23-07-13 / 2013
Новости отрасли
ОАО «РЖД» подготовило проект корректировок Правил исчисления сроков доставки грузов

Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, принятые МПС ещё в 2003 году, нуждаются в изменениях. Как считают в ОАО «РЖД», одним из главных моментов является включение в документ порожнего парка.

Как пояснил «Гудку» заместитель начальника Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» Александр Миненко, в связи с массовым скоплением вагонов на Западно-Сибирской дороге, в Кузбассе, срок доставки предложено увеличить на сутки. Кроме того, предусмотрены уточнения в пункт 6 Правил, регламентирующий случаи, при которых увеличивается срок доставки на всё время задержки.

«Необходимо продлевать срок на исправление коммерческого состояния вагонов и контейнеров, оформление и устранение технической неисправности, в том числе для проведения отцепочного ремонта, – говорит Александр Миненко. – Также прописали увеличение срока на задержку, связанную с переадресовкой грузов, на проведение промывки – срок увеличивается на всё время операции, предоставление права перевозчику продлевать сроки доставки при увеличении расстояния перевозки в связи с обходом ремонтируемых участков инфраструктуры».

Однако увеличение срока доставки не будет автоматическим, поскольку сам порядок расчёта сроков не меняется.

«Читая Правила, многие думают, что в пункте 5 Правил содержатся сутки, на которые увеличивается срок доставки груза, но это не так, – поясняет заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – Срок складывается из норм суточного пробега, в которых, в свою очередь, учитываются разные параметры: количество километров, которые вагон должен проехать в сутки, расстояние между станциями отправления и назначения и те сутки, которые к нормам суточного пробега нужно прибавлять в соответствии с существующим пунктом 5 Правил. Но ранее было не очень ясно, когда эти сутки нужно прибавлять, а когда нет. Теперь ситуация упростится».

Так, например, подпункт 5.1 Правил устанавливает, что сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных действующими Правилами, увеличиваются на двое суток – на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. Теперь же в этом пункте предлагается добавить «двое суток – на операции, связанные с отправлением и прибытием грузов, собственных порожних вагонов», и эти Правила распространятся и на порожняк.

Изменения связаны с тем, что раньше в основном груз на территории России перевозился в вагонах инвентарного парка. Теперь инвентарный парк превратился в приватный, и все вагоны, курсирующие на железной дороге, принадлежат различным операторским компаниям.

При инвентарном парке вагоны двигались без оформления документов, теперь же собственные вагоны ездят с оформлением накладной – документа, удостоверяющего заключение договора перевозки груза, поскольку согласно правилам других нормативно-правовых актов вагон, не принадлежащий дороге, в порожнем состоянии приравнивается к грузу. Поэтому на него теперь также распространяются те же правила с добавлениями времени на операции, как и на гружёный вагон. Раньше проблема с частным порожняком была просто незаметна на сети, но сейчас, когда практически все вагоны стали частными, это создало большие сложности. Аналогичные изменения касаются и других подпунктов статьи 5.

В новой редакции Правил РЖД предложили решить и проблему Калининградской области. В анклав грузы попадают транзитом через Литву, соответственно, обеспечивать российские сроки доставки через её территорию невозможно. Порядок исчисления сроков доставки грузов и собственных порожних вагонов предложено регулировать международными договорами и соглашениями. В данном случае, по словам Алексея Васильева, таковым является соглашение «О международном грузовом железнодорожном сообщении». Этим будет положен конец долгим спорам.

Проект уже обсуждался с Некоммерческим партнёрством «Гильдия экспедиторов». Редакция представителями ОАО «РЖД» уже согласована и в конце этого месяца будет направлена в Минтранс.

Президент НП «Гильдия экспедиторов» Семён Резер считает, что новый закон должен соответствовать новым условиям работы, чего сегодня, к сожалению, не наблюдается. По его словам, необходимо создать материальную ответственность всех участников перевозочного процесса, а также чётко обозначить права и ответственность каждого участника по срокам доставки, оформить порядок предъявления претензий за невыполнение сроков.

«Сегодня ОАО «РЖД» делает всё, чтобы сроки выполнялись. Вагонный парк компании уже не принадлежит, однако она продолжает отвечать за сроки доставки, притом зачастую виновны совсем другие участники», – говорит Семён Резер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.07.13Догнать реальность