06-10-10 / 2010
Новости отрасли
ОАО "РЖД" предложило крупнейшим угледобывающим и металлургическим компаниям опробовать новую схему работы, при которой она сама будет уп...

По мнению РЖД, такой подход позволит избежать чрезмерного роста нагрузки на инфраструктуру, а значит, и снизит цены. Сами компании пока опасаются обратного. С полной передачей во Вторую грузовую компанию (ВГК, зарегистрирована 1 октября) инвентарного парка вагонов РЖД должен завершиться так называемый третий этап реформирования железнодорожного транспорта, итогом которого станет "отчуждение перевозчика от оперирования грузовыми вагонами". И хотя реформы предполагают создание конкурентного рынка операторов к 2015 году, монополия опасается, что без единой системы управления частный парк будет расти быстрее, чем того требует рост объема перевозок и может обеспечить инфраструктура. В частности, одной из причин может стать то, что наличие большого количества операторов приведет к росту порожнего пробега. РЖД предлагают грузовладельцам не дожидаться этого, а уже сейчас опробовать новую схему, по которой операторские функции возьмет на себя Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД.

Вчера глава РЖД Владимир Якунин и топ-менеджеры таких компаний, как "Кузбассразрезуголь", Rusal, "Мечел", Новолипецкий меткомбинат, СУЭК, Evraz и др., обсудили новую схему и договорились согласовать соответствующий меморандум о сотрудничестве, чтобы ее опробовать. Запустить пилотный проект планируется в ноябре. Предполагается, что РЖД будут осуществлять перевозки по заявкам грузоотправителей, используя при этом арендованный парк частных собственников.

Договоры на перевозки будет заключать ЦФТО, который при этом заключит агентские договоры с операторскими компаниями. Как поясняют в монополии, снижение нагрузки на инфраструктуру должно привести к снижению цен. Ситуация с грузоперевозками сейчас похожа на московские пробки, говорит эксперт Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко. "Пока все пользовались общественным транспортом, проблем не было, но с ростом числа частных авто город встал, - поясняет он. - Среднесуточная погрузка сейчас на уровне 2004 - 2005 года, хотя парк вагонов вырос с 860 - 900 тыс. до 1 млн. штук". По его словам, если бы все перевозки выполнялись под единым управлением, то дефицита вагонов и пробок не было бы. "Предложения РЖД позволят ликвидировать некое "броуновское движение" частных порожних вагонов", - считает Игорь Куротченко. Правда, из грузоотправителей однозначно о поддержке инициативы РЖД высказались только в Rusal. "Новая модель взаимодействия будет означать для нас дальнейшую оптимизацию логистических схем, а значит, позволит сократить сроки доставки продукции нашим потребителям", - отметили в компании. Представители других компаний воздержались от комментариев. Источники знакомые с ходом совещания, говорят, что грузовладельцы как собственники вагонов опасаются, что не смогут прийти к согласию о единой стоимости их использования. Кроме того, услуги РЖД по объединению операторской работы окажутся небесплатными, что также скажется на стоимости перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily 05.10.10 Якунин предложил новую схему