренды в сегменте средних предприятий, которые в меньшей степени подвержены воздействию негативной ситуации на товарных рынках еврозоны, Америки и Китая. Однако, с другой - указывают на ухудшение делового климата на крупных отраслеобразующих и экспортно ориентированных предприятиях.

И как раз этот фактор может сказаться на итоговых показателях перевозок железнодорожным транспортом.

ОАО "РЖД" пока не меняет своего прогноза на предстоящий период. Прирост погрузки запланирован на уровне 2,5% в 2013 году и по 3,2% в 2014-2015 гг. При этом в компании не исключают пессимистичного сценария, по которому в будущем году возможно падение перевозок на 0,5%. В период неопределенности на рынках - как финансовых, так и товарных - очень важно выработать тактику взаимодействия всех участников перевозочного процесса: грузовладельцев, операторов и перевозчика.

Особую важность эта дискуссия приобретает с учетом того, что общая экономическая ситуация в стране весьма отличается от таковой во время кризиса 2008 года. Во-первых, в то время у государства был запас прочности в виде Стабилизационного фонда, средства которого частично были направлены на поддержку отечественной промышленности, то есть косвенно обеспечили и грузовую базу для транспортников. Во-вторых, сам частный бизнес в тучные годы подготовил для себя подушку безопасности - и большинство компаний сумели пережить период спада производства. В-третьих, Центробанк имел большой золотовалютный резерв, позволивший контролировать курс национальной валюты по отношению к доллару и рублю.

В свою очередь, участники транспортного рынка продемонстрировали тогда умение договариваться. Так, ОАО "РЖД" ввело гибкое планирование, предоставило возможность отсрочки оплаты тарифа. Лизинговые компании не стали массово забирать подвижной состав у операторов, а, напротив, пошли на рассрочку платежей. Наконец, операторы предлагали грузоотправителям скидки.

То, какие формы взаимодействия наиболее эффективны в случае новой волны кризиса, необходимо определить заранее. Тогда трудные времена можно будет пройти относительно безболезненно. Надо отметить, что одной из популярных дискуссионных площадок, где можно обменяться мнениями и выработать общую стратегию, давно уже стала конференция "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство". Там и увидимся.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер20.12.12Готовимся к кризису?