22-05-12 / 2012
Новости отрасли
ОАО "РЖД" предлагает плату за просрочку доставки вагонов привести к рыночным реалиям

С начала 2012 года ОАО "РЖД" предъявили штрафы за просрочку в доставке вагона на сумму 412 млн руб., что в три раза выше уровня прошлого года.

"По итогам 20 дней мая просрочка составила 14%, причем с опозданием прибыло 11% груженых вагонов и 16,7% порожних, - сообщил первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО "РЖД" Сергей Колесников. - На Приволжской железной дороге с нарушением сроков доставки приходит 33% вагонов, на Северо-Кавказской - 25%, на Юго-Восточной и Московской - по 20%".

Правда, по словам вице-президента ОАО "РЖД" Салмана Бабаева, это не означает, что вся сумма будет выплачена. У компании есть встречные претензии к тем, по чьей вине происходит задержка в доставке. Однако, чтобы грамотно обосновать все это в суде, необходимо документально оформлять все причины, вызвавшие задержку. Сейчас согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта перевозчик за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов "уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки...".

Фактически получается, что задержка на 10 суток делает доставку грузополучателю вагонов бесплатной. Однако ни в одной из транспортных отраслей нет таких драконовских штрафов. Такие же санкции предусмотрены в Уставе автомобильного транспорта, однако там давно доставка осуществляется по договорам.

РЖД же вынуждены принимать заявки на перевозку, даже если доставить груз в срок невозможно. Причем проблема заключается в местных перевозках в границах одной дороги, когда речь идет о сборных грузах. Дальние перевозки, наоборот, зачастую проходят с сокращением сроков доставки.

В ЦФТО разработан проект договора на перевозку с продленными сроками доставки, однако грузоотправители не очень охотно его подписывают. К примеру, как пояснили "Гудку" в ЗАО "РН-Транс" (бывший "ЮкосТрансСервис"), взимание штрафов у них поставлено на системную основу, в то же время практика заключения продленных договоров "не заведена".

В "РН-Транс", который, кстати, является одним из лидеров по предъявлению штрафов за просрочку ОАО "РЖД" (220 млн руб. в прошлом году), допускают, что какая-то часть задержек связана с "узкими местами" на инфраструктуре, но в то же время указывают, что юристы РЖД "отбивают" у них в судах достаточно малые суммы от предъявленных, порядка 5-10%.

Коммерческий директор "ММК-Транс" Артем Дудинский говорит, что они не предъявляют штрафов к ОАО "РЖД", поскольку могут это делать только по порожним вагонам, а процент порожнего рейса у его компании не очень большой. В то же время сам Магнитогорский металлургический комбинат, видя сложное положение с пропускными способностями инфраструктуры, подписал с РЖД новый договор о продлении сроков доставки.

В РЖД готовят свои предложения по корректировке нормативной базы, чтобы соблюсти баланс интересов перевозчика, операторов и грузовладельцев. Их должно будет рассмотреть новое правительство.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.05.12Борьба со штрафами