14-04-20 / 2020
Новости отрасли
ОАО "РЖД" в текущем году планирует перевезти 6 млн. TEU

Мультимодальные амбиции

В прошлом году российский контейнерный рынок вырос на 4,5%, до 5,1 млн TEU. По данным монополии, по итогам 2019-го количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах железнодорожного сообщения, выросло на 15,4% и составило около562 тыс. TEU (было перевезено 8,9 млн т грузов, рост на 17,9%).

При этом груженый экспорт вырос за счет роста объемов экспорта в целом и контейнеризации цепочек экспортных поставок.

По итогам марта 2020-го, по данным ОАО "РЖД", по сети во всех видах сообщения было перевезено 3,5 млн т грузов в контейнерах, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока составила 1060 км/сут. (при плановом значении 931 км/сут.).

На этот год поставлена амбициозная задача – довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров. В рамках комплексного плана уже заданы параметры по повышению качества контейнерных перевозок. Так, срок транзита на направлении Запад – Восток должен сократиться c 8,9 до 7 суток.

По прогнозу генерального секретаря Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадия Бессонова, рынок транспортных услуг в сфере контейнерных перевозок будет меняться. Будущие изменения он связывает, во-первых, с укрупнением рынка и появлением крупных экспедиторских компаний. Во-вторых, с наращиванием роли частных компаний, не являющихся дочерними компаниями РЖД.

Оживление на транзите

Привлечение транзитных грузопотоков наряду с контейнеризацией экспорта – одно из самых перспективных направлений для российского рынка, особенно для портов Дальнего Востока. Сегодня практически весь объем грузопотока между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы проходит через Суэцкий канал, для привлечения клиентов на маршруты через российские порты необходимо обеспечить максимально эффективную логистику.

Так, в прошлом году компании Maersk и "Модуль" запустили международный контейнерный транзитный сервис из стран Азии в Европу через морские терминалы группы Global Ports на Балтике и Дальнем Востоке. Общее транзитное время составило 18 дней, что вдвое быстрее, чем при традиционной перевозке через Суэцкий канал. Этот сервис включен в стандартную глобальную сеть Maersk под кодом "Азия-Европа-19" (АЕ-19) и доступен для клиентов компании во всем мире.

Перспектива увеличения транзитного потенциала, причем как автомобильного, так и железнодорожного, возможна за счет сокращения сквозных транзитных тарифов, ставок операционного лизинга для транспортных компаний, а также продолжения программы развития многофункциональных пяти- и шестимодульных логистических центров, говорит Э. Мартиросян. По его мнению, сегодня у России есть все возможности ежегодно увеличивать объемы сухопутного транзита на 20–25%. Осенью прошлого года оживление на рынке вызвал закон о распространении действия нулевой ставки НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов по территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В ОАО "РЖД" отмечают, что введение нулевой ставки НДС позволит снизить затраты операторов и грузоотправителей. И, соответственно, это сделает еще более привлекательными условия транзита по сети железных дорог России, в том числе на больших дистанциях, при перевозках по Транссибу и БАМу.

Необходимость тесной конкуренции

Конкурентами железнодорожников на рынке контейнерных грузоперевозок традиционно являются автоперевозчики и водный (морской, речной) транспорт. Преимущества автомобильных контейнерных грузоперевозок очевидны – это прежде всего высокая скорость доставки, более низкие по сравнению с железнодорожными тарифы на небольших расстояниях, в среднем до 1 тыс. км, гибкий график отправок, охрана в пути, возможность доставки контейнеров от двери до двери без перевалки. На дальних, особенно транзитных, маршрутах серьезную конкуренцию железнодорожникам составляют морские перевозчики, главным образом за счет низких тарифов: стоимость перевозки с использованием большегрузных судов-контейнеровозов в 1,5–2 раза ниже.

