29-10-08 / 2008
Новости отрасли
ОАО «РЖД» предлагает изменить подходы к классификации грузов с увеличением тарифов

Хотя уже завершается третий этап реформы железных дорог, ОАО РЖД остается одним из инструментов государства по поддержке промышленности - за счет полного регулирования тарифов. В монополии уверены, что многие из них уже устарели и не соответствуют реалиям рынка. Поэтому ОАО РЖД предлагает изменить подходы к классификации грузов с увеличением тарифов, а на перспективу - задуматься об их дерегулировании. ОАО РЖД, как коммерческая компания, должно прилагать усилия в первую очередь к увеличению прибыли. Но государство продолжает субсидировать другие отрасли промышленности за счет железнодорожного транспорта. Масштабы этих субсидий впечатляющи: по подсчетам РЖД, за последние пять лет железная дорога фактически подарила промышленным предприятиям порядка 180 млрд руб. (около $7,2 млрд). Это произошло за счет того, что рост цен в промышленности устойчиво опережает динамику грузовых тарифов. С 1991 года цены в топливной промышленности выросли в 451 раз, в черной металлургии - в 219 раз, в угольной промышленности - в 191 раз, в электроэнергетике - в 131 раз, а тарифы на железнодорожные перевозки - в 80 раз. Решить проблему отчасти поможет предложение ОАО РЖД по выделению в общем тарифе инвестиционной составляющей. По словам вице-президента РЖД Валерия Решетникова, эта мера должна привлечь в развитие инфраструктуры железных дорог до 1 трлн руб. до 2015 года, но только с учетом увеличения грузовых тарифов в целом. Кроме того, в ОАО РЖД подготовили предложения по принципиальным изменениям в системе классификации грузов. Принципы распределения грузов по классам основывались на величине транспортной составляющей в конечной цене перевозимой продукции: если она составляет более 15%, груз попадает в первый класс (это преимущественно массовые сырьевые грузы), менее 10% -- в третий (в основном это готовая продукция), во втором классе - грузы, затраты на перевозку которых балансируют в коридоре от 10% до 15%. ОАО РЖД предлагает повысить тарифы на перевозку угля и железной руды на 5-7%, кокса - на 7-10%, бензина и дизельного топлива - на 10-13%, цемента - на 15% и более. При этом, по подсчетам специалистов компании, транспортная составляющая в цене грузов вырастет незначительно. В частности, в цене угля она повысится с 22,8% до 24%, руды - с 8,7% до 9,5%, кокса - с 11,6% до 12,3%, цемента - с 6,9% до 7,8%, бензина - с 5,4% до 6%, дизтоплива - с 6,8% до 7,6%. Предложения уже направлены в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), Минтранс и Минэкономразвития. Кроме того, ряд позиций из этих предложений обсуждается в рамках отраслевых совещаний на уровне вице-премьера Игоря Сечина. Решающая схватка за сближение тарифных классов намечена на ноябрь, когда все заинтересованные ведомства сформируют свою позицию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
КоммерсантЪ29.10.2008Классная работа