27-06-12 / 2012
Новости отрасли
ОАО "РЖД" отчитывается о реализации природоохранных и экологических мероприятий

В конце марта правительство поручило всем госкомпаниям разработать "добровольные механизмы экологической ответственности", а руководство этих компаний теперь должно регулярно отчитываться перед правительством и обществом о реализации природоохранных и экологических мероприятий. Одним из первых перед читателями "Ъ" отчитывается ОАО "Российские железные дороги".

От дизеля к электричеству Железнодорожный транспорт является одним из самых экологичных видов транспорта по сравнению с другими видами сообщений. При одинаковом расходе энергетических ресурсов железными дорогами выполняется значительно больший объем перевозочной работы. Энергоэффективность железнодорожного транспорта в дватри раза выше автомобильного. Применительно к грузовым перевозкам коэффициент эмиссии парниковых газов на воздушном транспорте сегодня составляет 656 г/ ткм, на автомобильном - 72 г/ткм, тогда как поезд на тепловозной тяге выбрасывает в атмосферу всего 35 г/ткм, а на электровозной и вовсе 18 г/ткм. Тем не менее недооценивать влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду нельзя.

В России экологичность железнодорожного транспорта обеспечивается широким применением электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха и прилегающих территорий.

По протяженности электрифицированных линий российские железные дороги занимают первое место в мире: сегодня это 44,5 тыс. км, тогда как в Китае 24 тыс. км, в Германии 21,1 тыс. км. За последние годы ОАО РЖД электрифицировало более 1 тыс. км пути. При этом ОАО РЖД перевозит более 85% грузов и 80% пассажиров именно электрической тягой.

В соответствии с принятой концепцией в ОАО РЖД проводятся работы по использованию в качестве моторного топлива природного газа, который повышает экологичность перевозок. В опытную эксплуатацию в 2011 году передан магистральный газотурбовоз ГТ-1, работающий на сжиженном природном газе, у которого вредные выбросы более чем в пять раз ниже нормативных требований директивы ЕС 2012 года к дизельным двигателям. Также в опытной эксплуатации находятся два модернизированных маневровых тепловоза на базе серийного тепловоза ЧМЭ3, на которых проведены комплексные мероприятия по увеличению замещения дизельного топлива природным газом. Максимальное замещение дизельного топлива природным газом составляет 60%, снижение токсичности выхлопных газов при работе на газодизельном режиме достигает не менее полутора раз. На Ярославском электровозоремонтном заводе изготовлено шесть двухдизельных маневровых тепловозов на базе тепловоза ЧМЭ3. По сравнению с серийными тепловозами эти локомотивы обеспечивают экономию топлива до 24%, что, в свою очередь, снижает выбросы в атмосферу вредных веществ на 24%. На Людиновском тепловозостроительном заводе построен маневрово-вывозной тепловоз ЕЭМ9Н, принцип работы которого основан на комбинировании активных источников энергии. В штатном режиме тяговые двигатели получают энергию от накопителя. При снижении заряда накопителя подзарядка производится от дизель-генераторной установки. Экономия дизельного топлива составляет до 30%. Выбросы в окружающую среду уменьшаются на 55%.

От угля до воды Экологическая стратегия предполагает также существенное снижение выбросов в атмосферу от угольных котельных РЖД, которые компания переводит на другое топливо - газ. "Котельные, расположенные в европейской части, в основном используют газ и топочный мазут, а за Уралом и в Дальневосточном регионе по большей части котельные работают на угле, - рассказывает Валентин Гапанович. - Сейчас мы начали использовать более экологичные способы сжигания угля, так называемую технологию кипящего слоя, которая позволяет снижать выбросы вредных веществ в атмосферу и уменьшать объемы образования шлака.

В рамках реализации экологической стратегии ОАО РЖД проводит также мероприятия по экономии и охране водных ресурсов, которые используются для производственных нужд. По данным господина Гапановича, потребление воды филиалами компании за пять лет сократилось более чем на 50% - со 162,7 млн куб. м до 85,8 млн куб. м. Снижение потребления воды достигается за счет водосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения, нормирования и приборного учета водопотребления, массового внедрения модульных компрессорных станций на воздушном охлаждении, исключающих использование воды.

В 2011 году на железные дороги поставлена 51 такая модульная компрессорная.

По словам Валентина Гапановича, в компании уделяется большое внимание использованию и обезвреживанию отходов производства. За 2008-2011 годы образование отходов сократилось на 34% по сравнению с 2007 годом. "В 2011 году у нас образовалось 1,83 млн тонн отходов производства и потребления 600 наименований. На собственных площадках мы использовали и обезвредили 695,3 тыс. тонн, а остальные отходы переданы для утилизации сторонним организациям", - отмечает старший вице-президент ОАО РЖД. На установке Научно-производственного центра по охране окружающей среды в Ярославле утилизируются биологические, медицинские и нефтесодержащие отходы, на станции Тагул Восточно-Сибирской железной дороги функционирует установка по утилизации отработанных деревянных шпал и нефтесодержащих отходов. "Образующееся при работе установки тепло используется для отопления производственных помещений", - подчеркивает господин Гапанович. Отработанные железобетонные шпалы утилизируются на установках типа КУШ-40 в пяти путевых машинных станциях на Московской, Октябрьской, Свердловской, ЮжноУральской железных дорогах.

Модернизация подвижного состава и инфраструктуры обеспечивают снижение техногенного воздействия на окружающую среду. При капитальном ремонте тепловозов осуществляется замена устаревших двигателей на современные, более экологичные отечественного производства, которые повышают топливную экономичность тепловозов на 15%, а экологические показатели улучшают на 30%. Ежегодно производится замена 150-200 старых дизелей на новые. Каждый год капитально ремонтируется до 5 тыс. км путей, при этом старые деревянные шпалы заменяются на экологически чистые железобетонные.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант - Тематические приложения27.06.12РЖД выезжают на природу