"К конкурентным преимуществам железнодорожных контейнерных грузоперевозок следует отнести возможность эффективной организации регулярных массовых доставок контейнеров, экологичность данного вида транспорта и наличие разветвленной транспортной и терминальной сетей. По мере увеличения контейнерных грузопотоков межвидовая конкуренция на рынке контейнерных грузоперевозок будет только возрастать", – отмечает руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО "Российский экспортный центр" Алевтина Кириллова.

Стоимость и сроки являются конкурентными преимуществами компаний, осуществляющих контейнерные перевозки. Но повысить конкурентоспособность железной дороги при перевозках контейнеров может помочь еще целый ряд мер. Так, по мнению заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, это позволило бы сделать сокращение количества документов и перечня сведений, необходимых для оформления транзитных грузов, следующих в контейнерах, до объема информации, имеющейся в железнодорожной накладной.

Где искать рост?

Другое дело, что сдерживающие факторы никто не отменял. Речь, в частности, идет о нехватке современных терминально-логистических центров в регионах. Так, например, представитель ООО "Рускон" отмечает, что грузовые дворы большинства железнодорожных станций не способны вместить большое количество приходящего груза. Внешнеторговые грузопотоки уже в значительной степени контейнеризованы, необходимо обеспечить привлекательность контейнеризации внутрироссийских грузопотоков. Нужен тесный диалог с администрацией РЖД, а также с крупными грузоотправителями, чтобы совместно расширять комплекс услуг на крупных грузообразующих станциях и на местах необщего пользования.

Задача по наращиванию перевозок в контейнерах может быть успешно решена только в парадигме win-win, отмечают в "РЖД Логистике". В частности, нужна совместная работа по следующим направлениям. Во-первых, увеличение контейнеризации, а именно – привлечение грузов с других видов транспорта, в том числе грузов малого и среднего бизнеса; развитие перевозок в специализированных контейнерах; применение инновационных решений в части техобслуживания и ремонта узлов крепления контейнеров; совершенствование нормативной документации; меры тарифного регулирования.

Во-вторых, необходимо применение более эффективных методов обработки грузопотока. И в-третьих, следует повысить эффективность взаимодействия с портами, органами таможенного контроля, иностранными железнодорожными администрациями.

Ажиотаж сервисов

Крупнейшими операторами железнодорожных контейнерных перевозок являются ПАО "Трансконтейнер", ГК FESCO, ООО "Модуль" и т. д. Увеличить конкурентоспособность и контейнерооборот призван целый ряд сервисов, которые вводят эти компании.

В целом главными проектами и акцентами развития контейнерного рынка в 2020 году называют инфраструктурные, а также проекты автоматизации. Драйверами роста контейнерных перевозок считаются и внедряемые в России проекты на основе новейших технологий, например, на направлении порт Восточный – Транссибирская магистраль – порт Санкт-Петербург, которое связывает порты Южной Кореи и Японии с Северной Европой.

Участники рынка сейчас нацелены на увеличение модульности логистических центров и внедрение для всех типов контейнеров технологий RFID – ежесекундного учета движения, хранения и процессинга грузовой единицы в режиме реального времени (track-and-trace). "Я думаю, что совершенствоваться в 2020 году будут сервисы по комбинированным перевозкам – соde sharing", – отмечает Э. Мартиросян.

Как уже было сказано выше, всего ОАО "РЖД" в текущем году планирует перевезти 6 млн контейнеров TEU и довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров.

К 2024 году планируется четырехкратное увеличение объема железнодорожных транзитных контейнерных перевозок, а также сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности, с Дальнего Востока до западной границы России до 7 дней.

Планы амбициозные, но будут ли они реализованы в полном объеме, сейчас будет зависеть в том числе от ситуации с распространением коронавирусной инфекции.

Контейнерные перевозки, особенно международные, сильно зависят от изменений макроэкономики глобального рынка. Все, что происходит на мировом рынке, так или иначе сказывается и на российском рынке контейнерных перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.04.2020