22-12-10 / 2010
Новости отрасли
ОАО «РЖД» представило Минэнерго три сценария роста железнодорожного тарифа на перевозку угля в ближайшие 20 лет

В ОАО "РЖД" рост железнодорожного тарифа на перевозку угля прогнозируют в соответствии с той ситуацией, которая наблюдается в экономике, и теми стратеги ями, которые были приняты руководством страны. Специалисты компании представили в Минэнерго три сценария роста железнодорожного тарифа на перевозку угля.

Первый построен на основе параметров индексации грузовых железнодорожных тарифов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития России на 2011-2013 годы, на период с 2014 по 2020 год, и предусматривает рост в 2,5 раза. Второй сценарий построен на основе пара метров индексации базового сценария при унификации порожнего пробега грузовых вагонов в 2012 году, и здесь цифра приближается к росту в 3,3 раза. Третий вариант, который разработчики ДПРУПС-2030 уже окрестили "губительным для всей отрасли", предусматривает рост железнодорожного тарифа в четыре раза и построен на основе параметров индексации базового сценария, унификации тарифов на порожний пробег вагонов, а также сближения тарифных условий на перевозки грузов различных тарифных классов в 2012 году.

Сейчас объемы экспорта российского угля продолжают расти. В особенности это чувствуется на восточном направлении - рынок Азии продолжает развиваться бурными темпами, и для поднятия своей промышленности ему нужно все больше сырья.

Железнодорожные перевозки угля являются одними из самых масштабных и перманентно вызывают к жизни разного рода дискуссии критической тональности. В частности, представители угледобывающих компаний-грузовладельцев и до этого не раз высказывали недовольство по поводу неразвитости инфраструктуры, называя такое положение "ограничивающим фактором роста угольной промышленности".

В ОАО "РЖД", в свою очередь, не могут выделить необходимое количество денежных средств, так как тогда компания будет вынуждена либо поднять тарифы на перевозку грузов для других отраслей, либо нести убытки. Кроме того, представители перевозчика не устают повторять, что компания и так практически субсидирует угольную отрасль, заведомо обременяя себя на нерентабельность перевозок этого груза. Впрочем, и сами угольщики понимают, что в вопросах железнодорожных перевозок их продукции есть масса нюансов. "Мы рассматриваем такой вопрос, как низкая калорийность российского угля. Это проблема: мы возим влагу, а не калории и в итоге переплачиваем. Нужно развивать обогатительное производство, и тогда, в частности, сократятся транспортные расходы",- признает Анатолий Скрыль.

По прогнозам Института конъюнктуры рынка угля, к 2030 году цены на уголь вырастут в среднем в полтора раза - со $100 до $150-160 за тонну. При этом представители этого же института совместно с агентством "Росинформуголь" рассчитали вероятный доход ОАО "РЖД" от перевозок угля при различных сценариях роста тарифа на перевозку. В итоге получилось, что чем выше тариф, тем меньшую выручку получат РЖД. Так, в случае если тариф за 20 лет вырастет в 2,5 раза, то объемы перевозок смогут достичь уровня 380 млн. тонн в год и выручка РЖД от перевозок этого вида грузов к 2030 году может составить 800 млрд. руб. в год. Если же тариф вырастет за тот же период в 3,2 раза, то объемы перевозок угля останутся на прежнем уровне и выручка от угольных перевозок составит, по подсчетам специалистов угольной отрасли, 760 млрд. руб.

При варианте роста железнодорожного тарифа на перевозку угля в четыре раза объемы перевозок по сети сократятся до 190 млн. тонн, а выручка компании составит всего 500 млрд. руб. Источник в Минэнерго пояснил это тем, что многие угольные компании просто не смогут пользоваться услугами железнодорожников, так как тарифная составляющая сделает их деятельность нерентабельной. По словам заместителя начальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО "РЖД" Александра Хатьянова, наиболее предпочтительным из предложенных вариантов для самой компании будет тот, "при котором тарифы на перевозку угля покроют себестоимость нормативного уровня рентабельности". То есть в основе опять же невозможность работы компании в убыток. Сейчас все сценарии рассматривает рабочая группа при Минэнерго, которая до конца года должна представить на рассмотрение правительства ДПРУПС-2030.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.10Сырьевой сценарий