20-12-11 / 2011
Новости отрасли
ОАО «РЖД» предрекает рост конкуренции после вступления в ВТО

Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» подготовил исследование «Оценка влияния вступления России в ВТО на экономику работы РЖД». По мнению авторов, поддержание конкурентных позиций компании потребует специальных, в том числе и государственных, мер.

Окончательное присоединение России к ВТО ожидается в июне 2012 года, но еще несколько лет будет действовать переходный период в тарифной защите.

Перевозки

Около 2/3 грузооборота на железных дорогах формируется энергоресурсами, и по этим грузам вступление в ВТО не окажет существенного влияния на грузопотоки, их динамика будет определяться другими факторами. В РЖД тем не менее ожидают хорошую динамику экспортно-импортных перевозок. В 2015 году они прирастут к 2010 году на 20% и составят 580-590 млн тонн.

Что касается внутренних маршрутов, то могут возрасти перевозки угля и мазута на электростанции из-за роста внутренних цен на газ, но в то же время перевозки черных металлов упадут по причине спада в машиностроении. Сложно предсказать, как поведут себя продукты питания. Переговорщикам удалось хорошо защитить сельское хозяйство, и негативные последствия там вряд ли проявятся.

В лесной отрасли прогнозируется ускорение темпов роста за счет упрощения законодательства, однако здесь ожидается конкуренция импортной продукции деревообработки, поэтому последствия для железнодорожных перевозок оцениваются как нейтральные.

Авторы исследования делают вывод: открытие рынков может привести к резкому росту импорта, и, например, FESCO и "ТрансКонтейнер" могут получить преимущества за счет снижения ввозных пошлин.

В РЖД предсказывают усиление конкуренции на рынке грузовых перевозок между автомобильным и железнодорожным транспортом, поскольку основной прирост будет приходиться на высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей, которую перевозит автотранспорт. Особенно сильный рост доли иностранных компаний ожидается на рынке логистических услуг.

Наиболее серьезно снизятся пошлины на лекарства, на медицинское, технологическое, строительное оборудование. На компьютерную технику, комплектующие, средства их производства и элементную базу через три года пошлины будут отменены вовсе. По мнению специалистов РЖД, наиболее благоприятное значение присоединение к ВТО будет иметь для металлургической отрасли за счет увеличения возможностей доступа на рынок других стран. Причем выиграть здесь должны именно те, кто производит продукцию с высокой добавленной стоимостью. То же самое касается и химической промышленности, хотя у нее больше проблем, связанных со старением фондов и недостаточной конкурентоспособностью. Но все же перевозки этих грузов должны возрасти. Предполагается чувствительное снижение тарифов на импортные автомобили (с 25% до 15%), однако, по сути, их размер вернется к докризисным временам. Как пояснил "Гудку" руководитель российской делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, в начале переговоров стороны исходили из действующей ставки, и в целом по сравнению с теми же автомобилями она снизилась незначительно. На производство легковых автомобилей заметного влияния вступление в ВТО не окажет, а вот снижение пошлины на грузовики может привести к давлению на рентабельность их производства. Не позднее 1 июля 2013 года Россия должна предоставить одинаковый режим для перевозки экспортных и импортных грузов с тем, что существует для внутренних перевозок. Это не исключает применения дифференцированных внутренних сборов за перевозку, но они должны основываться на экономической эффективности железнодорожного транспорта, а не на стране происхождения. Транзитные тарифы должны публиковаться заранее.

ДОСТУП НА РЫНОК

Все органы по аккредитации и сертификации будут заменены единым национальным органом России. Как пояснил Максим Медведков, сертификация на ту же железнодорожную технику, произведенная каким-либо членом ВТО, не означает ее автоматического признания в стране. Это возможно, только если будет заключено специальное соглашение о признании результатов сертификации между соответствующими государствами, и с небольшим количеством стран оно у России уже есть. Порядок лицензирования и сертификации во многом будет определяться лоббистскими возможностями России, но, скорее всего, будет упрощен, так как по правилам ВТО эти меры нельзя использовать как инструменты нетарифного ограничения доступа на рынок.

ЧЕГО ЖДУТ ОТ ВЛАСТИ

В рамках переговоров с ВТО в перечне обязательств не оговорены условия доступа иностранных перевозчиков на инфраструктуру РЖД. Этот вопрос пока разрабатывается лишь в рамках создания единого экономического пространства.

Поэтому в РЖД полагают, что государство должно принять меры для выравнивания конкурентных условий для железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта. То же самое касается и унификации грузовых тарифов, при которых компания теряет определенную долю доходов при работе с экспортом, что может быть компенсировано за счет повышения тарифов во внутренних перевозках (эту позицию поддерживает и ФСТ). Кроме того, РЖД предлагают зафиксировать в списке изъятий из режима наибольшего благоприятствования обязательства по доступу иностранных перевозчиков на российский рынок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.12.11Баланс плюсов и минусов