19-11-12 / 2012
Новости отрасли
ОАО "РЖД" сможет менять инфраструктурную составляющую тарифа

С 1 января 2013 года ОАО "РЖД" сможет менять инфраструктурную составляющую тарифа в рамках коридора, установленного Федеральной службой по тарифам (а именно на 12-15% относительно уровня ставок Прейскуранта № 10-01). Считаете ли Вы этот шаг продуктивным?

Вадим Морозов, первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги":

- Бесспорно, предлагаемый принцип тарифного коридора является прогрессивным. Продуктивность этого механизма будет зависеть от его внутреннего наполнения, а именно - от закладываемых поведенческих условий и методологии, и, конечно же, от компании в процессе его реализации.

В целом должны быть расширены возможности по использованию данного механизма для рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки российской инфраструктуры.

ОАО "РЖД" сформированы предложения к проектам соответствующей методики и порядка. В том числе предполагалось, что возврат средств частного инвестора, вложенных в финансирование инфраструктурных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры, за счет пониженных тарифов может производиться только при условии получения компанией дополнительной прибыли от реализации таких проектов. И тарифный коридор не может применяться к исключительным тарифам и к тарифам, сборам и плате, не возмещающим полные затраты на выполнение соответствующих работ (услуг) железнодорожного транспорта.

Владимир Варгунин, начальник управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам:

- С 1 января 2013 года уполномоченные органы государств - участников Единого экономического пространства по согласованию с Евразийской экономической комиссией могут устанавливать исключительные тарифы для отдельных направлений перевозок тех или иных грузов в случае невозможности предоставления товаропроизводителям поддержки в иной форме (например, в виде субсидий из федерального бюджета и т. п.). По Соглашению "О регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики", заключенному правительствами стран - участниц ЕЭП, с 1 января 2013 года организациям железнодорожного транспорта предоставляется право принятия решений, исходя из экономической целесообразности, об изменении уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в ценовых пределах в соответствии с методологией, утвержденной уполномоченными органами государств - участников ЕЭП. В настоящее время проекты документов, обеспечивающих реализацию данных пунктов Соглашения, разработаны ФСТ и размещены на сайте для проведения общественных обсуждений.

Бахтияр Абдразаков, председатель совета директоров АО "НПТИ "Компания экономикс":

- Унификация правил и тарифных условий в рамках ЕЭП имеет положительный эффект и позитивно скажется на интеграции стран-участниц. Возможно, более гибкий механизм формирования ставок на услуги перевозчика будет способствовать оптимизации экономических отношений между участниками перевозочного процесса. Однако для нашего предприятия очень важно четко определять транспортные расходы, поскольку от этого зависит цена поставки. И возникают опасения, что, зафиксировав некий уровень в начале года, мы опустимся ниже уровня рентабельности в случае повышения перевозчиком своих тарифов.

Дмитрий Сыров, вице-президент по продажам и логистике ОАО "Национальная нерудная компания":

- Для нас как для грузовладельцев наиболее актуален риск повышения стоимости перевозки. Как показывает практика, ценовая коррекция на услуги железнодорожного транспорта осуществляется лишь в одном направлении - в сторону увеличения. И если в тех сегментах, где конкуренция с другими видами транспорта возможна, у РЖД еще имеются стимулы к снижению тарифной нагрузки на своих потенциальных клиентов, то в сфере перевозки щебня альтернативы стальным магистралям, по сути, нет, и пока сложно понять, что будет останавливать монополию использовать предоставленное ей право с целью увеличения собственной выручки.

Валерий Орлов, независимый эксперт:

- В целом возможность изменения тарифа можно признать оправданной мерой, но в нынешних условиях, когда действующие алгоритмы организации перевозок слабо согласуются с, казалось бы, утвержденной рыночной моделью, абсолютно неясно, каков будет эффект от применения этого инструмента на практике. Сегодня, когда собственник инфраструктуры фактически является и участником рынка по предоставлению подвижного состава, велика вероятность возникновения конфликта интересов. И непонятно, каким образом руководство страны собирается его избежать.

Александр Метелкин, начальник управления маркетинга ООО "Фирма "Трансгарант":

- Сложно определить последствия такого решения в нынешних условиях. Рынок сам по себе еще не устоялся, кроме того, в последнее время был принят ряд достаточно серьезных тарифных решений, поэтому возникает опасность, что система может потерять управляемость.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер16.11.12Вопрос номера