25-11-10 / 2010
Новости отрасли
ОАО «РЖД» стремится навести порядок с порожними вагонами

Главной темой состоявшегося «круглого стола» «Рынок железнодорожных перевозок после создания ОАО «Вторая грузовая компания» стало обсуждение первоочередных мер по управлению парком приватных порожних вагонов, нерациональное использование которого отрицательно сказывается на пропускных способностях железнодорожной инфраструктуры. Генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Елена Кунаева рассказала, что перевозки груженых вагонов четко регламентированы нормативными документами: Уставом железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов по железным дорогам, чего нельзя сказать о перевозках порожних вагонов. "В течение двух лет мы активно предлагали различные решения. Разработаны отдельные документы, включая правила перевозки порожних вагонов. На наш взгляд, это решило бы очень многие вопросы. Но в настоящий момент возможности инфраструктуры не позволяют свободно и качественно перемещать тот объем предъявляемых нам вагонов, груженых и в порожнем состоянии. Поэтому мы вынуждены активно заниматься поиском различных форм взаимодействия", - отметила Елена Кунаева. Одной из таких форм является заключение агентского соглашения с владельцами приватного парка. В рамках этого соглашения собственник подвижного состава поручает перевозчику организовать транспортировку грузов с использованием его транспортных средств. Эта юридическая форма позволяет в рамках гражданского права организовывать взаимодействие для комплексного транспортного обслуживания грузовладельцев. При этом цена вагона, используемого при перевозке грузов, определяется собственником подвижного состава. В данном случае перевозчик выполняет экспедиторскую функцию, когда формирует комплекс услуг, необходимых для вывоза продукции того или иного грузоотправителя. "В рамках этого договора мы берем обязательство вывезти груз в определенном объеме с привлечением собственного парка в определенном объеме и по определенной цене. И гарантируем подсыл подвижного состава для вывоза обговоренного объема", - подчеркнула гендиректор ЦФТО.

По этой схеме ОАО "РЖД" начало работать с ноября 2010 года. У РЖД заключены договоры с несколькими грузовладельцами по осуществлению их комплексного обслуживания. Основные вагоны, которые используются для этих целей, принадлежат Первой грузовой компании (ПГК). "В течение первой декады новая технология доказала свою работоспособность. Об эффективности мы будем судить, как минимум, по окончании первого месяца работы", - сказала Елена Кунаева. РЖД за свои услуги берут минимальное агентское вознаграждение - 1% от стоимости использования вагона, поскольку в соответствии с законодательством безвозмездное оказание услуг невозможно. "У РЖД нет в данном случае коммерческого интереса заработать на агентском соглашении. Мы считаем, что, получив эффективность от этой технологии, выиграет каждый, в том числе и РЖД, вывезя больший объем груза", - обосновала позицию компании гендиректор ЦФТО. ОАО "РЖД" должна быть восстановлена оптимальная логистика. Это повлияет на качественные характеристики организации перевозочного процесса и на такой важный показатель, как оборот вагона. Вагоны будут более эффективно использоваться: меньшим числом погрузочных ресурсов обеспечивается больший объем перевозок. В настоящее время 10 договоров на комплексное транспортное обслуживание грузоотправителей ждут подписания. "Мы их пока не подписываем, поскольку отрабатываем эту технологию. Возникает достаточно сложная схема расчетов с точки зрения учетно-расчетных, бухгалтерских, налоговых документов. Мы хотим пройти весь цикл, чтобы, если мы что-то недодумали, пострадавших было бы меньше. Налоговые риски достаточно велики", - заметила Елена Кунаева. Гендиректор ЦФТО предположила, что заключение агентских договоров с ОАО "РЖД" не будет массовым. "Скорее всего, на наш взгляд, это будут две-три крупные компании", - подчеркнула она.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.11.10Контроль над ситуацией